Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:50, реферат
Политическая точка зрения, как за рубежом, так и у нас, толпа любые массовые проявления протеста несанкционированные властями, что не правильно, например несанкционированный митинг бывает вполне организован и упорядочен, дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах может начать вести по иррациональным законам толпы.
Введение………………………………………………………………..2
1. Сущность толпы…………………………………………………..4
2. Общая классификация и типы толпы…………………………..5
3. Основные характеристики толпы……………………………....8
4. Внешние (структурные) особенности толпы………………...14
5. Факторы, влияющие на толпу………………………………….15
6. Верования толпы…………………………………………………18
7. Лидеры толпы………………………………………………….…20
Заключение…………………………………………………………...25
Список литературы………
7. Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнотизирован. Но степень этой загипнотизированности идеей у лидера отличается от веры в нее других индивидов в толпе. Помимо данной идеи, все остальное как бы перестает существовать для вожака, а всякое противоречащее мнение изначально кажется ему заблуждением. Вожаки вовсе не должны обладать особым интеллектом или проницательностью. Как раз, наоборот - для того, чтобы никогда не сомневаться, им надо быть весьма ограниченными, ибо интеллект заставляет раздумывать и колебаться. Вожаки же - люди действия, фанатики. "Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка".11 Преследования только подстегивают их деятельность, инстинкт к самосохранению атрофируется и часто они стремятся лишь к мученичеству. Но именно такие люди производят самое сильное внушающее действие на толпу. Ведь толпа безвольна, и инстинктивно тянется к человеку, наделенному сильной волей.
Конечно, толпу иногда увлекают и просто хитрые ораторы, действующие исключительно из своих личных интересов. Но их влияние не бывает прочным, долговременным, оно всегда эфемерно.
Роль вожаков заключается в создании веры. Не важно какой - религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. Поскольку народные массы за пределами своей специальности ни о чем не имеют ясных представлений, ими всегда управляли и будут управлять вожаки. Толпа желает повиноваться, и если исчезнет один лидер, она с радостью покорится другому, сильнейшему.
Тактика
лидеров и диалектика идей. Если необходимо заставить совершить
топу некоторый моментальный акт - например,
ограбить дворец или броситься на защиту
баррикады, то самым лучшим в данной ситуации
является личный пример. Если же толпу
нужно убедить следовать каким-то идеям-верованиям,
то здесь предлагается другой, но столь
же универсальный рецепт – утверждение
- повторение - взаимное внушение. Для того чтобы уверить в чем-то
толпу, вовсе не надо приводить аргументов
и доказательств, достаточно утверждения.
Утверждение должно быть предельно кратким
и безапелляционным, сводиться к лозунгу.
Так поступают и религиозные деятели,
и политики, и бизнесмены, рекламирующие
свой товар. Но утверждение должно быть
произнесено неоднократно, повторяться
как можно чаще и желательно, в одних и
тех же выражениях. Много раз повторенная
мысль воспринимается толпой как доказанная.
Она врезается в самые глубокие области "бессознательного". Че
После того, как повторение происходило достаточное количество раз (например, если богатое финансовое предприятие смогло купить себе поддержку общественного мнения), в дело вступает уже известный нам могущественный фактор - взаимное внушение. Ведь управляют толпой не при помощи аргументов, а используя образцы. Законодатели всевозможных мод не должны слишком отрываться от толпы, иначе массе подражать им станет невозможно. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не имеют вообще на нее никакого влияния (Да Винчи, Пикассо). Они слишком отдалены от нее. Поэтому-то европейцы со всеми преимуществами свое цивилизации имеют столь незначительное влияние на народы Востока; они слишком отличаются от этих народов.
Любые мнения распространялись с помощью вышеуказанного механизма. Христианство, например (по Вольтеру), в течение 100 лет было достоянием лишь"самой презренной черни", Ренан же сравнивает основателей христианства с "рабочими социалистами, распространяющими свои идеи по кабакам".
Масса, тем не менее, не в состоянии породить ни одну идею. Сначала последняя зарождается в высших, культуросозидающих слоях, затем завладевает каким-нибудь вожаком, который ее извращает таким образом, что она становится доступной секте, создаваемой вожаком. Секта ее еще более извращает, затем внушает массе, продолжая видоизменять исходную идею все больше и больше. Наконец, идея делается народной истиной, и в таком виде оказывает обратное влияние на высшие слои. В конце концов, видим, что все-таки ум управляет миром. Философы, создавшие какие-нибудь идеи, уже давно умерли и превратились в прах, но благодаря описанному механизму, мысль их все-таки торжествует.
Обаяние - "таинственная сила", благодаря которой люди или идеи подчиняют себе мир. Часто обаяние слагается из восхищения и страха, однако умершие люди, которых уже боятся, также обладают обаянием - например, Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь или Мартин Лютер Кинг. Но всегда обаяние связано с удивлением и почтением. Обаяние как и многое другое, можно связать с внушением.
Лебон различает два вида обаяния: приобретенное и личное. Первое связано с именем, богатством, репутацией и т.п., второе же принадлежит отдельному индивиду. Приобретенное обаяние распространено весьма широко. Достаточно занимать определенное социальное положение, чтобы им обладать. Военный в форме или судья в мантии пользуются обаянием. Даже самый свирепый социалист, всегда несколько смущен при виде королевы Англии. Однако не только люди обладают приобретенным обаянием. Что сейчас представляет собой Парфенон, Египетские пирамиды? Развалины. Но они является в сопровождении самых блестящих воспоминаний о прошлом, созерцая их, нетрудно представить их в настоящем виде.
Личное обаяние элитарно, им обладают немногие. Это какое-то "магнетическое очарование", оно действует, несмотря на социальное неравенство. Великие вожаки толпы, такие, как Магомет, Жанна д'Арк, Наполеон, Ленин обладали именно личным обаянием и без него не могли бы сделаться знаменитыми. Зато неудача способна многих лишить обаяния и вчерашний герой будет забыт толпой тем сильнее, чем выше толпа его превозносила, толпа мстит за то, что она поклонялась. К примеру, если взять Ленина, до сих пор лежащего в мавзолеи.
Заключение.
Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы - остается без ответа.
Самый разумный выход, не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. А для этого нужно устранить долговременные условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков (лучший предлог для этого – участие в переговорах с властями) и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.
Однако если собралась агрессивная толпа полезны следующие рекомендации:
Список литературы.
1 Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.С.12.
2 Это классификация по Гюстову Либону.
3 Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.9.
4 Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992. С.10-11.
5 Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.С.28.
6 Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С. 208.
7 Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.37.
8 Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.112.
9 Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998. С.98.
10 Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999. С.67.
11 Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998. С.26.
27