Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:55, контрольная работа
Задание 1. (Работа с учебником).
При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Характер: его структура и акцентуации».
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гуманитарных и социальных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
ВАРИАНТ № 6
Тюмень, 2012
Задание 1. (Работа с учебником).
При выполнении
задания необходимо, используя материалы
лекций и дополнительную
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.
Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.
В советской психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности:
1. Свойства, выражающие
отношение к коллективу и
2. Свойства, выражающие
отношение к труду (трудолюбие,
лень, добросовестность, ответственное
или безответственное
3. Свойства, выражающие
отношение к вещам (
4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т. д.).
Помимо этих важнейших свойств характера, существуют и многие другие, имеющие меньшее значение.
Акцентуации характера. Дайте характеристику одного - двух типов характера.
Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов.
Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард.
Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:
Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.
Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.
Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.
Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.
Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.
Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.
Каковы основные условия формирования характера?
Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят – общественно – исторический характер(жизнь в определённом историческом строе) и индивидуально – своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека).
Задание 2. (Работа с понятиями).
Раскройте содержание предлагаемых понятий, покажите к какой теме курса они относятся и исключите лишнее из логического ряда. Докажите своё мнение.
Общение - социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, а также выработку единой стратегии взаимодействия (психология общения).
Малая группа - совокупность людей, взаимодействие которых выступает в форме непосредственных личных контактов и эмоциональном взаимодействии. Члены группы объединены общей целью, совместной деятельностью, они осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей (социальная психология).
Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и в самооценке (психология управления).
Стиль руководства - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приёмов, навыков, методов, способов личной работы руководителя, особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства (психология управления).
Каузальная атрибуция - процесс приписывания причин и мотивов поведения другим людям на основе обыденного анализа их личностных качеств или особенностей ситуации, в которой они действуют (общая психология).
Я считаю, что лишнее
- понятие каузальной атрибуции,
потому что оно является
Задание 3. (Практического характера).
Психологические задачи, упражнения, творческие задания, проблемные ситуации. Вопросы для размышления.
Необходимо ответить письменно на предлагаемые вопросы, опираясь на рекомендуемую литературу. (Ссылки на литературу обязательно).
Тема. Психология процесса управления.
1.Каковы основные задачи руководителя?
В большинстве своем названные задачи близки к функциям управления А.Файоля. При чем акцент в них ставится на решение проблем, а не развитие коллектива.
1 Мотивировать
2 Планировать
3 Контролировать
4 Формулировать цели
5 Организовывать
6 Координировать
7 Достигать поставленных целей
8 Быть лидером
9 Управлять сотрудниками
10 Принимать решения
11 Делегировать
12 Организовать систему принятия решения
13 Осуществлять власть
14 Быть разным в зависимости от ситуации
15 Помогать развитию сотрудников
16 Пребывать в состоянии показного бездействия
17 Абстрагироваться от действительности
18 Использовать человеческий потенциал
19 Реагировать на изменения
20 Нести ответственность за результат
деятельности коллектива
2.Каковы общие функции руководства?
- Стратегическая (планирование);
- Администраторская (организация);
- Коммуникативно-регулирующая;
- Мотивационная;
- Контролирующая и т.д.
3.Представьте, что вы стали директором фирмы. С чего бы вы начали свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми предстоит работать;
б) с определения основных направлений работы фирмы;
в) с подбора надежных помощников.
Обоснуйте своё мнение.
Если бы я стала
директором фирмы, то свою
Изучила бы людей, с которыми нужно
будет работать, но это я думаю, выясняется
всё в процессе работы и отсюда сколотила
бы свою команду надёжных помощников.
Используемая литература