Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:18, контрольная работа
Актуальность. Исследование вопроса психологических особенностей, а также показаний потерпевших и свидетелей являются весьма важными средствами процессуального доказывания. Изучение личности свидетеля и потерпевшего позволит следствию получить сведения, необходимые для раскрытия совершенного преступления. Знание психологических приемов поможет следователю найти правильный подход к свидетелю и потерпевшему, что очень важно, поскольку они являются главным источником информации об обстоятельствах совершенного преступления.
Введение………………………………………………………………………………….……………………… 3
ГЛАВА 1. Психология потерпевшего
1.1 Психология потерпевшего (УПКРФ)…………………………………………………………………………………………….………………..5
1.2Методы изучения личности потерпевшего…………………………………….…….…….8
1.3 Поведение потерпевшего в момент преступления……………………………………9
1.4 Психологический контакт с потерпевшим……………………………………………..…10
ГЛАВА 2. Психология свидетелей
2.1 Психология свидетеля (УПК РФ)………………………………………………………………...11
2.2 Правовое положение свидетелей. Порядок допроса свидетелей. Допрос несовершеннолетних свидетелей (ГПК РФ)………………………………………………..……13
Заключение…………………………………………………………………………………………………..……19
Список литературы…………………………………………………………………………………….….....21
В трактовке специалистов психология
обмана характеризуется раздвоенностью
и большими внутренними трудностями. В
сознании человека, дающего неверные свидетельские
показания существуют два параллельных
варианта события: один – то, что произошло
на самом деле и он желает это скрыть, а
второй – вымышленное, о котором он хочет
рассказать. В представлении такого человека
постоянно стоят истинные события и эти
представления имеют яркий и стойкий характер.
Обманщик вынужден их постоянно приглушать
и менять на выдуманные образы, которые
являются более бледными и слабыми. Ему
приходится все время лавировать между
правдой и обманом, при чем, правда, постоянно
«лезет в голову», поэтому обманщик постоянно
рискует проговориться и ему необходимо
напрягаться, что бы не забыть то, что оно
говорил ранее и помнить все свои выдумки
очень подробно. Отсюда чувствуется заученность
и неплатичность обманных показаний. Если
в правдивых показаниях, часто встречаются
неточности, то в обманных показаниях
всегда все гладко, все хорошо подтасовано
в меру интеллектуального развития свидетеля.
Эти психические состояния, следователь
должен иметь в виду и внимательно анализировать
сведения, предоставляемые свидетелями.
Свидетель - это юридически незаинтересованный участник гражданского процесса, знающий сведения о фактах рассматриваемого дела, о которых обязан дать правдивые показания в судебном заседании.
Поэтому в ст.69 ГПК РФ прямо установлено, что не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.
В гражданском процессе свидетелями могут быть любые граждане, способные правильно воспринимать обстоятельства действительности, имеющие отношение к разбираемому гражданскому делу, т.е. обладающие в полной мере гражданской процессуальной правоспособностью.
Свидетель должен обладать способностью не только правильно воспринимать действительность (гражданская процессуальная правоспособность), но и давать о воспринятом правильные показания (гражданская процессуальная дееспособность). По этому признаку не должны допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны объективно воспринимать факты и давать о них правильные показания.
Кроме того, несовершеннолетние дети как свидетели обладают ограниченной дееспособностью в силу того, что психологические особенности ребенка, в первую очередь малолетнего, таковы, что он воспринимает окружающее не столько рационально, сколько эмоционально. При их допросе в суде привлекаются специалисты в области детской психологии, родители, педагоги, усыновители, опекуны или попечители (ст.179 ГПК).
П.1. ст.179 ГПК РФ закрепляет, что допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.
Таким образом, ГПК РФ допускает в исключительных случаях возможность выступления в качестве свидетелей лиц, не достигших 18 лет. Иногда для несовершеннолетнего ребенка может быть большой психической травмой участие в суде, например по делам о расторжении брака между родителями и разрешении вопроса о том, с кем из них будет проживать ребенок.
Лицо, не достигшее 16 лет, не уведомляется об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, т. к. не несет такой ответственности.
Не могут допрашиваться в качестве свидетелей судьи, присяжные, народные заседатели или арбитражные заседатели - о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора; священнослужители религиозных конфессий, прошедшие государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди.
В юридической литературе свидетельские показания в зависимости от их содержания подразделяют на три группы:
Сведения-информация обычно дают свидетели, не знакомые со сложившимися взаимоотношениями и правоотношениям" спорящих сторон, поскольку они ограничиваются изложение какого-то одного или нескольких фактов, имеющих значение для правильного разрешения гражданского дела. Такие показания дают очевидцы, случайно узнавшие те или иные обстоятельства.
Другой вид показаний типичен для свидетелей, хорошо знакомых со сторонами либо с одной из них, знающих развитие спорных отношений. Нередко такие свидетели (родственник, подруги, недруги одной из сторон) имеют фактическую заинтересованность в том или ином разрешении дела. Они, как правило, не ограничиваются рассказом о конкретном факте, а излагают свои соображения, суждения и догадки, содержащие оценку спорной ситуации, дают характеристики конфликтующие людей.
Поэтому отделить рассуждения данных лиц от собственно доказательственной информации суду бывает не всегда просто! И хотя показания указанных свидетелей более полно описывают спорную ситуацию, фактическую сторону дела, при этом велик опасность искажения обстоятельств дела, подмены доказательств необъективной информацией.
Третий вид показаний получают от сведущих свидетелей которые в силу профессиональных, специальных знаний способны не только сообщить суду информацию фактического характера, но и указать причины и последствия совершения конкретного обстоятельств. Так, водитель может подробно и квалифицированно изложить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, очевидцем которого был.
Поэтому сведущие свидетели близки по своей природе к специалистам.
Вместе с тем необходимо отметить, что в гражданском прав свидетельские показания нередко не могут быть использованы для подтверждения каких-либо обязательств. Например, несоблюдение письменной формы сделки лишает стороны возможности в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст.162 ГК РФ).
Специально подчеркнута невозможность оспаривания, правило, договора займа по безденежности путем свидетельски показаний (ст.812 ГК РФ). Свидетели могут подтверждать те или иные обстоятельства в порядке исключения, которое нередко специально оговаривается в законе (ст.493, 887 ГК РФ).
Кроме того, ограничивает возможности использования свидетельских показаний и так называемый свидетельский иммунитет. Если гражданину те или иные сведения, составляющие тайну, стали известны в силу его служебного положения, он не вправе разглашать их в суде.
Подобный перечень сведений, составляющих профессиональную тайну, достаточно большой. Так, ими могут являться адвокатская тайна в отношении конфиденциальных сведений, ставших известными адвокату в ходе судебного представительства; тайна банковских вкладов граждан; врачебная тайна в отношении некоторых болезней (туберкулеза, венерических, онкологических и т.д.); нотариальная тайна; следственная тайна в отношении данных предварительного следствия; лоцманская тайна и др.
Существуют также государственная, военная, дипломатическая тайны. Конституция РФ называет личную и семейную тайны (ст.24) и устанавливает запрет освидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст.51). Международно-правовыми актами закреплен иммунитет дипломатических представителей, членов правительственных делегаций и консульских работников в области гражданской юрисдикции, частично освобождающий их от функций свидетеля по гражданским делам.
В соответствии с ч.4 ст.69 ГПК вправе отказаться от дачи свидетельских показаний:
Уполномоченный по правам человека в РФ - в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением им своих полномочий.
Привлечение свидетелей в гражданское судопроизводство связано с финансовыми сложностями, поэтому в современном судебном процессе свидетели встречаются не очень часто. Некоторые определенные категории гражданских дел рассматриваются без привлечения свидетелей (например, взыскание алиментов, задолженностей и др.).
Необходимость в показаниях свидетелей может возникнуть в трех случаях:
В гражданском процессе процессуальное положение свидетеля определяется прежде всего возлагаемыми на него обязанностями, согласно которым он должен по вызову суда явиться судебное заседание и дать правдивые показания (ст.70 ГПК РФ).
Указанные обязанности обеспечиваются возможностью применения таких юридических санкций, как наложение штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, принудительный привод в суд (ч.2 ст.168 ГПК) и, наконец, привлечение к уголовной ответственности (ч.2 ст.70 ГПК).
Выполнение процессуальных обязанностей призваны обеспечить следующие права свидетеля:
Судье при оценке свидетельских показаний для принят правильного решения по делу необходимо ответить на следующие вопросы:
допрос свидетель потерпевший психологический
Заключение
Цель следственной деятельности – правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений. Исходная, стартовая база следственной деятельности – проблемная следственно-поисковая ситуация – совокупность обстоятельств происшествия со значительными информационными пробелами, ликвидация которых требует от следователя хорошего знания психологии основных участников расследования: обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего и свидетелей преступного события.
Характерной особенностью психологии обвиняемого (подозреваемого) является защитная доминанта. Под влиянием доминанты, преступник стремится вести себя так, чтобы гарантировать себе безопасность, избежать раскрытия преступления и следующего за ним наказания. Другими словами, поведение преступника в ходе расследования носит защитный характер. Стремление скрыть свою причастность к преступлению, необходимость выглядеть спокойным и уверенным в себе, маскировать свои истинные чувства (страх, неуверенность) приводит к усилению торможения в клетках головного мозга. После чего начинает преобладать процесс возбуждения, который проявляется в активности человека, стремлении выговориться. Фиксация таких состояний подозреваемого следователем, способствует получению правдивых показаний и раскрытию преступления.
Психология потерпевшего характеризуется специфическими переживаниями, которые проявляются вследствие претерпевания им угрозы жизни, здоровью или достоинства (страх, боль, физические страдания и психическое перенапряжение). Такое состояние потерпевшего может оказывать влияние на показания, которые они дают в ходе следствия. Показания их могут быть умышленно и неумышленно искажены. Причинами первых могут быть широкий диапазон тревожных состояний, а вторых – угрозы со стороны заинтересованных лиц и обвиняемого.
Показания свидетелей зависят от направленности восприятия события и оценочной позицией воспринимаемого лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития. Давая свидетельские показания, человек дает свои оценки освещаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки или дает неправдивые показания, что может быть связано с его родственными обязанностями, боязнью мести, жалостью к потерпевшему или обвиняемому.