Психолого – педагогическое изучение коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 11:16, доклад

Описание работы

Достаточный уровень развития общения — важный составной компонент и необходимое условие нормального протекания процесса социализации младших школьников с ТНР. Для полноценного общения, согласно А.А. Леонтьеву, требуется ряд условий, которые и предполагают сформированность соответствующего речевого (коммуникативного, коммуникативно-речевого) умения:
• умение использовать речевые навыки для самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний;
* возможность произвольного или осознанного варьирования или сочетания речевых операций (навыков) в зависимости от целей ситуации общения.

Файлы: 1 файл

методики.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Психолого – педагогическое изучение коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

О.В. Грищенкова.

аспирантка  кафедры логопедии  БГПУ им.  Максима

В реформируемой специальной школе остро стоит проблема повышения качества специального образования через совершенствование системы коррекционно-педагогической помощи. В рамках данной проблематики актуальным выступает рассмотрение вопросов повышения эффективности социализации ребенка с особенностями психофизического развития и, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), через формирование их лингвистической и коммуникативной компетенции.

(Дэфекталогія №2/2004, стр. 42-50)

 

Достаточный уровень развития общения — важный составной компонент и необходимое условие нормального протекания процесса социализации младших школьников с ТНР. Для полноценного общения, согласно А.А. Леонтьеву, требуется ряд условий, которые и предполагают сформированность соответствующего речевого (коммуникативного, коммуникативно-речевого) умения:

• умение  использовать  речевые  навыки для самостоятельного выражения своих  мыслей,  намерений,  переживаний;

* возможность   произвольного   или осознанного   варьирования  или   сочетания речевых операций (навыков) в зависимости  от  целей  ситуации  общения.

Развитие  связной речи и коммуникативных  умений  является  одной из приоритетных задач  школьного  обучения.   Цель   специального  образования состоит  не  только  в   передаче  определенных знаний в объеме школьных дисциплин, но и в формировании умений общаться, получать информацию, строить межличностное взаимодействие.

Для целенаправленного проведения коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с ТНР актуальной представляется проблема изучения уровня сформированности данной группы умений у младших школьников с ТНР по всем базовым категориям: вербальному, невербальному и мотивационно-содержательному компонентам. Изучение данного вопроса позволит учителю не только выявить коммуникативную направленность всего педагогического процесса, но и определить звенья коммуникативных умений школьников, требующие, коррекции.

Системой изучения коммуникативных умений младших школьников с ТНР предусматривается два блока:

1.   Изучение  особенностей  коммуникативных   умений   через   построение диалогической  формы  общения  («Диалог»,  метод незаконченных предложений).

2.   Проведение  анкетирования  учителей  с  целью выявления коммуникативных умений детей в свободной деятельности.

Для уточнения коммуникативной направленности педагогического процесса вводится анкетирование учителей с целью выявления коммуникативной культуры и стиля коммуникативной деятельности, что является эталоном общения для учащихся.

Рассмотрим представленные направления. В связи с первым из них — изучением особенностей коммуникативных умений через построение диалогической формы общения     -   отметим, что диалог является основной формой устной экспрессивной речи, представляет собой одно из важных средств коммуникации и выступает онтогенетически первой формой общения. Вопросно-ответная форма диалога является простой, так как вопрос направляет и программирует ответ, выделяет то, что должно быть сообщено в ответе. Эта характеристика кажется существенной, ибо с помощью программирования разных типов ответов ребенка в диалоге можно снижать уровень требований к нему при общении. С психологической точки зрения ответ является достаточно простой речевой задачей в сравнении с формулировкой вопроса, так как сама ситуация общения уже определена вопросом и, следовательно, этап ориентировки в задачах общения сужен.

Предлагая детям ряд последовательно усложняющихся вопросов, можно проследить доступность для них речевого общения и некоторые его качественные характеристики (О.Н. Усанова). В ходе диалога стимулируются развернутые ответы: «Скажи об этом подробнее». В завершение непосредственного общения с ребенком ему предоставляется возможность самостоятельно задать вопросы экспериментатору — с целью изучения умения формулировать вопросы к собеседнику как более сложной речевой операции.

Система вопросов представлена следующим перечнем:

1, Сколько тебе лет?

2. С кем ты приплел  в школу? З.Как зовут твою маму?

4.Где ты живешь?

5, На каком этаже ваша квартира?

6, Кто  самый  старший  в  вашей семье?

7.Что ты делал вчера  днем (вечером)?

8, Что ты ел на завтрак?

9.Что ты любишь делать  вечером?

10. Где  ты  был  (отдыхал) летом (в  воскресенье)?

11. Какие уроки ты  любишь больше всего?

12. Кем  ты  хочешь  стать,  когда окончишь школу?

Первые 6 вопросов требуют однословных ответов, однако часть из них будет правильной лишь при использовании предлогов. Остальные 6 вопросов требуют более развернутых ответов, в которых используется разнообразная лексика и есть возможность оперировать многообразием грамматических категорий. Последние два вопроса (11-й, 12-й) включены в общий перечень как личностно значимые и направляющие ребенка на активное общение с экспериментатором.

На втором этапе ребенку предлагается спросить у экспериментатора о том, о чем хотелось бы узнать. Вопросы экспериментатора направляют и уточняют характер вербальной активности ребенка и тем самым во многом определяют содержательное направление второго блока задания.

Реплики ученика протоколируются и анализируются, при этом акценти-

руется внимание на следующем: реакция на ситуацию общения, активность в диалоге, эмоциональные проявления; использование помощи и характер реагирования на нее; развернутость реплик, их содержательная сторона; характеристика лексической стороны реплик, опора на лексику вопроса; адекватность использования дополнительных средств общения.

Результаты изучения по методике «Диалог» могут быть представлены в следующем виде (табл. 1).

 

Таблица  1

Ответы ребенка

Вид

Использование

Эмоцио-

Бал-

вопроса

 

помощи

невербальных

нальная

лы

     

средств

реакция

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка правильности понимания речи в диалоге (О.Н. Усанова) производится как на основе вербальных ответов, так и по адекватности использования ребенком дополнительных средств общения: мимики и жеста. Максимальная оценка — 3 балла — ставится при адекватном вербальном или жестовом ответе, 1,5 балла — при ответе на повторный вопрос, О баллов — при отсутствии ответа или неадекватном ответе.

Экспрессивная составляющая оценивается исходя из того, что максимальная оценка за грамматически правильный ответ составляет 3 балла. Снижение до 1,5 балла проводится при аграмматичном ответе; при ответах с литеральными парафазиями, не мешающими понять смысл; при кратком или однословном ответе на вопрос, требующий развернутого ответа. Оценка 0 баллов ставится при отсутствии или неадекватности ответа, а также при нарушениях звуковой и слоговой структуры слова, не позволяющих понять смысл ответа.

Качественная оценка выводится на том же материале, что и количественная, Содержание ее в значительной мере вытекает из направленности каждого задания. Качественная характеристика обязательно включает сведения о доступности для ребенка речевого общения и об особенностях реализации им функций и средств речи.

Анализ «Диалога» позволяет сделать заключение о возможности понимания вопросов и их формулирования, о характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка его ответы могут быть квалифицированы как инициативные или пассивные, а речевые реплики -  как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.

Обеспечение полноценной коммуникации возможно лишь в условиях правильного понимания намерений говорящего. Для оценки данного качества используется методика «Незаконченные предложения». Детям предлагается ряд коммуникативно значимых ситуаций, которые разделены по Эмоциональному фону на положительные и отрицательные, а по степени активности и самостоятельности  на  договаривание по опорной картинке и самостоятельное договаривание. Предложенная методика позволяет определить качество владения детьми ритуальными формами общения, а также выявить уровень их социально-бытовой адаптированности.

Содержательное наполнение данной методики представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Методика  «Незаконченные предложения»

 

С опорой на картинку

 

 

Самостоятельное договаривание

Положительный эмоциональный фон

1

Когда я приду на день рождения, я скажу ...

1

Когда я вхожу в класс, я говорю ..,

 

2

Когда я прихожу в библиотеку, я говорю ...

2

Когда мне дарят подарок, я говорю...

 

3

Когда мне покупают игрушку, я говорю ...

3

Когда я ухожу спать, я говорю ..., ,

 

4

Когда я хочу пригласить друга в гости, я говорю ...

4

Когда  я  утром  просыпаюсь,  я  говорю...

 

5

Когда я хочу познакомиться с новым

учеником, я говорю...

5

Когда мама накормила меня вкусным обедам, я говорю ...

 

6

Когда товарищ дал мне поиграть с его игрушкой, я скажу ...

6

Когда я хочу поиграть с Друзьями в интересную игру, я скажу ...

Отрицательный эмоциональный фон

7

Когда моего друга обижают, я скажу ...

7

Если  я  не  могу сделать  домашнее задание сам, я скажу ...

 

8

Когда я поступил плохо и мама меня ругает, и скажу ...

8

Когда у меня нет карандаша, я скажу ...

 

9

Когда у меня отнимают игрушку, я скажу ...

9

Когда товарищ просит у меня книгу, я скажу ...

 

10

Когда ребята не хотят со мой играть, я скажу ...

10

Если  учитель  на  уроке  делает  мне замечание,   я скажу ...

 

11

Если я нечаянно сломал чужую игрушку, я скажу ...

11

Когда мне пора выходить из автобуса и в нем много' людей, я скажу ...

 

12

Когда я хочу качаться на качелях, а они заняты, я скажу ...

12

Когда  мой товарищ  сломал  мою  игрушку, я скажу ...


Процедура выполнения заданий приближается к ситуации естественного диалога. Оказываются различные виды помощи: стимуляция к действию, программирование плана действия, указание способа поиска пути решения, демонстрация способа решения.

При оценке данных обращается внимание на те же составляющие речи, что и при «Диалоге», т.е. адекватное понимание м реакцию на ситуацию общения, активность; эмоциональные проявления; использование помощи, характер реагирования на нее; уровень развернутости реплик, их содержательную, лексическую, грамматическую стороны; адекватность использования дополнительных средств общения; владение ритуальными формами общения, адекватность их использования.

 

Результаты экспериментального изучения фиксируются следующим образом (табл. 3).

 

Таблица 3

ситуации

Ответы ребенка

Вид

помощи

Использование

Невербальных средств

Эмоциональная

реакция

Примечание

           
           

1

 

 

 

 

 

 

 

 
 

2

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Для расширения сферы диагностики в рамках изучения коммуникативных умений младших школьников вводится блок анкетирования учителей и воспитателей с целью определения и уточнения состояния коммуникативных умений младших школьников с ТНР. В предлагаемой анкете нашли отражение основные компоненты структуры коммуникативных умений: активность ребенка в общении; использование вербальных средств общения; использование невербальных средств общения; эмоциональные проявления ребенка во время общения (табл. 4).

Анкета заполняется по результатам длительного систематического наблюдения за детьми в процессе урочных и внеурочных видов деятельности. Возможен вариант совместного заполнения анкеты учителем и воспитателем класса, что позволит более точно характеризовать основные коммуникативные проявления учащихся с ТНР в разных видах деятельности к различных ситуациях общения. Данные анкетирования позволят провести более глубокий анализ состояния коммуникативной компетенции учащихся, а также наметить основные направления коррекционного воздействия.

Информация о работе Психолого – педагогическое изучение коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи