Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:01, реферат
Проблема языка и сознания. Речь и общение. Развитие коммуникации в филогенезе. Роль речи в протекании психических процессов. Виды и функции речи. Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи: теории научения; преформистская теория развития речи; конструктивистская теория усвоения языка; релятивистские теории языка. Этапы построения развернутой речи. Роль речи в протекании психических процессов: речь как инструмент мышления; соотношение мышления и речи.
* понятность речи - это
синтаксически правильное
* выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие;
* действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение;
* логика речи - последовательность, обоснованность изложения;
* точность речи - умение выбрать для передачи информации наилучшие языковые средства, обусловленные целью высказывания;
* ясность речи - доступность, ориентированность на восприятие ее адресатом;
* правильность речи - соответствие литературной норме.
Эти требования предъявляются в первую очередь к устной речи, на основе которой строится процесс общения. Уровень их довольно высок. Этим в большей мере и обусловлена необходимость выработки способов речевой диагностики. Между тем определить уровень развития речи с достаточной точностью не всегда просто. Трудности состоят преждевсего в том, что существующие в настоящее время диагностические речевые методики созданы главным образом с целью диагностики патологии речи.
При изучении детей с задержками психического развития в соответствующих методиках речь рассматривается как один из показателей умственного развития. При этом цели, поставленные исследователями, не предполагают разработку такого диагностического аппарата, с помощью которого оценивается речевая функция в целом и дается обобщенная характеристика ее проявлений. В этом смысле методики, применяемые в логопедии, ближе подходят к решению задачи комплексного исследования речи. В него включаются пробы на различные стороны речи:
* понимание слов, предложений, текста;
* понимание грамматических конструкций, умение адекватно использовать в речи грамматические конструкции разного рода;
* умение строить связное высказывание;
* умение передать определенное содержание.
Однако эти пробы узконаправленны, и каждая выявляет развитие лишь определенной стороны речевой функции. Такого рода подход оправдан тем, что диагностические речевые методики в логопедии направлены на выявление звеньев нарушения речевой функции для определения направления и способов корректирующих воздействий на речь детей с общим недоразвитием речи у детей с задержками развития, где речь страдает вторично.
В настоящее время наиболее
актуальной остается проблема разработки
комплексной пробы для оценки развития
речи у людей с нормальным речевым развитием. Комплексность заклю
Согласно коммуникативной модели, акт речевого общения включает:
a) восприятие речи;
b) иерархически организованное внутриречевое звено, где оформляется семантика и языковая реализация высказывания;
c) произнесение речи.
Наиболее сложно организовано внутриречевое звено, которое включает несколько иерархических уровней:
* уровень базовых элементов,
связанных с номинативной
* уровень семантические полей, или “вербальных сетей” - ассоциативные соединения базовых элементов;
* уровень динамических образований на структурах “вербальных сетей”, реализующих синтаксические структуры текста - образующий уровень.
Для нахождения способа адекватной характеристики развития речи, прежде всего, необходимо выделить главные формы речевого взаимодействия. В этой связи, проведенный анализ ситуаций общения-взаимодействия позволил выделить следующие формы:
1) восприятие текста;
2) обмен устными текстами (диалоги, полилоги, ответы на вопросы);
3) развернутая текстовая речь.
Таким образом, основной формой
речевого взаимодействия является осмысленное
оперирование текстами. Текст характеризуется развернутостью
Развертывание замысла в полный текст должно осуществляться в определенной последовательности, которая является одним из средств реализации коммуникативной задачи. При порождении текста существует некоторая схема, отражающая порядок следования элементов содержания (иерархия предикатов). Такая схема составляеткомпозицию текста. При развертывании содержания текста особое значение имеют средства связности, соединяющие элементы текста в целостную конструкцию. Они делятся на внешние и внутренние. Внешние связи включают в себя собственно грамматические средства связи слов внутри предложения и грамматику текста. Внутренняя связь текста базируется на общности предмета описания.
Используемая модель речевой коммуникации позволяет видеть, что формирование текстового высказывания происходит в звене внутренней речи и включает в себя работу всех звеньев внутриречевого механизма. При этом подходе в качестве наиболее важных параметров речевого развития можно выделить:
* понимание предложенной информации;
* программирование своей информации;
* способность адекватно использовать имеющийся лексический багаж;
* речевая активность.
Понимание рассматривается как наиболее важная сторона речевого процесса, так как эта функция обеспечивает осуществление коммуникации, которой присущи разные уровни: на уровне целого текста; на уровне отдельных предложений и слов, так как понимание текста в целом связано с пониманием каждого из его элементов. Для оценки понимания на уровне всего текста существуют признаки: присутствие в пересказе специальных высказываний, указывающих на то, что общий смысл понят правильно. Такие высказывания, как правило, завершаютпересказ и выглядят как обобщающий вывод, как основная мысль заданного текста. Следовательно, формулирование общего вывода - показатель достаточно высокого развития речи.
Следующей важной стороной речевой
функции является возможность программирования
ребенком текста-пересказа. Программиров
Лексика. При оценке речевого развития важно учитывать лексический состав речи - те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа. Лексический состав речи характеризуется признаками: использование собственной лексики адекватно или неадекватно смыслу текста; правильность употребления слов (в свойственном им значении, контексте); образование морфологически правильной формы слов.
Так, в пересказах детей часто встречаются ошибки типа образования морфологически неправильной формы слов, например: “яйцовые скорлупки”. Они встречаются чаще у дошкольников (30%), чем у школьников (10%). Если у дошкольников образование подобных слов квалифицируется как словотворчество, то у школьников образование неправильной формы слов, по-видимому, свидетельствует о некоторой несформированности той стороны речевой функции, которая относится к ее лексическому компоненту.
Речевая активность. О речевой активности свидетельствуют некоторые показатели оценки понимания и лексики - это специальные высказывания, указывающие на понимание смысла текста, и введение ребенком в пересказ собственной лексики. Кроме того, речевая активность подразумевает отсутствие пауз в речи и определенную самостоятельность. Под речевой активностью понимается способность индивида без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ. Не стоит путать с речевой активностью персеверативность речи.
Норма и патология в речи.
Понятие патологии речи определимо только на основе трех взаимосвязанных критериев.
Первый из них несколько нетрадиционен для патопсихологии: это социально-психологический подход. Подойдем к понятию патологии через понятие нормы. Человек занимает в обществе систему социальных позиций, играет систему социальных ролей. В каждой из ролей есть набор функций, определяемых как социально значимые: общество предъявляет к каждому из своих членов известные требования, в соответствии с которыми эти функции должны осуществляться. В тех случаях, когда поведение человека отвечает этим требованиям, можно говорить о его соответствии социальным нормам. Понятие социальной нормы предполагает некоторое усредненное представление о минимальных функциях, которые призван осуществить человек в данном обществе и данной социальной ситуации, находясь в определенной позиции и выступая как носитель определенной социальной роли. Исходя из такого понимания, к патологии можно отнести отклонения от средней нормы.
Итак, второй подход - психофизиологический, подход с точки зрения функционального нарушения, в котором патологию следует понимать как некоторую результирующую определенного функционального нарушения и требований к функции со стороны общества.
Опираясь на такое понимание патологии, патологию речи можно определить как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, причем такое нарушение, которое воспринимается обществом (социальной группой) и самим человеком как отступление от социальной нормы. Таким образом, то, что весьма широко и неопределенно обозначается как патология речи, при учете третьего психолингвистического подхода может быть обозначено как нарушение (патология) языковой способности.
Такая интерпретация, как представляется, позволяет достаточно четко противопоставить собственно речевую патологию отклонениям и отступлениям от культурно-речевых норм речевого употребления, наблюдающихся у отдельных членов общества. Если в случаях патологии речи мы встречаемся с нарушениями как навыков, так и умений, то в остальных случаях - лишь с несформированностью отдельных элементов речевого процесса, невладением какими-то элементами языка. Если в случаях патологии речи человек (пациент) нуждается в специально организованной реабилитирующей помощи (восстановительной терапии, системе коррекционного воздействия), то в остальных случаях достаточно текущей коррекции отступления от нормы.
В случаях патологии речи перед нами стоит вопрос о возможности или невозможности общения (общения вообще или адекватного, эффективного общения). В остальных случаях речь идет только о том, правильно ли, хорошо ли, красиво ли говорить, так или иначе.
Патологию речи следует противопоставлять остальным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазии). Это важно потому, что факты, наблюдаемые при изучении патологии речи, и факты такого же рода, наблюдаемые при изучении нормальной речи, могут оказаться тождественными.
Классификация форм речевой патологии.
Спектр различных форм речевой патологии достаточно разнообразен:
Во-первых, это собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (психической деятельности). Примером могут являться нарушения речевой деятельности при следующих заболеваниях:
Прогрессивный паралич (один из вариантов сифилитического психоза): затрудненная артикуляция, невнятность произношения. В развитой форме - неспособность понять переносные значения, интонационная немодулированность речи.
Корсаковский психоз: резкое расстройство памяти, отражающееся и в речи, - в особенности в форме парафазии (подстановке неадекватного слова на место необходимого).
Болезнь Пика или Альцгеймера: заметная стереотипность речи - высказывания состоят из одних и тех же слов и синтагм, произносятся с одинаковой интонацией.
Эпилепсия: замедленная и неясная речь, “вязкость” речи и тенденция к персеверации (повтору), стереотипность, витиеватость речи, обилие слов в уменьшительной форме. При более тяжелых формах - бедность словаря (олигофазия).
Шизофрения: резонерство и обстоятельность речи. Замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Семантическая разорванность или бессмысленность, обычно при сохранении грамматической целостности предложения. Фонетическая однотонность, или же больные усиливают интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Повторение слов, произносимых собеседником (эхолалия). Бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания (вербигерация). Как можно видеть, симптомы очень различны, что отражает многообразие форм шизофрении.
Маниакально-депрессивный психоз: “телеграфный стиль”, иногда переходящий в бессвязность. Скачки идей, отвлекаемость речи на новые предметы. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.
Во-вторых, это речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии. Они изучаются нейролингвистикой: типичный пример - различные виды афазии.
В-третьих, это речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем - в основном это особенности речи (и ее восприятия) у глухих и глухонемых.