Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:57, контрольная работа
В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путь становления отечественной психологической науки ХХ века. В свою очередь, этот путь во многом и был проложен благодаря его научно-теоретическим исканиям. Как писал в 1969 году Б.Г. Ананьев: «Биография ученого приобретает тем большее значение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивное движение на путях познания и активного участия в общественном развитии».
Введение……………………………………………………………….…………. 3
1 Психология в работах С.Л. Рубинштейна………..…………………………. 4
2 Словарь основных понятий…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников…………………………….………….. .. 19
Теоретическое наследие Сергея Леонидовича Рубинштейна выдвигается сегодня на передний край психологической науки. Думается, что в нем больше неосвоенного, нежели освоенного. Однако по мере его освоения психология сможет проникнуться той теоретико-методологической культурой, которая позволит выработать принципиально новое видение психической реальности, радикально отличное от традиционного.
Основной целью всей своей жизни он считал работу, направленную на построение на новых методологических основах системы психологии, обоснованной философски, взаимодействующей с другими отраслями науки и органически связанной с практикой в различных ее областях, в частности, с практикой обучения и воспитания людей. Личная работа С.Л. Рубинштейна в области психологии была сосредоточена по преимуществу на ее философской проблематике. Многосторонне, глубоко и ярко это проявилось в московский период его научной деятельности.
Разработкой методологических принципов психологии − единства сознания и деятельности, детерминизма, принципа развития С.Л.Рубинштейн создал философский фундамент научной психологии. Организацией сектора психологии в Институте философии АН СССР С.Л.Рубинштейн решал три задачи:
− интеграции психологической науки с науками философского цикла и
создание первого психологического учреждения в системе Академии наук СССР.
− организационную подготовку к созданию Академического Института психологии.
− В качестве предпосылок для решения последней задачи выступила разработка С.Л.Рубинштейном системного подхода в психологии. Этому отвечало решение им проблем о предмете психологии и месте психического во взаимосвязи с внешним миром, проблем «человек и мир», психологии личности. Системному подходу отвечало решение С.Л. Рубинштейном организационных вопросов − тематика работы включала комплекс проблем − методологии психологии, психофизики, проблем восприятия, мышления, психологии личности, проблем зоопсихологии, истории психологии. Соответственно формировался кадровый состав (С.В. Кравков, Н.А. Гарбузов, Н.Н. Ладыгина-Котс, Г.К. Гуртовой, Л.И. Анцыферова, К.А. Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, М.Г. Ярошевский, А.Г. Спиркин, Е.В. Шорохова и др.).
Разработке С.Л.Рубинштейном философских проблем психологии посвящена большая литература. Однако, представляется, мало внимания было уделено некоторым вопросам. Отмечу два из них. Первый. Мало известен факт, что С.Л.Рубинштейн был инициатором и первым председателем оргкомитета Всесоюзного совещания по философским вопросам психологии и физиологии высшей нервной деятельности (1962), на которой решался судьбоносный для психологии вопрос: быть ли ей самостоятельной наукой или быть вариантом физиологии высшей нервной деятельности. К сожалению, скоропостижная кончина Сергея Леонидовича в 1960 г. не дала ему возможность непосредственно участвовать на этом совещании. Но сектор философских проблем психологии выполнил его замысел, выступая с докладом, в котором, опираясь на его идеи, внес определенный вклад в решение проблем существования суверенной психологии [6, с. 64].
Второй вопрос. В период возрождения социальной психологии в нашей стране довольно распространенным было мнение о том, что С.Л.Рубинштейн являлся ее активным противником. При этом ссылались на единственное известное его высказывание в книге «Бытие и сознание». Ссылку на то, что это высказывание было чуть ли не вписано в книгу редактором, считаю несерьезной. Такой принципиальный человек как Рубинштейн не мог позволить этого. Дело заключалось в том, что это высказывание относилось к зарубежной социальной психологии. Подобные оценки были широко распространенными. Что же касается отечественной социальной психологии, то тут его мнение было аналогично мнению ведущих психологов страны. Они, признавая социальную обусловленность психических явлений, по существу санкционировали существование тех разделов психологической науки, которые предметно исследовали закономерности этой обусловленности. Своими трудами «Бытие и сознание» и особенно «Человек и мир» Рубинштейн создавал теоретический и методологический фундамент социальной психологии в нашей стране.
Место Рубинштейна в отечественной психологии определяется также и тем, что основные его идеи развиваются его учениками и последователями.
Основные линии этого развития следующие.
В области методологии и теории психологии. Продолжаются работы, направленные на углубление понимания предмета психологии, сущности психических процессов. Поставлена проблема социальной обусловленности психического через диалектику общественного и индивидуального. Определения психики и личности связываются со спецификой индивидуального уровня общественного бытия и качеством субъекта индивидуальной жизнедеятельности. Зависимость личности от общественных отношений опосредуется личностью, ее внутренним миром, жизненным путем, способом организации жизни и разрешения ее противоречий (К.А. Абульханова-Славская) [4, с. 30].
Принцип единства сознания и деятельности соединяется с личностным подходом и подвергается специальному методологическому и конкретно научному подходу в трудах Л.И. Анцыферовой, К.К. Платонова.
Разрабатывается концепция субъекта в психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Конкретизацией этой концепции являются представления о субъекте деятельности. В субъекте деятельности соединяются активность личности и общественные требования к деятельности. Продвигается и изучение самой деятельности. Она рассматривается в соответствии с требованиями системного подхода. Исследуются как индивидуальная, так и совместная деятельность. В последнюю органически включается взаимодействие человека с другими людьми. Общение выполняет эту функцию взаимодействия (А.Л.Журавлев).
Существенным было развитие идей С.Л.Рубинштейна о взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека.
Сформулировано положение о естественной природе и общественной сущности человека (Е.В.Шорохова). Связующим звеном между биологическим и социальным является психическое.
Большое внимание ученики С.Л.Рубинштейна уделяли методологической характеристике принципа развития и закономерностям развития личности. Принцип развития интегрирован с системным подходом. Эта интеграция позволила понять такие закономерности развития как гетерохронность, разнотемповость, разновременность достижения оптимумов развития разными психическими системами, смену этапов дифференциации и интеграции, устойчивости и изменчивости и др. (Л.И.Анцыферова).
Вскрытая С.Л.Рубинштейном диалектика активного и пассивного, актуального и потенциального, ситуативного и устойчивого, внешнего и внутреннего стала основой для дальнейшей работы его учеников в области сознания (Е.В.Шорохова), самосознания (И.И. Чеснокова), потребностей (И.А. Джидарьян), способностей (Т.И. Артемьева), мотивации (В.Г. Асеев).
Теоретико-экспериментальные исследования С.Л.Рубинштейна по психологии мышления развивались при анализе взаимосвязи практического и теоретического мышления, характеристике основных фаз и операций мыслительной деятельности, соотношении проблемной ситуации и задачи, личностного плана мышления. Глубокому анализу подвергались основные психологические теории мышления. Особое внимание уделялось проблеме субъекта мышления: личности, формированию ее мотивов и умственных способностей, ее морального облика. Исследовались закономерности группового решения задач (а это одна из проблем социальной психологии). Раскрыта специфика процесса мышления индивида (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский) [4, с. 21].
Наконец, С.Л.Рубинштейн являлся одним из крупнейших историков психологии. Решение им всех методологических, теорертических и экспериментальных психологических исследований опиралось на опыт и критический анализ отечественных и зарубежных работ. Он заложил основы исторического подхода к самой психологической науке. Оценка многочисленных психологических концепций опиралась на четкую квалификацию философских оснований и методологических установок исследуемых теорий, анализ решения в них основных философских вопросов психологии − о природе психического, об определении места психического в системе явлений материального мира. Другой исследовательский принцип историко-психологических исследований, примененный Рубинштейном − принцип общественно-исторической обусловленности психологических теорий, позднее вошел в системный подход к развитию психологической науки и исторической психологии.
Развитие историко-психологических идей С.Л. Рубинштейна нашло отражение в трудах Л.И.Анцыферовой, Е.А.Будиловой, Е.В.Шороховой, М.Г. Ярошевского и др.).
Краткий анализ некоторых идей С.Л.Рубинштейна и их развития позволяет сделать вывод, что С.Л.Рубинштейн был создателем теоретических и методологических основ современной отечественной психологической науки и инициатором и организатором ее развития в Большой Академии.
2 Словарь основных понятий
1. Детерминизм
– это учение о взаимосвязи
и взаимообусловленности
2. Сознание − это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека.
3. Деятельность − процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
4. Принцип единства сознания и деятельности − один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30-е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
5. Личность в психологии используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность − это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием.
6. Принцип – (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.
7. Принцип развития − необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза.
8. Системный подход − направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
9. Субъект − носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам.
10. Субъектно-деятельностный
подход – это признание
Заключение
Интерес исследователей к научному наследию С.Л. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи.
Проблемы, затрагиваемые в творческом наследии С.Л. Рубинштейна, его оригинальные мысли, научные трактовки идей, его аналитические способности, его умение находить и систематизировать нужное и важное было очень востребовано в процессе становления психологической науки в советское время, и в настоящем его труды изучаются ведущими психологами, цитируются, берутся за основу различных научных концепция. Этот человек прожил непростую полную событий творческую жизнь и сделал огромный неоценимый вклад в развитие отечественной психологической науки в частности и мировой психологии вообще.
Сергей Леонидович Рубинштейн жил и творил в первой половине XX столетия. В созданных им трудах запечатлелись искания его мысли, погруженной в проблемы философии и психологии человека, как они вставали в его жизни, в связи с той научной ситуацией и с социальными задачами общества того времени. Сейчас, в начале XXI столетия, другая научная ситуация, перед психологией стоят другие задачи. Было бы наивно искать в трудах С.Л. Рубинштейна готовые ответы на решение этих новых задач. Но в поисках их решения диалог с С.Л. Рубинштейном может стать той «подсказкой», которая, как это он убедительно показал в своих исследованиях по психологии мышления, является необходимым условием движения мысли. Быть в состоянии использовать «подсказку» – в этом все дело!
Список использованных источников
1. Ждан, А.Н. Школа С.Л. Рубинштейна: вопросы методологии и теории / А.Н. Ждан // Методология и история психологии. − 2007. − Том 2. − Выпуск 4. – С. 69-82.
2. Рубинштейн, С.Л. Вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. − 1955. − №1. − С. 6–17.
3. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. − М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. − 576 с.