Психология восприятия и ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Цель написания работы заключается в раскрывании восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике.
При этом задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении.

Цель написания работы заключается в раскрывании восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения психологических процессов.

Файлы: 1 файл

психология реферат.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 Восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующие уникальную картину мира, изображенную, воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Недаром ученые трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий

Цель написания  работы заключается в раскрывании  восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении.

 

 

ГЛАВА 1.  Психология ощущения и восприятия.

1.Познавательные процессы

Мы погружены  в мир, и сами являемся частью этого  мира. Для того чтобы адекватно  действовать, нам необходимо соотносить себя с его постоянно изменяющимися  характеристиками и в то же  время сохранять представление об устойчивых свойствах внешнего мира. В результате в психике формируется целостный образ мира, что позволяет субъекту активно взаимодействовать с окружающей действительностью, приспосабливаясь к ней или преобразуя ее.

Первые этапы  на пути познания объективно существующей вне нас реальности реализуются  психическими функциями ощущения и  восприятия. В психической жизни  взрослого человека трудно разделить  эти два процесса, настолько они  взаимосвязаны.

Ощущение и восприятие составляют единство процессов,  идущих «снизу вверх» (от момента воздействия «энергии стимула» на сенсорные поверхности органов чувств до возникновения отражения свойств источника воздействия и опознания его как целостного реально существующего объекта или предмета) и процессов,  идущих «сверху-вниз» (от предвосхищения потенциально возможных для восприятия объектов к соответствующей им «настройке»анализаторов для селекции и интеграции ожидаемой информации).[4]       Ощущение, восприятие, служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, составляют познавательные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ощущение как познавательный психический процесс

 

2.1 Понятие ощущения

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия  на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или  афферентиым, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.[1]

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие  воздействующих на органы чувств предметов  и явлений реального мира, которые  называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.[8]                                               Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.                       Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы  принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов.[3].

Психофизиологические характеристики ощущений.

Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения . Существует три вида порогов: нижний порог (или абсолютный) — представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущения достаточно 2−3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи, находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя); верхний порог — максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение. различительный порог — минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога).[7]                                                                                 Вторая психофизиологическая характеристика ощущений — это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.); при действии слабого раздражителя — повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы); при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога).                                                                                    Третья особенность ощущений — это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод).                                                     Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика — это синестезия . Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия — зрительно-звуковая.                                                                  Таки образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.

 

2.2 Виды ощущения

 

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между  ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка оболочки глаза. Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие — тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие. Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные— раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними[7]..

Следующую группу составляют такие ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).;Кроме того, имеется группа органических ощущении — внутренних (интероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:

- качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (например, по цвету, насыщенности);

-интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

- продолжительность—временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа[7]

-пространственная локализация  раздражителя- анализ, осуществляемый рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать , откуда падает свет, идет тепло и т. д..

Следует обратить внимание на тот факт, что практически  все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию. [1]

 

         3. Восприятие как психический познавательный процесс.

 

3.1 Понятие о восприятии.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах  предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и  т.д.), то восприятие дает целостный  образ предмета или явления. Оно  предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.[8]

Восприятие  — это целостное отражение  предметов, ситуаций, явлений, возникающих  при непосредственном воздействии  физических раздражителей на рецепторные  поверхности органов чувств.[1].Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.[3]Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие—это отражение комплексного раздражителя. [7].

 Выделяется четыре  операции, или четыре уровня, перцептивного  действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые  два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Информация о работе Психология восприятия и ощущения