Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа
Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.д., каждый из которых по-своему представлял этот феномен человеческой психики. Некоторые философы (например, С.Кьеркегор) видели в нем некую экзистенциальную силу, определяющую эволюцию человеческой души; социологи и политологи поныне рассматривают подобные эмоции как средство манипулирования человеческими массами; психологи обращают внимание на защитную функцию страха, способствующую выживанию индивидуума в экстремальных условиях; психиатры воспринимают его как некую болезнь, от которой нужно избавить пациента, а для физиологов наиболее интересны механизмы формирования этой эмоции в головном мозге и пути ее реализации.
Введение. Понятие страха………………………………………………………………….стр.3
Расположение функции отвечающую за реакцию страха в головном мозге. Лимбическая система…………………………………………………………….стр.4-5
Схема строения лимбической системы. Функции страха………………………стр.6-7
Изменения в организме человека при проявлении чувства страха…….стр.8-10
Социальные страхи………………………………………………….стр. 11-12
Механизмы возникновения фобий………………………….стр. 13-14
Навязчивые страхи……………………стр. 15-16
Страх смерти и старости……………………………………….стр. 17-20
Самый сильный страх мужчин………………………………..стр. 21
Самый сильный страх женщин………………………………..стр. 22
Заключение……………………………….стр. 23
Использованная литература……………………………….стр. 24
Сегодня большинство гипотез, касающихся механизмов возникновения фобий, можно свести к двум основным группам, одна из которых восходит к психоаналитической концепции Фрейда, а другая — к условнорефлекторной теории Павлова. С точки зрения отечественных исследователей подавляющее большинство фобий формируется по механизму патологического закрепления условнорефлекторной связи. При этом навязчивые страхи возникают в результате наложения во времени индифферентных условных или безусловных раздражителей, вызывавших чувство страха. Например, страх, спровоцированный сердечно-сосудистыми нарушениями (сердцебиением, болью в области сердца, одышкой, холодным потом и др.), который возникает во время пребывания на площади, стадионе или другом открытом пространстве, в дальнейшем по механизму условного рефлекса может привести к агорафобии.
Согласно классической рефлекторной теории, условный стимул постепенно теряет способность вызывать реакцию, если не подкрепляется повторением безусловного стимула. Фобический синдром может длиться годами без явного внешнего подкрепления, что, однако, не противоречит условнорефлекторной теории. Дело в том, что скорость угасания условного рефлекса (как и быстрота его формирования) зависит от эмоционального фона, сопровождающего формирование временной связи. Так, условные рефлексы при болевом подкреплении угасают значительно медленнее, чем при пищевом. Поскольку в основе фобического синдрома, как правило, лежат базисные биологические инстинкты или социальные установки, обеспечивающие физическое или психологическое благополучие, угроза их реализации вызывает сильный страх, делающий такую временную связь весьма прочной.
Клиницисты, занимающиеся навязчивыми страхами, заметили, что со временем подобные связи генерализуются. Сначала страх возникает при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуацией, например при поездке в метро, где ранее у больного случился сердечный приступ, сопровождавшийся чувством сильного страха. На второй стадии страх появляется уже при ожидании встречи с психотравмирующей ситуацией. Впоследствии это чувство может возникать при одном только представлении о психотравмирующей ситуации. Нередко эти навязчивые представления доводят больных до состояния крайней аффективной напряженности с сильными вегетативными реакциями.
Содержание навязчивых страхов претерпевает значительные изменения по мере развития общества. Известный советский психиатр С.Н.Давиденков в свое время отмечал, что раньше чаще боялись сумасшествия, рака, собачьего бешенства, сифилиса, а затем стали появляться фобии артериальной гипертонии, инфаркта миокарда, лучевой болезни и лейкозов. Особенно эти изменения затрагивают группу социальных фобий. Так, сегодня характерен рост интереса ко всему необъяснимому и таинственному (колдовству, экстрасенсорике и т.п.), что, вероятно, связано с социально-экономическим кризисом в нашей стране и потерей веры в принципы и идеалы, которые прежде руководили обществом. В клинике стали чаще встречаться с боязнью экстрасенсов, колдунов, инопланетян и т.п. Катастрофический рост заболеваемости венерическими болезнями и СПИДом породил соответствующие фобии. Особое место среди современных страхов занимают радиофобии. Яркий пример тому — Чернобыльский синдром.
Лечение навязчивых страхов — долгое и трудное дело. Наиболее успешным, как правило, оказывается комбинированный подход, включающий в себя как фармакологическое воздействие, так и психотерапию. В последние десятилетия на Западе пытаются лечить страхи методом нейролингвистического программирования (НЛП). Основатели этого метода Д.Гриндер и Р.Бэндер, определившие его как совершенно новую психотехнологию, многие свои приемы взяли из арсенала И.П.Павлова, “позабыв” сослаться на первоисточник. Например, для придания смелости специалисты НЛП просят больного как можно подробнее вспомнить любую ситуацию из жизни, когда он был храбрым. Затем предъявляют ему определенный сигнал (“якорь” — в терминологии НЛП), который “связывается” с состоянием смелости. Теперь, если пациента будет охватывать страх, ему достаточно воспроизвести тот самый “якорь”, который по механизму ассоциации вызывает состояние смелости, и страх уменьшится или исчезнет вовсе.
Любой воспитанник русской физиологической школы легко узнает в этой процедуре методику выработки условного рефлекса, причем подскажет, что условный раздражитель нужно предъявлять не “на пике эмоционального переживания”, как советуют американцы, а за некоторое время до него, ибо в противном случае условный раздражитель теряет свое сигнальное значение, а образующаяся временная связь становится менее прочной.
Проверенная на практике модификация приемов этого метода в соответствии с основными положениями условнорефлекторной теории позволила в критических ситуациях вызывать у студентов состояния уверенности, смелости, спокойствия и т.д., причем уменьшение чувства страха подтверждалось как субъективными отчетами испытуемых, так и объективными показателями сердечно-сосудистой системы (нормализацией пульса, артериального давления, сердечного ритма).
Страх смерти и старости как самый сильный страх человечества.
Как ни прискорбно это констатировать, достаточно сильно выраженный страх смерти может стать причиной гибели человека. Поразительный по точности описания рассказ А.П.Чехова “Смерть чиновника” вовсе не гипербола — история медицины знает немало подобных случаев. В медицинской литературе отмечены случаи наступления смерти вполне благополучных кардиологических больных после перевода их из отделения реанимации в общую палату, где непрерывное ожидание сердечного приступа провоцирует его.
Среди людских тревог страх смерти занимает особое место. Это один из самых глобальных и вечных страхов человечества, лежащий в основе многих мировых религий. Издавна смерть была окутана покровом тайны. Даже сейчас, когда мы в общих чертах представляем себе физиологию и биохимию этого процесса, все же не любим заглядывать в бездонный колодец, из которого веет холодом безнадежности.
И.И.Мечников в своей работе “Биология и медицина” отмечал, что страх смерти — один из главных признаков, отличающих человека от животных. “Все животные инстинктивно избегают смерти, но не осознают этого. Ребенок, избегающий ее подобным образом, также не имеет никакого представления о неизбежности смерти. Сознание этого приобретается только позднее, благодаря необыкновенному умственному развитию человека”. Мечников утверждал, что во все времена страх смерти “составлял одну из величайших забот человека”, и осознание неизбежности своего конца не дает в полной мере наслаждаться жизнью многим людям. Решение проблемы он искал в науке, которая могла бы, с одной стороны, удлинить срок жизни человека, а с другой — помочь ему осознать естественность и закономерность умирания, тогда этот процесс перестает вызывать ужас и отчаяние. В конце своей жизни он создал учение об ортобиозе — такой жизни человека, когда на смену активной деятельности приходит спокойная старость, страх смерти исчезает, уступая место чувству пресыщения жизнью и желанию смерти. Однако до этого пока далеко. В реальности мало кто стремится добровольно уйти в небытие, а страх смерти остается актуальным для многих людей самого разного возраста — от “зеленых” юношей до седобородых старцев.
Длительное и настойчивое размышление о смерти производит глубокое впечатление на людей, а его влияние на человека с развитым воображением, художественного склада может вообще оказать решающее влияние на творчество. Достаточно вспомнить, какое сильнейшее психологическое воздействие произвел на Ф.М.Достоевского эпизод его чудом не состоявшейся казни, во многом определивший в будущем мрачный эмоциональный настрой писателя. Действительно, к страху перед пугающей пустотой, ожидающей нас в конце жизненного пути, ведут тысячи дорог, и только очень сильные духом люди могут позволить себе спокойно и мудро рассуждать о смерти. Один из таких мудрецов — римский мыслитель I в. н.э. Луций Сенека.“Жизнь дана нам под условием смерти и сама есть путь к ней, поэтому глупо ее бояться: ведь известного мы заранее ждем, а боимся лишь неведомого. Неизбежность же смерти равна для всех и непобедима. Можно ли пенять на свой удел, если он такой же, как у всех? Равенство есть начало справедливости.<...> Мы не сразу, а постепенно, шаг за шагом, попадаем в руки смерти. Каждый день мы умираем, потому что каждый день отнимает у нас частицу жизни, и даже когда мы растем, наша жизнь убывает. Вот мы утратили младенчество, потом детство, потом отрочество. Вплоть до вчерашнего дня все минувшее время погибло, да и нынешний день мы делим со смертью. Как водяные часы делает пустыми не последняя капля, а вся вытекшая вода, так и последний час, в который мы перестаем существовать, не составляет смерти, а лишь завершает ее: в этот час мы пришли к ней — а шли мы долго”. Впоследствии Луций Сенека на собственном примере доказал, что его стоические взгляды на эту проблему были не просто словами, — достаточно вспомнить, как достойно принял он собственную смерть, на которую обрек его император Нерон.
Страх старости
есть почти у каждого человека,
у одного он выражен сильнее у
другого слабее. Конечно, у каждого
из нас – существует свой, неповторимый
набор страхов различной
В результате старения появляются морщины, кожа обвисает, становится дряблой, появляются пигментные пятна, начинаются сбои в работе внутренних органах. Это все отражается на самочувствии человека, внешнем виде и его самооценке. Страх быть некрасивым бьет по инстинкту размножения, мало кто стареет красиво.
У женщин,
страх быть некрасивой выражен обычно
ярче, лучше следят за собой, чаще обследуются
у врачей, делают пластические операции
и различные омолаживающие
Самый сильный - страх смерти. Все живое рано или поздно умирает, следовательно, перед смертью есть страх. Есть ли смысл бояться смерти? Если вы осознаете бессмысленность этого страха, то перестанете его бояться. Если вы есть - смерти нет, когда пришла смерть - нет вас.
Один известный полевой командир в свое время говорил:
«Если на вас наставили оружие, не спешите бояться. Могут быть два варианта: это оружие выстрелит, и это оружие не выстрелит. Если в вас не выстрелили - это замечательно, если в вас не выстрелили, то могут быть 2 варианта. В вас попали и в вас не попали. Если в вас не попали - все великолепно. А если в вас попали, то тут тоже могут быть 2 варианта: вас убили и вас ранили. Если вас убили, то вы уже в раю обнимаете прекрасных женщин, а если вас ранили, то тут могут быть два варианта. Вы умрете от этой раны, и вы останетесь живы. Если вы умерли, то вы уже в раю обнимаете прекрасных женщин, а если вы остались живы, то вы снова в строю сражаетесь против неверных.»
Самый сильный страх представителей мужского пола.
Какой же самый сильный страх у мужчины? Это не страх смерти или увечий, потеря достатка то же не является самым сильным страхом. Самый сильный страх у мужчины – это потеря сексуальных возможностей.
Развитию этого страха у мужчин способствует абсолютно все. Способствует ярко выраженная реклама препаратов для потенции, пугающая всех мужчин тем, как рассказывает реклама, что в 40 лет каждый второй мужчина страдает потенцией и дальше все по сценарию – мужчина съел «волшебную» таблетку и тут же у него исчезли все проблемы с потенцией. То есть это программирование. Реклама навязывает в первую очередь фрустрацию, то есть страх перед возрастным порогом в 40 лет, а во-вторых навязывают миф о том, что выпив эту таблетку проблема решится. 99% мужских проблем рождаются и существуют в первую очередь в самой голове, то есть большинство их проблем навязанные, придуманные.
Самый сильный страх представительниц женского пола.
По мнению британских ученых самый сильных страх у женщин – это не запланированная беременность. И это удивительно, потому что выбрать способ контрацепции в наше время не проблема.
Еще одна популярная фобия у женщин это страх растолстеть. Женщинам кажется, что их лишний вес мешает им в их личной жизни и часто так думают женщины, которые на самом деле не страдают лишним весом. Миф о том, что неудачи в личной жизни напрямую зависят от телосложения, очень устойчив.
Страх не выйти замуж заключает тройку лидеров женских страхов. Миф о том, что можно быть счастливой только в браке плотно закрепился в сознании женщин.