Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:02, доклад
Поведение человека в обществе регулируется социальными нормами. Они помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В современном мире учёные, политики, психологи озабочены таким фактом, что в поведении больших общественных групп наблюдается деградация. Многие психологи связывают девиантное поведение личности (поведение, отклоняющееся от общепринятых норм) с влиянием толпы. Мыслитель Г.Спенсер предполагал, что в толпе проявляется простая арифметическая сумма или же среднее арифметическое характеров собравшихся индивидов
Поведение человека в
обществе регулируется социальными
нормами. Они помогают установить порядок,
согласовать интересы разных людей,
живущих в одном коллективе. В
современном мире учёные, политики,
психологи озабочены таким
От 1990 года, в период перестройки наше общество сделало для себя много открытий. Одно из них заключается в том, что демократизация политической жизни – это не только великое благо, но и огромная ответственность. Как ни странно, но оказалось, что при тоталитарном режиме жить было «проще», так как от всех требовалось лишь «давать план» и «выполнять обязательства», Делая то, что предписано сверху. Демократизация же несёт с собой не только права и свободы, но и более сложные, чем раньше, требования к гражданину. Прежде всего, это необходимость овладения нормами политической культуры, которыми определяется участие граждан в политических процессах во всем многообразии.
Россия оказалась очень плохо подготовлена к свободе, к которой так горячо стремилась. Эта неподготовленность проявляется во всем, начиная от пассивного отношения к своим новым политическим и гражданским правами кончая не очень высоким уровнем культуры законодательной деятельности, дебатов в наших верховных органах власти. Однако острым и опасным проявлением политической незрелости стал феномен толпы. После окончания гражданской войны мы с этим явлением почти не сталкивались, а в тех редких случаях, когда нечто похожее возникало, меры принимались железной рукой без раздумий и без огласки. Поэтому в условиях демократизации структуры власти, сталкиваясь с явлением толпы, испытывают растерянность и бездействуют, либо принимают меры с запозданием, либо действуют не теми средствами. По тем же причинам советская психологическая наука оказалась неподготовленной к анализу названных явлений и не смогла предложить практические рекомендации. Игнорировались и западные теории психологии толпы, результаты исследований этого явления.
Достаточно сложно на первый взгляд выделить те особенности толпы, которые принципиально отличают её от других человеческих объединений. Правда, и митинг, даже театральная аудитория могут, при определенных условиях, превратится в толпу, но ведь тем самым они приобретут совершенно новые качества. Как пример можно привести случаи, когда, скажем, в театре во время спектакля возникает пожар и интеллигентная публика, впадая в панику, превращается в толпу обезумевших от страха людей. Аналогичным образом любое организованное и дисциплинированное собрание, митинг, шествие, демонстрация и т.п., при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести себя по законам толпы.
Это не значит, конечно, что при возникновении толпы или в процессе её действий обязательно должны отсутствовать силы, осуществляющие какое-то организующее начало. В общественной практике нередко бывает наоборот, когда кто-то использует толпу, как инструмент.
Учитывая все сложности данного вопроса, проблема психологии толпы актуальна и по сей день как для политического и юридического исследования, так и со стороны психологии и социологии.
Цель моего проекта: показать влияние толпы на поведение личности.
Объект исследования: работы психологов по данной проблеме, а также материалы о поведении толпы в разных условиях.
Глава I. Понятие «толпа» и его характеристика.
I.1. Сущность толпы.
Толпа - это универсальное средство "усреднения людей" - стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же происходит процесс усреднения - люди с более высокой психологической организацией опускаются до уровня людей с низшей психологией. В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы обнуляются, она обладает как бы единой душой.
Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов - толпу могут составить и несколько человек, а с другой стороны, если нет необходимых условий, и сто человек не превращаются в толпу.
[Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. В толпе индивид, с одной стороны, вследствие численности массы, приобретает "сознание непреодолимой силы", а с другой - поскольку толпа анонимна - теряет чувство ответственности.
В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями и действиями. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей - им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным.3 Например, присяжные иной раз выносят приговоры, противоречащие здравому смыслу, в отдельности же каждый из них не принял бы абсурдного решения. Впрочем, толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм - все зависит от того, какое внушение ей было сделано. ]
II.2. Общая классификация и типы толпы.
Толпа подразделяется на следующие разновидности:
1. Разнородная толпа.
2. Однородная толпа.
Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр.
Анонимная толпа отличается
от не анонимной чувством ответственности,
совершенно отсутствующем в первом случае,
и несколько развитом во втором (хотя ответственное
отношение к делу для толпы, в целом,
нехарактерно).
Однородная толпа по степени организации
подразделяется на секты и касты. Секта объединяет индивидов различных
профессий, воспитания, социального положения
на основе общности верований. Например,
религиозных и политических верований. Каста - высшая степень организации,
доступная толпе. В состав касты входят
индивиды одной профессии, которая и определяет
характер воспитания и общественного
положения.
Типы толпы.
В зависимости от характера поведения людей, выделяется, прежде всего, пассивные и активные типы.
Пассивная толпа - стихийное скопление людей с отсутствием стимулов, к какому либо недовольству. Толпа пассивного характера быстро собирается и также быстро рассеивается. Эмоциональный компонент в этой толпе почти не выражен и проявляется в своего рода лишь "заражение" любопытством.
Активная толпа - обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств.
Варианты активной толпы.
Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Этот вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем.
Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.
Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях сваливать все только на "уголовный элемент".4 Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпу мародеров. Тенденция к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т.п.), составляет тот психологический механизм, который применяет совесть с чувством ответственности за содеянное преступление. Это - тоже феномен толпы.
Существуют определённые условия возникновения толпы.
Исследователи выделяют два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера.
К долговременным условиям относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы, относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют чувства неудовлетворенности, беспомощности и отчаяния.5 Факторов социальной напряженности в нашем обществе в течение всей его истории было немало. Период перестройки, а в дальнейшем и рынка с одной стороны, открыл возможность для массовых выступлений, а с другой - добавил новые, усиливающие обстановку факторы в виде обострения национальных противоречий и связанных с ними последствий.
Таким образом, возникло то необходимое сочетание обстоятельств, при которых социальные взрывы происходят по любым поводам. Эти поводы и составляют ситуативные условия, как массовых проявлений вообще, так и феномена агрессивной толпы.
Толпа имеет свои характеристики.
А) Импульсивность. Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Толпе свойственно непостоянство, изменчивость. Внезапно она может переходить от кровожадности к великодушию и наоборот
Б) Внушаемость. Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Самое обычное явление принимает для толпы гипертрофированный размер, поскольку она "мыслит" образами, а не понятиями.6 Не различает толпа объективное и субъективное, часто принимая собственные образы за реальность.
В) Максимализм. Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия - ненависти
Г) Авторитарность и консерватизм. Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть. Перемены, производимые толпой, незначительны, связаны, скорее, с переименованиями, в действительности же толпа испытывает ужас к перемене традиций. Поэтому, техническое развитие в условиях полновластия толпы невозможно.
Д) Нравственная спонтанность. Толпа безответственна и ветрена, она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона, то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. Например, толпа, завладевшая дворцом в Тюильри во время революции 1848 г. не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. А найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утаить награбленное
Е) Образность и алогичность "мышления".
Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов.
Политики, часто пользовались этим свойством массовой психологии для укрепления собственной власти.
Образы, чтобы оказать влияние на толпу, должны быть исключительно яркими, поэтому множество мелких, хотя и многочисленных преступлений не действует на толпу, чем какое-нибудь одно, но крупное. В 1894 году согласно статистике, погибло 850 парусных и 203 паровых корабля, гибель «Титаника» - произвела впечатление на толпу куда большую. Следовательно, "не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются в толпе".
Ж) Религиозность. Толпа нуждается в религии. Ей присущи: обожание, боязнь, подчинение, непоколебимая уверенность в своей идее, ненависть и нетерпимость к его врагам. Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее - сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные.7 Напр. Наполеону поклонялись с такой истовостью, которая никогда не проявлялась в отношении языческих богов.
Факторы, оказывающие влияние на толпу можно разделить на две составляющих: непосредственные и отдаленные. "Отдаленные" - те, которые подготавливают почву для прочих влияний, это наиболее фундаментальные факторы. Непосредственные же факторы скорее оформляют уже сложившееся мнение и превращают его в конкретное решение и действие.
Наиболее важным фактором является раса, это как бы субстанция общества. Все элементы цивилизации - выражение души расы.
"Непосредственные" факторы. Одним из самых важных непосредственных факторов является использование определенных слов и формул. На толпу они действуют магически. Такие слова как демократия, социализм, равенство, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем.
Толпе необходимы иллюзии, и руководитель должен умело ими пользоваться, а не разрушать. Разрушение религиозных воззрений, например, приводит к тому, что массы лишаются надежд и смирения.
Разрушить иллюзии в состоянии только опыт, являющийся следующим важным непосредственным фактором. Однако на толпу действует лишь опыт грандиозных размеров и повторенный несколько раз. Кроме того, он действует лишь на его современников, исторические же примеры на толпу не оказывают влияния.
II. 1. Верования толпы.
Верование - это нечто близкое к культурной парадигме, глобальной идеологии, то, что цементирует общество на любом его уровне. Поэтому взгляды толпы подразделяются на два вида - постоянные, т.е. удерживающиеся в течение многих столетий, и непостоянные, господствующие короткое время.
Информация о работе Психология толпы и её влияние на личность