Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:37, реферат
В самом начале XX века тенденция к изменению объекта психологии, которая была начата функционализмом, значительно усилилась и приобрела в творчестве американского психолога Джона Уотсона (1878- 1958) характер научной революции в психологии.
В самом начале XX века тенденция к изменению объекта психологии, которая была начата функционализмом, значительно усилилась и приобрела в творчестве американского психолога Джона Уотсона (1878- 1958) характер научной революции в психологии.
В его творчестве обосновывалась мысль,
что главным объектом психологических
исследований должно быть не сознание человека, а его поведение. Принципы нового направления в психологии
Уотсон изложил в особом Манифесте под
названием «Психология глазами бихевиориста»
(1913). Основанное им направление стали
называть: бихевиоризмом (от англ. behavior - поведение), и
-ведущим фактором, источником человеческой активности являются не внутренние импульсы, не сама психика, а внешняя среда; вся психика, ее содержание создается по простой схеме: стимул — реакция:
-человеком, его поведением правит не сознание, не разум, а случай, окружающая среда, именно она формирует все человеческое сознание. Сознание, таким образом, не играет никакой роли в психике, следовательно, в строгой психологической науке ему нет места.
При этом Уотсон ссылался на исследования русского физиолога И.II. Павлова (1849-1936). который своими опытами доказал, что например, такой стимул, как звук колокольчика, сам по себе может вызвать у голодной собаки реакцию слюноотделения. Ссылаясь на эти опыты, Уотсон утверждал, что новые формы поведения появляются только под влиянием вновь выработанных условных рефлексов, при этом сознание, по его мнению, оказывается совершенно бесполезным.
Следует отметить, что сегодня эту столь резко выраженную позицию не поддерживают даже ученики и последователи Уотсона.
Современные необихевиористы по
Та же установка на принижение роли сознания в человеческом поведении характерна и для еще одного влиятельного направления в психологии XX века, получившего название «психоанализ».
Основоположником психоанализа является австрийский психолог- Зигмунд Фрейд (1856-1939). Долгое время он работал врачом- неврологом и. наблюдая за своими пациентами, пришел к выводу, что главной проблемой дальнейших психологических исследований должен стать анализ соотношения сознательного и бессознательного в человеческой психике. Эту проблему он безоговорочно решил в пользу бессознательного. Он заявлял, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, влечений, удовлетворение которых «запрещено» сознанием. Это стремление к насилию, агрессии, сексуальные побуждения, желание нарушать общепринятые нормы повеления. Причем первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения. Все эти желания действуют без нашего ведома. Они проявляются в наших сновидениях, оговорках, юморе, непроизвольных отклонениях от нормального поведения, оказывают влияние на выбор профессии, на наше творчество, т.е. определяют всю нашу жизнь. В качестве основных методов исследования бессознательного Фрейд использован анализ сновидений, а также анализ так называемой «ассоциативной речи», т.е. речи, свободной от каких бы то ни было ограничений, самоконтроля.
Что же касается сознания, то ему Фрейд отводил только роль слуги бессознательного.
По Фрейду, именно импульсы, идущие из «подвалов нашей психики» представляют наиболее древние слои человеческой природы, которые сближают нас с животными.
В связи с этим противники Фрейда говорили: «Если верить Фрейду, то разум является лишь придатком половых желез». Когда Фрейд в конце своей жизни, спасаясь от преследований фашистов, вынужден был переехать из Австрии в Англию, некоторые английские аристократы требовали, чтобы его не пускали в приличное общество.
Тем не менее сегодня признано, что Фрейд совершил важное открытие в психологии, показав, что понятие психики шире, чем понятие сознания. Кроме того, он создал развернутую теорию бессознательного.
Однако то обстоятельство, что взгляды Фрейда сформировались главным образом на основе наблюдений за психически больными людьми, привело к появлению некоторых слабых сторон в его учении. Эти слабости были замечены уже некоторыми из учеников и последователей Фрейда.
Одним из таких критиков стал швейцарского психолог К. Г. Юнг (1875-1961). Выступив на позднем этапе своей деятельности против некоторых положений своего учителя, он завил, что человек способен преодолеть узкие границы личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.
Юнг разделял взгляды 3. Фрейда вплоть до 1913 г., когда он опубликовал программную статью, в которой доказывал, что Фрейд совершенно неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую, духовную природу. Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое будучи по своей природе сверхличным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека.
По более последовательной, основательной критике психоаналитическая психология была подвергнута со стороны нового направления, которое стало именоваться гуманистической психологией.