Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:58, контрольная работа
Все известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября- дня октябрьской революции, 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые.
Введение………………………………………………………………………………2
1. Традиции и обычаи семейного уклада жизни……………………………………....3
2. Особенности воспитания мальчиков и девочек в национальной семье…………..5
Заключение……………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………………...15
В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Согласно Торе ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия.
Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное. Мысль о том, что все промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться. Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.
Правильное воспитание в еврейской семье должно установить с детьми отношения, наполненные любовью, доверием и страхом. Благодаря такому стилю воспитания ребенок приучается подчиняться общественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а не то, что ему хочется делать.
Ребенок должен бояться последствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, он будет страшиться наказания за свои проступки, зная, что "есть Глаз, который видит, и есть Ухо, которое слышит". Приучая ребенка к послушанию, родители одновременно знакомят его с понятиями "поощрение" и "наказание". Страх перед наказанием стимулирует послушание. Не следует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви. Любовь и влечет за собой страх — страх ослушаться того, кого любишь. Таким образом, не страх сам по себе, а любовь является главным в воспитании детей. Доверие — это то чувство, которое связывает любовь и страх. Если ребенок доверяет родителям, чувствует, что наказание — не следствие их дурного настроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этом случае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить за несправедливость.
Итак, мы видим: любовь, доверие и страх — важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родители должны выработать в своих детях. Такого человека можно с полным правом назвать "удачным продуктом" еврейского воспитания. Итак, когда родители воспитывают в своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строят необходимую основу для духовного роста своих детей. Эти чувства не только составляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителям развивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшей задачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни.
Недостаток родительской любви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание. Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни — когда родители теряют власть, дети берут ее в свои руки.
Особенности национального воспитания в татарской семье.
Многие традиции воспитания детей в татарской народной педагогике перекликаются с традициями семейного воспитания других тюрко-язычных народов, в частности, башкир. Это объясняется историческим родством и общими корнями духовной культуры. Конечно, есть и специфические требования к воспитанию детей, связанные, прежде всего с укладом жизни, видами хозяйствования татар и башкир, природными, климатическими, экономическими условиями.
У татар основными видами
хозяйствования всегда были земледелие
и торговля. Если первый вид развивал
такие качества, как трудолюбие,
усердие, старательность, терпеливость,
бережливость, аккуратность, то второй
способствовал развитию решительности,
настойчивости, расторопности, умению
убеждать и отстаивать свою позицию.
Но наряду с положительными качествами
у детей развиваются и
Представления татарского народа о семье, воспитании детей находят отражение в комплексе правил, нормах поведения, советах, рекомендациях, в устном народном творчестве. Воспитание детей всегда являлось наиглавнейшей задачей татарской семьи. Дети нужны для продолжения рода. Поэтому каждый отец мечтал иметь сына. Сын – продолжатель фамилии. Именно на сына возлагались надежды, как на главу хозяйства, опору в старости. В татарских семьях престарелых родителей должны опекать и содержать взрослые дети. Об этом говорит такая поговорка: «Киявең түреннән – улыңның ишек төбе артык» (зять лучше сына не бывает).
Отмечается, что дочки эмоционально ближе к родителям: «Уллы кеше – урта бай, кызы кеше – кызыл бай». В современных семьях любовь к детям является важной педагогической проблемой, так как родители допускают много непоправимых ошибок. В татарской семье ребёнка всегда окружали теплом, любовью, называли источником радости: «Бу дөньяда бал татлы, балдан да бала татлы» (в жизни мёд сладкий, а с ребёнком ещё слаще), но тем не менее культа ребёнка в татарских семьях никогда не было. Народом осуждалась слепая любовь матерей к детям, вседозволенность, неразумные требования, потакание детским капризам. Это отражается в поговорке: «Бала җаена торсаң, бала булырсың» (ребёнка слушаться, сам ребёнком станешь). Народ всегда был за разумное проявление любви к детям, чтобы родители были ответственны за воспитание своих детей, помнили, что иметь ребёнка – не только радость, но и большая ответственность, а его правильное воспитание – это долг родителя перед обществом: «Баланы үстерсәң, буен гына түгел, акылын да үстер» (нужно не просто ребёнка вырастить, нужно ещё и умным вырастить).
Воспитание эффективно, когда оно начинается с ранних лет и ведётся постоянно: «Баланы караватта аркылы ятканда тыңлата алмасаң, буй яткач тыңлатырмын димә» (Пока ребёнок лежит поперёк кровати, надо его уму разуму учить, когда он лежит вдоль кровати, учить уму разуму поздно).
Как и у других народов, в татарской народной педагогике признаётся особая роль матери. Мать всегда мягче и эмоционально ближе к детям. «Ана камчысы – мамыктан, ата сүзе – тимердән» (материнское наказание мягкое, как вата, а отцовские слова твёрдые, как железо). Но авторитет отца беспрекословен. Слово отца всегда было законом, оно не оспаривалось. Мать старалась поддержать авторитет отца, никогда не отменяла его требований, одна не принимала серьёзных решений. Таким образом, реализовывался принцип единства требований. Если есть авторитет отца в семье, то конфликтные ситуации легче решаются при приглашении в школу отцов.
Этикет в отношениях между родителями и детьми воспитывался в татарских семьях с ранних лет и сохранялся на всю жизнь. Не только родители, но и дети ответственны перед ними за своё поведение, за свою судьбу. Об этом хорошо сказано в одной из татарских песен: «Сандугач булалмадым, талларга куналмадым. Әти, әни бәхилләгез, бәхетле булармын» (соловьём не стал, вором не уснул. Папа с мамой, благословите, счастья пожелайте!). Автора песни беспокоит прежде всего не то, что он не смог стать счастливым, а то, что тем самым он огорчил своих родителей. Слова бәхилләшү (благословление) – при прощании очень ответственные слова, имеющие глубокое содержание, они являются признаком высокой духовной культуры народа.
Таким образом, основными нормами, правилами воспитания детей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье. Мы, молодое поколение, стараемся соблюдать эти нормы и правила в своих семьях.
Заключение
На современном этапе развития социальных отношений ценности традиционного общества не только не усваиваются, но и элиминируются, с тем чтобы заменить их новыми ценностями, имеющими узкую, утилитарную направленность. Следствием чего становится отношение человека к миру агрессивным, личность нивелируется и превращается в индивида, удовлетворяющего свои базовые потребности. Возникает необходимость в более глубоком понимании ценностей традиционного общества, которые являются основой общечеловеческих ценностей. Они необходимы человеку, несмотря на инновационный характер современного социума. Постепенное исключение из перечня основных социальных констант высших ценностей, которые имеют сейчас место, обедняет духовный мир личности и не ведет к обогащению и увеличению многообразия духовного и материального мира. Известно, что именно ценностное отношение к миру определяет жизнедеятельность человека.
Список литературы
1. Марцинковская Т.Д.(2007) История психологии: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия".
2. Малкина-Пых. И.Г. (2008) Гендерная терапия - М.: Эксмо. - (Справочник практического психолога).
3. Психология самосознания. Хрестоматия. (2007) - Самара: Издательский дом «Бахрах-М».
4. Стефаненко Т.Г. (2006) Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.