Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:51, реферат
Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза - различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д
Введение.................................................................................................................... 1
1. Роль женщины и роль мужчины в цивилизации............................................... 2
1.1. Культура отношений между мужчиной и женщиной в России.................... 5
2. Любовь и брак...................................................................................................... 10
2.1. Предпосылки равенства................................................................................... 10
3. Совместимость и конфликтность в семейных отношениях............................ 11
3.1 Супружеские взаимоотношения...................................................................... 13
4. Все люди разные................................................................................................. 16
4.1 Основные различия между мужчиной и женщиной..................................... 17
4.2 Как строить взаимоотношения?...................................................................... 17
4.3 Секс в отношениях мужчины и женщины..................................................... 19
Заключение............................................................
кто убоится бога, ибо жена делает мужа
своего добродетельней: во-первых, исполнив
божью заповедь, благословиться богом,
а во-вторых, славиться и людьми. Жена добрая,
и трудолюбивая. И молчаливая - венец мужу
своему, коли обрел муж жену свою добрую
- только хорошее выносит из дома своего;
благословен муж такой жены и года свои
проживут они в добром мире. За хорошую
жену похвала мужу и честь».
В этой главе воздается должное
женщине как хозяйке дома, хранительнице
очага и добродетели в семье, верной помощнице
и другу.
Такое отношение к женщине
оставило свой след и в русском фольклоре:
«холостому помогай Боже, а женатому хозяйка
поможет», «семья воюет - одинокий горюет»,
«муж да жена - одна душа». Существовало
строгое разделение ролей мужчины и женщины,
которое складывалось веками. Особенно
это наглядно выглядит в труде. Деятельность
жены не выходит за пределы семьи. Деятельность
мужа, напротив, не ограничивается семьей:
он - общественный деятель, и в его лице
семья участвует в жизни общества. Женщина
ведала, как говориться, ключами от всего
дома, вела учет сену, соломе муке. Весь
скот и вся домашняя живность, кроме лошадей,
находилась под присмотром женщины. Под
ее неусыпным надзором находилось все,
что было связано с питанием семьи, забота
о белье и ремонте одежды, тканье, баня
и т.д.
Хозяин, глава дома и семьи,
был, прежде всего, посредником в отношениях
подворья и земельного общества, в отношениях
семьи и властью. Он же ведал главными
сельхозработами, пахотой, севом, а также
строительством, заготовкой леса, дров.
Всю физическую тяжесть крестьянского
труда он вместе со взрослыми сыновьями
нес на своих плечах.
Только по большой нужде женщина,
обычно вдова, бралась за топор, а мужчина
(тоже чаще всего овдовевший) садился с
подойником под корову.
С детства мальчиков учили мужским
премудростям, а девочек - женским. В отношениях
парней и девушек вовсе не существовало
какого-то патриархального педантизма.
С самого отрочества знакомства и увлечения
менялись, молодые люди как бы «притирались»
друг к другу, искали себе пару по душе
и характеру. Свидетельством духовной
свободы, душевной раскованности в отношениях
молодежи является множество любовных
песен и частушек, в которых женская сторона
отнюдь не выглядит пассивной и зависимой.
Родители и старшие не были строги к поведению
молодых людей, но лишь до свадьбы. Но и
до свадьбы свобода отношений вовсе не
означали сексуальной свободы. Существовали
вполне четкие границы дозволенного, и
преступались они весьма редко. Обе стороны,
и мужская и женская, старались соблюдать
целомудрие.
Но все же женщина воспринималась
как «дополнение» к мужчине, а не как самостоятельный,
полноправный человек. Существовавшая
семья была строго патриархальной.
Существенные изменения в положении
женщин произошли во многих
странах мира уже в XX в., во многом под
влиянием Великой Октябрьской революции.
В числе первых декретов советской власти
были и изданные в декабре 1917 г. Декрет
о гражданском браке, о детях и о ведении
книг, а также Декрет о расторжении брака.
Этими декретами были отменены действовавшие
до революции законы, ставившие женщину
в неравноправное положение с мужчиной
в семье, в отношении детей, в правах на
имущество, при разводе и даже при выборе
места жительства. После Октябрьской революции
женщины России впервые приобрели право
свободно выбирать профессию, получать
образование. Равенство женщин с мужчинами
в политических, гражданских правах было
закреплено первой советской конституцией.
И ныне, когда участие
женщин в общественно-политической жизни
развитых государств стало общим явлением,
нелишне вспомнить, что Советская Россия
оказалась в первой пятерке стран мира,
предоставивших женщинам право избирать
и быть избранными в представительные
органы страны. На разных этапах развития
Страны Советов специфические вопросы,
связанные с участием женщин в государственной
и общественной жизни, охраной материнства
и детства, трудовой деятельностью женщин,
повышением их общеобразовательного и
профессионального уровня, и другие решались
в первую очередь как задачи государственные.
Конституционное закрепление
равноправия женщин и мужчин было социальным
завоеванием социализма. К сожалению,
и в данной области, как и в других сферах
общественной, политической и социальной
жизни, между провозглашенными в Конституции
СССР правами человека и их претворением
в жизнь, между словом и делом оказался
весьма существенный и со временем все
увеличивавшийся разрыв. Что касается
вопроса равноправия мужчин и женщин,
то застой и отсутствие движения вперед
фактически обусловили даже известный
откат назад. К 1920 годам советская власть
столкнулась со сложными социально-демографическими
и социально-медицинским проблемами (дезорганизация
семейно-брачных отношений, рост числа
нежелательных беременностей и абортов,
распространение проституции и т. д.) Не
сумев справиться с ними цивилизованным
путем власть обратилась к репрессивным
мерам (рекриминализация гомосексуальности,
ограничение свободы развода, запрещение
абортов). Идеологическим оправданием
такой политики была большевистская сексофобия
(«у нас секса нет»). Но цель - укрепление
семьи и повышение рождаемости - не были
достигнуты. Отношения полов оказались,
как и другие сферы жизни человека под
контролем государства.
Сексуальная революция произошла
в России гораздо позднее, чем в других
странах - в начале 1990-х годов. По мнению
С. Айвазовой в России женщины "не участвуют
в сражении за передел собственности"
и их - "считанные единицы в числе представителей
крупного бизнеса" (стр. 108). Сегодня
в России существует "разительное неравенство
шансов для женщин", "явный перекос"
в социальных позициях и возможностях
мужчин и женщин, т. е.
абсолютно очевидна гендерная асимметрия.
Автор обосновано приходит к выводу о
том, что "в период реформ вместо модернизации
системы гендерных отношений или наряду
с ней происходит их архаизация" (стр.
111). Нельзя не заметить, что сегодня в конце
90-х также, как и в конце 80-х, о чем пишет
С. Айвазова, считается "дурным тоном"
говорить об общественных нуждах женщин,
об их политических запросах и карьерных
притязаниях. Если бы принятые за последние
пять лет документы заработали в полную
силу, то в перспективе появилась бы возможность
"качественно изменить статус женщин
в российском обществе - преодолеть существующую
гендерную асимметрию, или неравенство
шансов женщин и мужчин".
Во второй половине 20 веке произошли
значительные сдвиги в отношениях между
мужчиной и женщиной. «Главным субъектом
и агентом этих изменений
являются не мужчины, а женщины, социальное
положение, деятельность и психика которых
изменяются сейчас значительно быстрее
и радикальнее, чем мужская психика. Дело
здесь, вероятно, не только в более широкой
адаптивности женщин, сколько в общей
логике социально-классовых отношений.
Любые радикальные социальные изменения
осуществляют прежде всего те, кто в них
заинтересован, в данном случае - женщины.
Женщины шаг за шагом осваивают новые
для себя занятия и виды деятельности,
что сопровождается их психологическим
самоизменением и изменением их коллективного
самосознания, включая представления
о том, как должны складываться их взаимоотношения
с мужчинами».
Глубокие сдвиги в гендерных
стереотипах и поведении означают не «феминизацию»
мужчин и/или «маскулинизацию» женщин
и образование некоего «унисекса», а ослабление
поляризации гендерных различий и связанной
с ними социальной стратификации. Многие
традиционные различия мужского и женского,
которые привычно ассоциируются с половым
диморфизмом, не столько исчезают, сколько
трансформируются и перестают быть обязательной
социальной нормой».
Вопреки предсказаниям радикалов,
моногамный брак и юридически неоформленные
постоянные партнерские отношения отнюдь
не отмирают. Семья как таковая не исчезает.
Однако сами семейные ценности дифференцируются,
на первый план выходят показатели субъективного
благополучия. Если традиционный брак
является довольно жестким социальным
институтом, то современные партнерства
и браки тяготеют к тому, чтобы быть самоценными
отношениями, основанными на взаимной
любви и психологической интимности, независимо
от способа их социального оформления.
Такие отношения менее устойчивы, чем
нерасторжимый церковный брак и даже брак
по расчету, основанный на общности имущественных
интересов. Это приведет к увеличению
числа разводов, и актуальной задачей
общества становиться не только укрепление
семьи, но и повышение культуры развода,
от недостатка которой больше всего страдают
дети.
Типичной формой отношений
между юношами и девушками становиться
так называемая серийная моногамия, когда
человек живет только с одним партнером/партнершей,
но эти отношения продолжаются не всю
жизнь, а только какой-то более или менее
длительный срок. Такие отношения между
мужчиной и женщиной противоречат, с одной
стороны, идее пожизненного брачного союза,
а с другой - идеям о ненужности брака вообще.
Такие отношения делают человека более
свободным и менее ответственным, но эта
ситуация ненадежна, нестабильна.
Таким образом, дальнейшее развитие
отношений мужчин и женщин предполагает
признание обществом их равенства, равноценности
и равноправия.
Дав краткое описание особенностей
отношений между мужчиной и женщиной в
цивилизации, можно сделать следующие
выводы.
1. Вся цивилизация - это цивилизация
мужчин, патриархальная цивилизация. Женщине
отводятся второстепенные роли в семье
и в обществе. Истоки этого нужно искать
в первичной специализации, в первобытности.
Такой уклад жизни поддерживается церковью,
СМИ, воспитанием, школой и т. д. в течении
столетий.
2. Мужчина и женщина имеют различия:
биологические, психофизиологические,
психологические. Они разные, но это не
означает, что полы неравноценны или неравнозначны,
и поэтому могут быть неравноправными.
Кроме того, можно говорить о наличии двух
начал - мужского и женского: в женщине
больше развито женское начало (феминильность),
в мужчине - мужское (маскулинность), хотя
бывают и исключения. Таким образом, задачей
полов является не война, а поиск общего.
В каждом из нас есть и мужчина, и женщина,
только в разных пропорциях.
3. В связи с этим можно вспомнить,
что древняя восточная мудрость рассматривает
взаимоотношения полов как "Инь"
и "Янь", черное и белое, соединенные
воедино в идеальный круг.
Само слово «пол» означает половину
чего-либо, неполноценное, половину целого,
и чтобы стать полноценным должны соединиться
две половины. Следуя этой логике, мужчина
и женщина являются половинками единого
существа, единой системой, где два элемента
тесно взаимосвязаны, взаимодействуют
и дополняют друг друга. А с точки зрения
прав человека можно сказать, что равенство
мужчин и женщин - это вопрос равенства
человеческого существования. Недопустима
дискриминация между мужчинами и женщинами.
Исторический опыт требует относиться
ко всем, как к людям, соблюдать права человека
безотносительно пола.
Чтобы быть психологически
готовым к любви и браку, необходимо прежде
всего иметь чувство общности и быть социально
адаптированным. Наряду с этими общими
подготовительными условиями, с раннего
детства и до возраста зрелости нужно
пройти своего рода обучение сексуального
инстинкта - обучение, целью которого было
бы научиться его нормальному удовлетворению
в браке и семейной жизни. Все способности,
неспособности и склонности к любви и
браку заложены в прототипе, который формируется
в первые годы жизни. Рассматривая качества
прототипа, вполне возможно указать на
те трудности, которые возникают в дальнейшей
жизни взрослого человека.
Характер проблем, возникающих в любви
и браке, не отличается от общих социальных
проблем. Этим отношениям, как любым другим,
свойственны те же трудности, и большой
ошибкой является отношение к любви и
браку как к раю. в котором сами по себе
исполняются все ваши желания. Каждая
сфера жизни
ставит перед человеком определенные
задачи, которые необходимо выполнять,
всегда принимая во внимание интересы
другого.
Помимо обычных качеств социального
приспособления, отношения любви и брака
требуют от партнера исключительного
чувства симпатии, исключительной способности
отождествлять себя с другим человеком
и сопереживать ему. И если в наше время
весьма немногие действительно готовы
к супружеской жизни, то это потому, что
большинство людей никогда не обучалось
тому, как можно видеть глазами другого,
слышать его ушами и чувствовать его сердцем.
Многое из того, что мы обсуждали
в предыдущих главах, касалось детей, которые
росли, развивая исключительно эгоцентричные
интересы и не принимали во внимание интересы
других. Не стоит ожидать, что физическое
и половое созревание быстро изменит характер
человека, принадлежащего к этому типу.
Так же, как он не готов к жизни в обществе,
он не готов к любви и браку.
Социальный интерес развивается
достаточно медленно: он присущ только
тем людям, которые с самого детства стремились
к общественно полезной цели, получая
соответствующее воспитание. Поэтому
понять, действительно ли человек готов
к жизни с противоположным полом или нет,
не представляет особой трудности.
Необходимо только помнить, что
все наши наблюдения должны касаться общественно
полезной жизнедеятельности. Человек,
действующий в полезном русле, смел и верит
в себя. Он открыто встречает проблемы
жизни и занимается
Информация о работе Психология взаимотношений мужчины и женщины