Психология социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях социальной, экономической дифференциации общества, повышении роли систем опосредствованного общения людей все большую актуальность приобретает изучение проблемы одиночества человека. В последние годы проблематика одиночества все чаще поднимается как в публицистике, так и в научных исследованиях.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Основная часть 3-12
3. Заключение 13
4. Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Контрольня работа по дисциплине Психология социального взаимодействия.docx

— 33.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение           2

2. Основная часть         3-12

3. Заключение          13

4. Список  литературы         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях социальной, экономической дифференциации общества, повышении роли систем опосредствованного общения людей все большую актуальность приобретает изучение проблемы одиночества человека. В последние годы проблематика одиночества все чаще поднимается как в публицистике, так и в научных исследованиях. 

Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. А что же такое одиночество?  Каждый вкладывает в это понятие свой индивидуальный смысл, который сложился в его личном жизненном опыте. Также мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Причин много. Одна из причин например, что большинство людей понимают одиночество как существование человека вне семьи. В быту, говоря о взрослом человеке «одинок», подразумевается, что у него в данный момент нет пары, половинки. В отношении стариков одиночество трактуется как отсутствие детей, внуков или проживание вдали от них. Когда мы слышим такое о детях или подростках, то первое, что представляется, - это отсутствие семьи, ее явное неблагополучие, либо какие-то патологии.  Каждый из нас убеждается в этом на практике. Обычно в жизни люди делятся на три группы. Первая утверждает, что одиночество мучительно, оно разрушает человека, ограничивает его возможности, «обрубает» перспективы. Другая часть утверждает, что одиночество - это условие для творчества, самопознания, осмысления и осознания происходящего, отдыха, наконец. Третья группа придерживается компромиссной точки зрения: одиночество может быть разным, все зависит от самого человека, его индивидуально-личностных особенностей. Это состояние может выступать и как деструктивное, и как созидающее, творческое, способствующее самоактуализации и самореализации.

Может показаться странным, но правы все три группы. С одиночеством бывает все. Оно может уничтожить личность, но может направить ее на путь восхождения к индивидуальности. Одиночество может очень серьезно тормозить творческий процесс, не оставляя человеку сил буквально ни на что, кроме осознания собственного состояния, но может являться абсолютно необходимым условием для реализации творческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

В современном понимании проблема одиночества никак не вписывается в традиционные формы. В мире остается мало места пространственно-временному (физическому) одиночеству. В то же время, всё больше возрастает роль духовного и психологического одиночества. Проблемой стало, в сущности, не само одиночество, а отношение к нему и его переживание. В первую очередь, это связано с тем, что внешние обстоятельства жизни потеряли решающее значение для человека, а современные средства связи позволяют легче решать проблему коммуникации. У современного человека одиночество нередко оказывается добровольным и осознанным. Этот сознательный выбор может быть связан с выполнением хорошо оплачиваемой или общественно значимой профессиональной деятельности, с реализацией поставленных перед собой целей, в том числе духовных. В этом случае человек познаёт себя, свой собственный внутренний мир. Такое одиночество приносит немалую пользу,

т.к. даёт возможность оценить дружбу, товарищество, человеческое общение, и, наконец, любовь. Люди творческие обычно дорожат минутами уединения, для них временное одиночество во благо. Именно в такие периоды у них появляется озарение.

Для людей, которые по складу характера склонны к уединению, физическое одиночество – норма жизни. Они не просто хорошо его переносят, но и сами к нему стремятся, в том числе выбирают соответствующие профессии. С другой стороны, в обыденном сознании миллионов людей, особенно молодых, одиночество продолжает оставаться связанным преимущественно с негативными переживаниями, со страстным желанием не находиться одному. Итак, надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Стержневой проблемой в этом направлении является создание продуманной системы формирования и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра в личности на всех ступенях ее онтогенеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у индивида до высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним.

Феномен одиночества многомерен не только в ракурсе своих проявлений, в состав этого феномена входит и особый онтологический статус - реальное состояние человека, и способ проживания одиночества, и форма переживания его и его последствий.

Рассматривая одиночество как психический феномен, можно говорить о нем в разных категориях, например таких, как чувство, процесс, отношение, потребность. Одиночество как чувство обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, «инаковости», вследствие чего возникает определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества часто сопряжено с осознанием невозможности, по крайней мере на данном этапе, иметь близкие отношения с кем-либо. Конечно, речь идет об отношениях, основанных на взаимном принятии, любви и понимании. Одиночество как процесс - это постепенное утрачивание способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процесса одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни. Одиночество как отношение - это невозможность принятия мира как самоцели и самоценности. Одиночество как жизненная позиция - это осознанное нежелание поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было: матерью, отцом, братом, сестрой, детьми, не говоря уже о друзьях, их просто нет. Впрочем, своих детей у таких людей тоже, как правило, не бывает. Человек отчужден не только от других, себе подобных, но и от мира в целом - его ценностей, идеалов, норм. Причины этого мы рассмотрим в последующих разделах учебника. Сейчас лишь констатируем факт: одиночество как осознанно выбранная и даже выработанная жизненная позиция в жизни встречается. Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром. Оно выражается, например, в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.

В психологических словарях одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Условиями для его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспериментально созданных или естественных) резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетативными реакциями. Иногда наблюдаются психические расстройства: реактивные галлюцинации, деперсонализационные переживания, сверхценные идеи.

Теперь рассмотрим некоторые отдельные авторские попытки определения одиночества.

Р. Вейс определяет одиночество как эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Он полагает его продуктом комбинированного интерактивного действия фактора личности и фактора ситуации, поэтому различает эмоциональное и социальное одиночество. Причем если одиночество становится хроническим, то превращается в безнадежную апатию.

C. Кьеркегор считает, что одиночество - это замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально неразмыкаемый никем, кроме Бога.

Бен Миюскович говорит, что одиночество - это и чувство, и понятие. Это такой психологический мотив, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов.

Томас Вульф считает, что это универсальное состояние всего человечества: «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека».

В нашей стране занимались изучением одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская,Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучениекультурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М.Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом июношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений,близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У.Хараш).

Хотелось бы также отметить, что у одиночества есть множество определений. Каждый выбирает то, что на данный момент подходит ему больше всего.Вот некоторые из них: 
Одиночество – это одичавшая боль, рвущаяся наружу. Но под натиском разума одинокого человека она остается внутри него. 
Одиночество – это страх быть непонятым. Часто одиночество – это показатель большого количества разочарований. Как в жизни, так и в окружающих людях. 
Одиночество – это признак бессилия и нежелания менять свою жизнь. А значит, и жизнь окружающих людей к лучшему. 
Одиночество – это боязнь потерять мнимую свободу. Часто оно возникает не на пустом месте. Одиночество нередко губительно сказывается и на физическом, и на моральном состоянии человека. У одиночества нет лица. Оно безликое, его никто не видит, но многие чувствуют.  
Одиночество – это одновременно и друг, и враг всего современного человечества. Потому что многие не понаслышке знают и ежедневно испытывают всем своим нутром, каждой клеточкой тела такое состояние, как «одиночество в толпе». Когда ты понимаешь, что не одинок, что рядом с тобой есть люди и не просто несколько людей, а целая толпа. Но для тебя эта толпа превращается в безликую и зачастую ничего не значащую массу. И хуже всего то, что внутри тебя есть четкое осознание того, что и ты для других в этой толпе тоже ничего не значишь. 
 Одиночество старит человека снаружи, но может привести к мудрости внутри. Но, несмотря на все эти минусы, у него есть и плюсы. Одиночество помогает познать себя, научает многому.

Учит человека лучше чувствовать не только свои собственные эмоции и переживания, но и чувства других людей, их состоянию. 
 Одиночество может помочь человеку сделать много открытий через созерцание и молчаливое наблюдение за людьми. Разобраться в науках, разобраться в себе, стать ближе к Богу. Это доказывается во многих религиях. Одиночество помогает человеку сфокусироваться на своих мыслях и ощущениях. Поэтому, пребывая в одиночестве можно достичь чего-то более колоссального, чем, если бы в этот момент рядом был кто-то еще. Достаточно вспомнить буддизм, чтобы лучше это понять. Будда достиг нирваны, находясь именно в одиночестве. Тому же Ньютону яблоко упало на голову, когда он был сосредоточен и одинок. Значит и одиночество тоже помогло ему сделать очень значимые для всего человечества открытия в науке. И Менделееву приснилась его знаменитая таблица, когда его душа пребывала в покое и блаженствовала во сне. 
 Даже когда одиночество приходит к человеку по причине внезапно возникших проблем со здоровьем, когда оно превращается в той или иной степени в социальную изоляцию, человек в наше время зачастую находит выход и из этой ситуации. Для этого у человека должно быть большое желание, стремление найти себе место в этом мире, несмотря ни на что, адаптироваться в нем и не потерять социальные связи. Сегодня для этого достаточно зарегистрироваться в одной или нескольких социальных сетях Интернета. И самое интересное состоит в том, что все люди сталкиваются с одиночеством как минимум дважды: в момент рождения и в смертный час.  
Значит, нет смысла сопротивляться тому, что одиночество есть как внутри нас, так и снаружи. Есть вещи, которые нужно принять, потому что их нельзя изменить. Но есть и то, что изменить можно для того, чтобы одиночество не было в тягость. Для этого человек должен опять же обратиться к себе и начать менять себя и свое отношение к окружающим. 

Рассмотрим одиночество в подростковом периоде. Противоречие между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна. Углубление в проблему одиночества, с целью ее изучения поможет найти ответы на многие интересующие вопросы, поможет избежать мучительного одиночества в подростковом возрасте. Выявление на первичных стадиях одиночества у подростков, не позволять затянуться одиночеству, т.к.человек  начинает неправильно понимать его причины, это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своего положения в обществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попыток что-либо изменить. Преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте

— формированию более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству,

— пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов)выбора одиночества, нахождению баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.

Уметь четко выделить качества личности (особенности характера), «предрасполагающие» к развитию стойкого одиночества, внешних признаков, указывающие на предрасположенность одиночеству.  Определить основные тенденции развития одиночества. Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условий изоляции от других людей. Как только подростки попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные связи с другими прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания подростка в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности подростки персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей),создают силой воображения партнеров с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.

Одиночество в юношеском возрасте связано с основными процессами и феноменами самосознания, оказывает влияние на формирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества),представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), на характерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческие проявления одиночества). Одиночество связано с жизненными основными событиями личности (отделение от родительской семьи, расширение контекста социальных отношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностных отношений) и задачами развития личности в юношеском возрасте.

Для выяснения того, какими личностными и социальными особенностями обладают подростки, испытывающие состояние одиночества, было проведено исследование, в котором приняли участие 25 школьников 13-16 лет средних образовательных школ. Исследование включало в себя 3 этапа: 1 этап – выявление подростков, испытывающих состояние одиночества; 2 этап – изучение их личностных и социальных особенностей; 3 этап – количественный и качественный анализ связи одиночества со свойствами личности, а также связи личностных и социальных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими. Выбор эмпирических методов осуществлялся в соответствии с целями и задачами исследования: метод социометрии, диагностическая методика «Шкала VCLA» для определения одиночества, методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), личностный опросник «НЭП». Полученные данные позволили подтвердить факт подросткового одиночества: 44 % подростков показали положительный результат по шкале одиночества. Для того чтобы узнать причину того, почему подросток чувствует себя одиноким, мы исследовали их личностные особенности и особенности общения. Оказалось, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, т.е. обладают меньшей направленностью на внешний мир. Кроме того, они имеют более высокий балл по нейротизму, значит значительно острее, раздражительнее реагируют на внешние воздействия, чем подростки, не испытывающие состояние одиночества. Но, тем не менее, в результате исследования выявлено, что такое качество, как психотизм не является личностной особенностью одиноких подростков, оно в такой же мере проявляется и у других сверстников. Относительно социальных особенностей следует отметить, что коммуникативные качества подростков с высоким уровнем одиночества значительно снижены. Можно также говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку больше трети испытуемых являются «отверженными» в своем классе. Таким образом, не отвергая значимости личностных качеств при переживании подростками одиночества, можно утверждать, что это состояние связано прежде всего с проблемами общения, недостаточностью коммуникативных умений и навыков. Итогом данного исследования является то, что с детства необходимо развивать у подростков коммуникативную компетентность, создавать ситуации успеха среди сверстников, давать возможность реализовывать свои индивидуальные особенности.

Информация о работе Психология социального взаимодействия