Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:31, доклад
В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст . Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Психология развития и возрастная психология
1. Проблема возраста в психологии. Периодизация психического развития.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
При определении понятия " возраст " А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст . Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
2. Критические и стабильные периоды развития. Проблема возрастных кризисов.
Периодизация Эльконина.
Эпохи |
Раннее детство |
Детство |
Отрочество | |||
Возраст
Периодизация |
Младенческий (0-12 мес) 2-6 7-12 |
Ранний возраст 1-3 лет |
Дошкольный 3-7 лет |
Младший школьный 7-12 лет |
Младший подростковый 12-15 лет |
Старший подростковый 15-18 лет |
Линия развития |
Мотивационно-потребностная сфера - ситуативно-личностное - ситуативно-деловое общения |
Операционально-техническая
-предметно-орудийная |
Мотивационно-потребностная |
Операционально- техническая |
Мотивационно-потребностная |
Операционально- техническая |
Социальня ситуация развития |
Противоречие: беспомощность-зависимость |
Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта |
Взрослый как носитель социальных и личностных отношений |
Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий |
Сверстник как объект и субъект отношений |
Взрослый как старший соратник |
Ведущая деятельность |
Непосредственное
эмоциональное общение с |
Предметно-орудийная деятельность |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера) |
Интимно-личностное общение со сверстниками |
Учебно-профессиональная деятельность |
Проблема возраста, решаемая через ССР |
Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения |
Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами |
Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка |
Овладение системой научных понятий |
Самоопределение себя в системе отношений со сверстниками |
Профессиональный выбор; автономность |
Психическое новообразование |
- индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления |
- речь - восприятие - самосознание |
- формирование внутренних позиций - произвольность мышления(логический тип обобщения) |
- внутренний план действий - рефлексия -внутренняя опосредованность всех психических процессов - самооценка |
- чувство взрослости - рефлексия |
- система ценностей - формирование логического интеллекта - гипотеко-дедуктивное мышление - стиль мышления |
Результат |
Разрушение симбиотической ситуации |
Я сам - самосознание - перем. Гордост. - самостоятельность |
Собственная позиция к системе социальных отношений (зачатки мировозренческих социальных отношений) |
- собственная познавательная активность - кооперация со сверстниками - самоконтроль |
- формирование системы «я» развитие самосознания - развитие мировозрения и философского мышления - формирование системы теоретических знаний |
Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь |
Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.
Особенности кризиса (по Выготскому):
А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.
Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)
В) негативный характер
развития – ребенок теряет интересы,
направляющие всю его деятельность,
прежние формы внешних
Кризисы бывают:
ü Кризис новорожденности
ü Кризис 1 года
ü Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
ü Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.
ü Кризис 13 лет
ü Кризис 17 лет
ü И другие: середины жизни, см. взрослую периодизация
Динамика изменений:
1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются)
2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер)
Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.
Особенности:
Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.
Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.
Информация о работе Психология развития и возрастная психология