Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.
Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Содержание работы

Идеомоторная тренировка
Твердость характера у спортсменов
Определение структуры личности спортсмена

Файлы: 1 файл

психология спорта.docx

— 24.31 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Идеомоторная тренировка
  2. Твердость характера у спортсменов
  3. Определение структуры личности спортсмена

 

 

 

 

Идеомоторная  тренировка

Головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные  образы будущего движения воплощались  предельно эффективно, надо правильно  пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а  не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический  процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем  точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое  движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ  движения обязательно связан с мышечно-суставным  чувством человека.

Мысленные представления  могут быть "зрительными". В  этом случае человек видит себя как  бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым  тренировочным действием. Ведь в  этом случае импульсы, рожденные в  головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять  задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает  достаточной активности в соответствующих  мышцах. В этом можно убедиться  и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя  на тот, "зеркальный", висящий сбоку  груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между  программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами  человека. В тех случаях, когда  он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через  себя", в его мышцах довольно отчетливо  видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто  зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений  заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или  иное движение, а одновременно проговаривать  его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно  произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно  перед ним. Как поступать в  каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно  усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта  с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу  же увеличится.

Четвертое положение - начиная  разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в  замедленном темпе, так, как мы это  видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное  промысливание технического элемента позволит точнее представить все  тонкости изучаемого движения и вовремя  отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении  новым техническим элементом  мысленно представлять его лучше  в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в  момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь  идеомоторикой, принимает позу, близкую  к реальному положению тела, возникает  гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые  соответствуют реальному рисунку  движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление  о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно  отрабатывать необходимый технический  элемент.

Вот почему так полезны  тренажеры, позволяющие принимать  самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в  воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение - во время  идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько  сильно и явственно, что человек  начинает невольно двигаться. И это  хорошо, так как говорит о налаживании  прочной связи между двумя  системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое  рождается в сознании. Такую картину  приходилось видеть наиболее часто  при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед  за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления  реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно  и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть  его, человек помогает формированию более четкого представления  о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так  что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть  во время разминки - хорошее подспорье  в подготовке к выполнению того или  иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно  связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение - неправильно  думать о конечном результате непосредственно  перед выполнением упражнения. Это  одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь  этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Итак, в умении непосредственно  перед выполнением движения представить  его идеомоторно и точно, назвать  исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается  суть "идеомоторного принципа построения движений".

Подведем основные итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

во-первых, создать предельно  точный мысленный образ данного  движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать  движение таким, чтобы вслед за его  мысленным образом начали (пусть  еле заметно) функционировать соответствующие  мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее  словесное оформление хотя бы для  наиболее главных - опорных - элементов  в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу - физическому  исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены  предыдущие условия, после того, как  идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит  выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного  скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".

 

 

 

 

 

 

Твердость характера  у спортсменов

Твердость характера многими  исследователями, тренерами и спортсменами признается идеальной личностной характеристикой  для спорта.  Высокая твердость  характера включает в себя эмоциональную  устойчивость в стрессовых ситуациях, адекватность в оценке себя и окружающих, независимость в мыслях и действиях.

Замечено, что спортсмен  высокого класса обладает высокой твердостью характера, помимо отличных физических данных.  Иногда спортсмены, имеющие  низкой твердостью характера, так называемой мягкостью характера, могуд добиваться успешного результата в соревнованиях, но для этого им требуется большие  энергозатраты как физические так  и эмоциональные.

Эта характеристика личности спортсмена определяется по 16-ти факторному тесту Кэттелла.  Обладая знанием  такой характеристике, тренеру легче  выстраивать взаимоотношение спортсмена с ним и командой, а также  строить тренировочную и соревновательную деятельность.

Кроме того, спортсмен может  придти с мягким характером, желая  повысить его твердость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение структуры  личности спортсмена

Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются  под влиянием различных видов  деятельности, в которых он принимает  участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с  другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности, а также  массовых средств информации - театра, кино, радио, научной и художественной литературы и т. д. В результате совокупного  влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его  мировоззрения, общественные потребности  и интересы, характерные для человека моральные черты личности. Поскольку  влияние этих факторов на разных людей  в той или другой степени различно и никогда не совпадает, личность спортсмена, как и всякого другого  человека, всегда индивидуальна и  неповторима.

В психологическую структуру  спортивной деятельности входят:

1) специфические психические  функции и качества личности, связанные непосредственно с  выполнением спортивных действий;

2) мотивы, побуждающие человека  заниматься спортом и добиваться  высоких результатов в спортивной  борьбе;

3) социально-психологический  характер отношений спортсменов  с другими людьми в процессе  спортивной деятельности.

Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития личности человека, которое может  быть успешно достигнуто с помощью  других социально важных видов деятельности, таких, как производственный труд, общественно-политическая деятельность, творческая деятельность в области того или иного искусства. Конечно, нет оснований требовать  высоких спортивных способностей от каждого человека. Однако для общего процесса формирования личности очень  важно, в каком возрасте влияют на человека те или другие факторы, благоприятные  для ее развития. Многие виды деятельности и связанные с ними проявления личности специфичны для определенных возрастов. Физические упражнения и  спорт особенно ценны для всестороннего  развития личности в подростковом и  юношеском возрасте. Педагогически  правильное использование свойственной данному возрасту физической дееспособности благоприятствует формированию связанных с нею психических свойств, а на этой базе и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги:

Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении  техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три  основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении  идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных  элементов. Идеомоторная тренировка более  всего эффектна для повышения  скорости движений (до 34%), точности (6-18%).

В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: "наивная  психорегуляция" (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение  и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулируюшие  комплексы физических упражнений.

Эта черта является одной  из наиболее упоминаемых личностных характеристик спортсмена. По Кэттеллу, для индивида, наделенного этой чертой, свойственны эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и действиях, твердость и критичность в  оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами  и не показывать тревоги в различных  ситуациях. Его противоположность, индивид с «мягким характером», отличается нетерпеливостью, сентиментальностью, чувствительностью, эмоциональной  незрелостью, частыми переживаниями  тревоги.

Информация о работе Психология спорта