Психология толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что такое толпа. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической с другой.
Политическая точка зрения, как за рубежом, так и у нас, толпа -это любые массовые проявления протеста несанкционированные властями, что не правильно, например несанкционированный митинг бывает вполне организован и порядочен, дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах.

Содержание работы

Введение
Сущность толпы
Общая классификация и типы толпы
Основные характеристики толпы
Внешние (структурные) особенности толпы
Факторы, влияющие на толпу
Верования толпы
Лидеры толпы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология толпы.rtf

— 240.78 Кб (Скачать файл)

Роль вожаков заключается в создании веры.

Не важно какой - религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. Поскольку народные массы за пределами своей специальности ни о чем не имеют ясных представлений, ими всегда управляли и будут управлять вожаки. Толпа желает повиноваться, и если исчезнет один лидер, она с радостью покорится другому, сильнейшему.

Классификация.

Лидеров можно подразделить на две категории. К первой относятся энергичные, смелые, буйные вожаки, у которых воля, тем не менее, проявляется лишь в короткие промежутки времени. К другой, встречающейся гораздо реже разновидности, принадлежат лидеры, обладающие сильной и стойкой волей. К первым можно отнести Нея, Мюрата, Гарибальди, Ленин. Ко вторым принадлежат "истинные основатели религии и творцы великих дел: св. Павел, Магомет, Колумб.

Тактика лидеров и диалектика идей.

Если необходимо заставить совершить топу некоторый моментальный акт - например, ограбить дворец или броситься на защиту баррикады, то самым лучшим в данной ситуации является личный пример. Если же толпу нужно убедить следовать каким-то идеям- верованиям, то здесь предлагается другой, но столь же универсальный рецепт - утверждение - повторение - взаимное внушение. Для того чтобы уверить в чем-то толпу, вовсе не надо приводить аргументов и доказательств, достаточно утверждения. Утверждение должно быть предельно кратким и безапелляционным, сводиться к лозунгу. Так поступают и религиозные деятели, и политики, и бизнесмены, рекламирующие свой товар. Но утверждение должно быть произнесено неоднократно, повторяться как можно чаще и желательно, в одних и тех же выражениях. Много раз повторенная мысль воспринимается толпой как доказанная. Она врезается в самые глубокие области "бессознательного". Через какое-то время мы забываем автора утверждения, повторенного множество раз и начинаем ему верить.

После того, как повторение происходило достаточное количество раз (например, если богатое финансовое предприятие смогло купить себе поддержку общественного мнения), в дело вступает уже известный нам могущественный фактор - взаимное внушение. Ведь управляют толпой не при помощи аргументов, а используя образцы. Законодатели всевозможных мод не должны слишком отрываться от толпы, иначе массе подражать им станет невозможно. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не имеют вообще на нее никакого влияния (Да Винчи, Пикассо). Они слишком отдалены от нее.

Любые мнения распространялись с помощью вышеуказанного механизма. Христианство, например (по Вольтеру), в течение 100 лет было достоянием лишь "самой презренной черни", Ренан же сравнивает основателей христианства с "рабочими социалистами, распространяющими свои идеи по кабакам". Масса, тем не менее, не в состоянии породить ни одну идею. Сначала последняя зарождается в высших, культуросозидающих слоях, затем завладевает каким-нибудь вожаком, который ее извращает таким образом, что она становится доступной секте, создаваемой вожаком. Секта ее еще более извращает, затем внушает массе, продолжая видоизменять исходную идею все больше и больше. Наконец, идея делается народной истиной, и в таком виде оказывает обратное влияние на высшие слои. В конце концов, видим, что все- таки ум управляет миром. Философы, создавшие какие-нибудь идеи, уже давно умерли и превратились в прах, но благодаря описанному механизму, мысль их все-таки торжествует.

Обаяние - "таинственная сила", благодаря которой люди или идеи подчиняют себе мир. Часто обаяние слагается из восхищения и страха, однако умершие люди, которых уже боятся, также обладают обаянием - например, Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь или Мартин Лютер Кинг. Но всегда обаяние связано с удивлением и почтением. Обаяние как и многое другое, можно связать с внушением.

Лебон различает два вида обаяния: приобретенное и личное.

Первое связано с именем, богатством, репутацией и т.п., второе же принадлежит отдельному индивиду. Приобретенное обаяние распространено весьма широко. Достаточно занимать определенное социальное положение, чтобы им обладать. Военный в форме или судья в мантии пользуются обаянием. Даже самый свирепый социалист, всегда несколько смущен при виде королевы Англии. Однако не только люди обладают приобретенным обаянием. Личное обаяние элитарно, им обладают немногие. Это какое-то "магнетическое очарование", оно действует, несмотря на социальное неравенство. Великие вожаки толпы, такие, как Магомет, Жанна д'Арк, Наполеон, Ленин обладали именно личным обаянием и без него не могли бы сделаться знаменитыми. Зато неудача способна многих лишить обаяния и вчерашний герой будет забыт толпой тем сильнее, чем выше толпа его превозносила, толпа мстит за то, что она поклонялась. К примеру, если взять Ленина, до сих пор лежащего в мавзолеи.

 

 

Заключение

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.

Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого - участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы

позитивно влиять на толпу. Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:

  • без крайней необходимости не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места, не допускать давки, возникновения паники;
  • блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время - оно работает против толпы - люди устают и их активность снижается;
  • устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
  • не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;
  • четко выполнять приказы руководства;
  • без необходимости не подпускать к себе людей;
  • постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;
  • не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;
  • следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;
  • для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных (личные качества играют здесь решающую роль), и прошедших обучение старших офицеров;
  • переговоры следует вести не прерывая, предложить снять дополнительные требования.

 

 

Список литературы

  1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Сборник М., Радуга, 1999.
  2. Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.
  3. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999.
  4. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998.
  5. Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.
  6. Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992.
  7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998.
  8. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., Канон. 1994.
  9. Юнг К.Г. Психология биржевой толпы. М., Норма. 2000.
  10. Чалдини Р. Психология влияния. - Спб.: ЗАО Питер. 1998.
  11. Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.С.12.
  12. Это классификация по Гюстову Либону.
  13. Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.9.
  14. Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.10-11.
  15. Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28.
  16. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.
  17. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.112.
  18. Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.98.
  19. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С.67.
  20. Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998. С.26.

 

 

 

 

Краткий конспект

Толпа - это неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, находящихся в эмоциональном возбуждении.

Толпы бывают разнородными : люди разных профессий, с разным образованием, интеллектом и однородные : это политические или религиозные секты, касты (военные, духовенство) и классы (буржуазия, крестьянство)

В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируется, индивиды заражают друг друга своими чувствами , мыслями и действиями. Восприимчивость к внушению приводит к тому что у индивидов засыпает сознание и они становятся автоматами готовыми на любые действия, даже самопожертвования.

Толпа постоянно впадает в крайности, она может принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть.

Толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия.

Так же толпа имеет свою структуру : наиболее активные участники перемещаются к центру, а пассивные к периферии, так же во время перемещения участников происходит обмен информацией.

Толпа безвольна, поэтому желает повиноваться, и поэтому всегда есть лидер или вожак. Роль вожаков в создании веры. Причем если появляется более сильный вожак, толпа без сомнений начинает подчиняться ему.

Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы : как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа. Лучше конечно не допускать, но если собралась агрессивная толта, необходимо грамотное поведение по отношению к ней.

- не допускать возникновения паники, давки

- тянуть время ( люди устают - активность снижается)

- предложить людям выделить группу для переговоров и т.д.


 



Информация о работе Психология толпы