Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:06, реферат
Именно на эту сторону религии делают акцент в своих исследованиях представители психологии религии — одного из разделов религиоведения, находящегося на стыке философии и психологии.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Ученые спорят о том, когда и как у людей сложились первые религиозные представления и верования. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, что ждет религию в будущем. Тем не менее, несомненно, одно: без религии, без учета ее влияния невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.
Введение
1. Предмет и сущность психологии религии
2. Религия и религиозность
3. Человек - существо религиозное
4. Психологическая природа религии У. Джеймса, З.Фрейда и К. Г. Юнга
Заключение
Список используемой литературы
Тема: психология религии о природе и сущности феномена религиозности.
Содержание
Введение
1. Предмет и сущность психологии религии
2. Религия и религиозность
3. Человек - существо религиозное
4. Психологическая природа религии У. Джеймса, З.Фрейда и К. Г. Юнга
Заключение
Список используемой литературы
Введение
религия
представляет собой не только социальное,
но и психологическое явление. Она является
составной частью внутренней эмоционально-волевой
и духовной жизни религиозной личности.
Именно на эту сторону религии делают
акцент в своих исследованиях представители
психологии религии — одного из разделов религиоведения,
находящегося на стыке философии и психологии.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые
сопровождают человечество и человеческие
отношения на всем пути их существования
и трансформации. Ученые спорят о том,
когда и как у людей сложились первые религиозные
представления и верования. Можно по-разному
оценивать роль религии в жизни общества.
Нет единого мнения и о том, что ждет религию
в будущем. Тем не менее, несомненно, одно:
без религии, без учета ее влияния невозможно
развитие истории и социальных отношений
любого государства, любого народа, любой
группы, любого человека.
1. Предмет и сущность психологии религии
Предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.148 сказал: "В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения". Этим словам более 130 лет, но их актуальность сегодня очевидна. Религиозность, как такова, имеет свои закономерности развития. В разных религиях и даже в различных деноминациях одного вероисповедания имеются свои специфические особенности, но есть и общие принципы. Так как человек сам по себе является религиозным существом, а религиозный опыт - деятельностью души, исследование представляет определенный интерес и для самой психологии. "Психолог должен быть кровно заинтересован в выяснении содержания религии, ибо для него важно, какое человеческое отношение в ней выражается и какое действие - доброе или злое - она оказывает на человека, на развитие человеческих сил. Ему интересно выяснить не только психологические корни различных религий, но и их ценность" Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.112.
Хотя в последнее время есть тенденция считать, что психология религии - это самостоятельная наука, но оказывается, что ее методика зависит от философии и богословского мировоззрения, которые и определяют метод определения эмпирических показателей религиозного феномена. Психология религии - область научных исследований, где изучается воздействие религии на душевную жизнь человека. Психология религии признает трансцендентный опыт и убеждения, не затрагивая реальности существования трансцендентного предмета. Немецкий теолог Генрих Фрик Там же. С.115 в своей книге "Сравнительное религиоведение" утверждает, что психология религии"…делится на индивидуальную и коллективную". Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления. Для психологов большую проблему создает генезис религии и религиозности. Основываясь на эмпирических методах, современная психология только описывает религиозные факты так, как их воспринимает человек, или группа людей и дает их объяснение с помощью различных теоретических положений. Психология религии разрешает признать трансцендентные опыт и убеждения, не присоединяясь к исследованиям реальности или вероятности трансцендентного предмета. Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати - это вопросы философии и богословия, но она исследует как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в жизни этих людей. Поскольку религиозность - это проблема выбора человека, то выбор духовных ценностей происходит дифференцировано: у одних людей он достаточно глубокий и поэтому связан со многими составляющими психики, у других - он очень поверхностный. В связи с этим формируется конкретная религиозная личность.
2. Религия и религиозность
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.С. 34 (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним. Следует привести определение религии русского философа Б.Н. Чичерина В.И.Приленский Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. С. 255: "Религия как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным" Можно сказать, что религия является способом достижения человеком контакта с божеством. В протестантской и нецерковной ортодоксальной мысли это определение так и звучит: Религия - это продукт естественных желаний и человеческого воображения, которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку хотелось бы найти в Нем согласно своим приземленным интересам и надеждам. В этом случае религия тесно связана с культурой, и определить причинно-следственную связь между ними не всегда представляется возможным. Между религией и религиозностью существуют определенные отношения. По мнению К. Тиле Классики мирового религиоведения. М., 1996.С.138 "религия как оболочка необходима только ради ядра, а религиозность как раз и является ядром, …сущность религии в полной мере познаваема только во взаимном влиянии религии и религиозности". Следует отметить и то, что до начала XVII века в европейской науке понятие религия имело отношение больше всего к христианству. Религиозность выражалась в набожном, благоговейном отношении к библейскому Богу. С середины XVII столетия значение этого термина изменено. Слово "религия" стало означать "систему верований и обрядов". Его можно было использовать и во множественном числе: христианство стало одной из нескольких "религий". А религиозность стала иметь отношение к любому виду божества в анимизме, буддизме, христианстве, исламе и т.д. Таким образом, религиозность является субъективным аспектом религии, так как она определяет личностное приспосабливание человека к определенным требованиям религиозной жизни.
3. Человек - существо религиозное
Рассматривая черты, присущие исключительно человеку, мы приходим к заключению, что он - существо религиозное. К. Юнг, доказывая, что душа человека по своей природе религиозна, писал: "душа…имеет достоинство сущности, которой дано осознавать свое отношение к божественному" Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.С.96. Религиозный человек Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. С. 154 (лат. homo religiosus) - это человек, живущий в мире под знаком действенного присутствия божества, человек благочестивый, добросовестный, исполненный страха перед предметом поклонения. Религиозный опыт - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, вызывающее ответное благоговение и дающее внутренний мир, или же присутствие святого - не от мирной реальности, пробуждающей в нас страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить себя или что-то в окружающей жизни. Религиозный опыт встречается и у атеистически мыслящих людей, которые часто не находят ему адекватной интерпретации. Духовной ценности не имеет тот религиозный опыт, в котором не происходит встречи с живым Богом, и нет таких плодов как вера и послушание Ему. В процессе поисков источников религиозности в человеке ученые определили несколько составных, подтверждающих их наличие.
Поскольку, в общем, теория инстинктивного поведения в современных психологических исследованиях считается дискуссионной, то утверждение, что генезис религиозности начинается с религиозного инстинкта, воспринимается настороженно. Позитивно оценивая основную интуицию, принадлежащую к концепции инстинктивных зародышей религии, то есть убеждение, что существует какой-то фактор или комплекс факторов, присущих человеку, которые допускают его религиозное поведение, в наше время указывают на категорию нужд. Религиозные стремления выражаются в поисках счастья и истины, в стремлении к совершенной жизни, ощущении зависимости от Творца. Исходя из этого, нужно отметить, что религиозные и моральные концепции должны иметь первобытный источник в глубоких, часто неосознанных стремлениях, находящихся вне наших убеждений и опыта. Юнг утверждал, что истоки религиозности находятся в коллективном бессознательном, где открываются сверхчеловеческие истины. В. Франкл Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.С.72 в своей книге "Неосознанный Бог" описал так называемую неосознанную религиозность и духовность. Э. КантВ.В.Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев. М. 1997.С.19, говоря о моральности как об одном из средств определения религиозности, писал: "достижение наивысшего блага - это необходимая цель воли, которая определяется моральным законом…(который)…предписывает нам сделать наивысшее возможное благо в мире конечной целью всех наших поступков". Но ученый идет еще дальше, когда утверждает, что человек не просто желает того, что согласуется с моральным законом, но ожидает заслуженной похвалы через счастье тем, кто добивается морального совершенства. И хотя эмпирическая психология не может опровергнуть или подтвердить существование религиозного инстинкта, однако возможность его существования не должна спорить с особенностями человеческого познания.
4. Психологическая
природа религии У. Джеймса, З.Фрейда
и К. Г. Юнга
Психология
религии оформляется в самостоятельную
отрасль религиоведения в конце XIX — начале
XX века благодаря работам американца У
Джемса и австрийца 3. Фрейда Основная
посылка психологии религии состоит в
том, что источник религии находится не
в окружающем человека мире, а в самом
человеке, в его внутреннем мире, и не в
интеллектуальной, а в эмоционально-волевой
сфере. У. Джемс (1842—1910) в качестве важнейшей
формы проявления религии предлагает
рассматривать «религиозный опыт». Религиозный
опыт, по Джемсу, коренится в глубинах
психики конкретного человека. Он присущ
всем людям независимо от их национальной
принадлежности и вероисповедания. Однако
этим опытом люди обладают в различной
степени. Одни из них исключительно восприимчивы
к присутствию в своей душе божества, проявляют
большие способности мистически слиться
с ним (религиозные гении), другие менее
одарены такой способностью (обычные верующие),
а третьи — совсем глухи, не слышат в себе
«голос божествам (неверующие)
По Джемсу, религиозный опыт в принципе
одинаков у всех верующих — буддистов,
христиан, мусульман. Но тогда встает вопрос:
каким же образом появляются религиозные
вероисповедания, религиозные конфессии?
И здесь У. Джемс обращается к воздействию
социальной реальности. Он полагает, что
в зависимости от конкретных условий социального
бытия людей, определяемых местом рождения,
особенностями воспитания и т д., человек
становится либо буддистом, либо католиком,
либо мусульманином. Однако социальные
проявления, по мнению Джемса, вторичны
и малосущественны для религиозной жизни
индивида. Решающее значение имеют непосредственные
чувства и переживания. Отсюда вытекает
и концепция У. Джемса о терапевтической
функции религии. У. Джемс утверждал, что
религия содержит в себе определенные
психологические механизмы, благотворно
действующие на людей. Она обладает чудесной
властью самые невыносимые страдания
человеческой души превращать в самое
глубокое и прочное счастье.
У. Джемс, обращая внимание на эмоционально-волевую
природу религиозных верований, не в явной
форме постулирует существование сверхъестественного
источника этих чувств — божества. Иной
подход к объяснению природы религии предлагает
основоположник психоанализа 3. Фрейд
(1856—1939). 3. Фрейд воспитывался в традициях
философии Просвещения. Он отвергает существование
сверхъестественного источника религии.
Религия, по его мнению, — это естественный
феномен, человеческий продукт, одно из
ярких следствий зависимости человека
от окружающего его мира. «Я пытался показать,
— пишет он в работе «Будущее одной иллюзии»,
— что религиозные переживания произошли
из той же потребности, что и все другие
завоевания культуры, из необходимости
защищать себя от подавляющей сверхмощи
природы. К этому присоединяется второй
момент — стремление исправить болезненные
несовершенства культуры». Однако Фрейд,
соглашаясь с просветителями, что религия
детерминирована внешними обстоятельствами,
делает акцент на иррациональные механизмы
формирования религии. В своих работах
он устанавливает связь между религией
и бессознательными субъективными впечатлениями,
желаниями личности.
Согласно учению 3. Фрейда, психика человека
представляет собой взаимодействие трех
уровней бессознательного, предсознательного
и сознательного. Центральным компонентом,
глубинным слоем психики он считал бессознательный.
Предсознательный и сознательный компонент
он рассматривал лишь как вторичную надстройку
над бессознательным. Этот глубинный слой
человеческой психики, по мнению Фрейда,
функционирует на основе природных инстинктов,
«первичных влечений». В качестве основы
первичных влечений 3. Фрейд рассматривал
сексуальные влечения, «либидо».
3. Фрейд считал, что в бессознательных
влечениях индивида содержится огромная
разрушительная для общества сила. Общество,
стремясь обуздать эти силы, создает различные
надстроечные механизмы в виде социальных
норм и иных институтов культуры Подавление
мощных природных стремлений социальными
нормами, по мнению Фрейда,
и порождает религию. Религия — это способ защиты индивида
от враждебного ему социального начала,
той узды, которая сдерживает его агрессивные
природные инстинкты. Подавление инстинктивных
влечений, по Фрейду, приводит к расстройству
психики человека — неврозу. И религия
рассматривается Фрейдом как одна из разновидностей
невроза — коллективный невроз.
Как известно, невротическое состояние
— это болезненное состояние психики
человека. Находясь в этом состоянии, человек
не способен адекватно воспринимать окружающий
мир. Он попадает в мир иллюзий. Религия,
по Фрейду, и есть форма иллюзорного сознания.
И в этом своем качестве она играет положительную
для индивида роль, освобождает его от
страданий. «Благочестивый верующий, считает
Фрейд, — в высокой степени защищен от
опасности известных невротических заболеваний:
усвоение универсального невроза снимает
с него задачу выработки персонального
невроза».
Невротические состояния индивида 3. Фрейд
пытался свести в основном к так называемому
«Эдипову комплексу». Эдипов комплекс,
по его концепции, выражается в эмоциональной
привязанности мальчика к матери и двойственности
отношения к отцу. Испытывая влечение
к матери, мальчик одновременно ненавидит
и любит отца. Вытеснение этого двойственного
чувства из сферы сознания в сферу бессознательного
приводит, по Фрейду, к детским навязчивым
неврозам. Этот индивидуальный детский
опыт человека и служит тем исходным материалом,
из которого оформляется религия. Человек
делает силы природы не просто человекообразными
существами, с которыми он может общаться
как с равными. Это не отвечало бы подавляющему
впечатлению от них, а придает им характер
Отца, следуя при этом не только инфантильному,
но также и филогенетическому прообразу
— утверждает Фрейд в работе «Будущее
одной иллюзии». Таким образом Фрейд устанавливает
тесную связь между отцовским комплексом
и верой в Бога, бессознательными влечениями
и сферой культуры.
Ученик 3. Фрейда, а впоследствии один из
его критиков, швейцарский ученый, врач-психоаналитик
К. Г. Юнг (1875—1966) в качестве
основы религии также рассматривает бессознательное,
не индивидуальное, а
коллективное бессознательное. К.
Юнг проводит четкое различие между индивидуальным
и коллективным бессознательным. Индивидуальное
бессознательное отражает личностный
опыт отдельного человека и состоит из
переживаний, которые когда-то были сознательными,
но утратили свой сознательный характер
в силу забвения или подавления. Коллективное
бессознательное — это общечеловеческий
опыт, характерный для всех рас и народов.
Оно представляет собой скрытые следы
памяти человеческого прошлого, а также
до человеческого животного состояния.
Таким образом, коллективное бессознательное,
по Юнгу, сверхъестественно, надличностно.
Содержание коллективного бессознательного
составляют архетипы. К. Юнг характеризует
архетипы как «итог огромного опыта бесчисленного
ряда предков», «психический остаток бесчисленных
переживаний одного и того же типа». В
отличие от индивидуального бессознательного,
архетипы имеют не биологическую, а символическую
природу. Вместе с тем, они присутствуют
в психике каждого человека и могут открываться
сознанию во сне, в медиумном трансе или
в мистическом откровении.
Содержание архетипов запечатлено в народном
эпосе, мифах, сказках и других продуктах
так называемого народного творчества.
Одной из важнейших форм проявления архетипов,
с точки зрения Юнга, является религия.
С содержательной стороны, утверждает
Юнг, религия базируется на материале
откровений, в которых отображается первоначальный
опыт человечества — опыт его связи со
священным. Священное выступает как независимое
от воли человека усилие, которое в видимой
или невидимой форме воздействует на психику
человека, вызывает в ней особого рода
изменения. «Можно сказать, что
религия — это понятие, обозначающее установку
сознания, измененную опытом священного, — пишет
К. Юнг в работе «Психология и религия».
Таким образом, если 3. Фрейд на основе
исследования психики человека делает
атеистический вывод о посюстороннем,
земном источнике происхождения религии,
то К. Юнг использует психологию для обоснования
сверхъестественного источника религии.
Основную свою задачу швейцарский мыслитель
видит в том, чтобы доказать мысль, что
душа человека по природе своей религиозна.
Человеческая душа, — утверждает К. Юнг
— это окно в мир священного, божественного.
Заключение.
Для глубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные существа нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.
Бог для верующего -- собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с Богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям. В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство «мы», происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как «они». В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство единения, а иногда и превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.
Итак, религия представляет собой сложное,
многоуровневое явление. Поэтому изучение
и истолкование религиозного феномена
осуществляется целым рядом дисциплин,
совокупность которых и образует специфическую
синтетическую отрасль знания — религиоведение.
Религиоведение не является наукой в точном
смысле этого слова. Оно базируется на
различных подходах в истолковании истоков,
природы и назначений религии. И это многообразие
не позволяет религиоведению занимать
однозначную мировоззренческую позицию,
а призывает проявлять мировоззренческий
плюрализм, одинаково уважительно относиться
к характеру аргументации всех его представителей.
Список используемой литературы
1. В.В. Лазарев. Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл. Соловьев. М. 1997.268с
2. В.И. Приленский Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М. 1994. 276с
3.Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.
4. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. 342с
5. Классики мирового религиоведения. М., 1996. 364с
6. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.378с
7. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. М., 2006. 352 с.
8. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. 378с
9. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.352с
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 234с
11. Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта. М., 1996. 302с
12.Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура М., 1991.
13.Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
14. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.298с
Информация о работе Психология религии о природе и сущности феномена религиозности