Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:00, реферат
Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых - проблема воспитания трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с девиантным поведением. В поведении таких детей довольно часто отмечаются критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий.
Анализ структуры свободного времени подростков с девиантным поведением показал, что большинство из них имеют достаточное количество свободного времени в течение дня. При этом подростки большую часть своего свободного времени тратят на проведение его в кругу друзей, на прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач. Дети с девиантным поведением имеют высокую степень тревожности, агрессивности, у них отмечается низкая мотивация к учебной деятельности. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому [2].
Анализ научно-методической литературы
показывает, что многие специалисты
(педагоги, психологи, физиологи и
др.) озабочены поиском эффективных
средств и методов
Важное место в системе
В настоящее время все более
осознается тот факт, что традиционные,
издавна сложившиеся и
Особого внимания заслуживают вопросы
перестройки физкультурно-
На сегодняшний день во многих городах и областных центрах
России осуществляют свою деятельность
подобные центры для детей и подростков
с отклонениями в поведении. Они
ориентированы на реализацию социально-психолого-
Реабилитационный центр имеет в своей структуре минимум три подразделения:
1) диагностическое;
2) внутреннего реабилитационного пространства (работа с дизадаптированными);
3) внешнего реабилитационного
Реабилитационный центр
- является координатором всей
медико-психолого-
- осуществляет комплексную,
- просвещает общественность и
родителей по вопросам
- проводит организационную и методическую работу в регионе;
- подкрепляет научными
В соответствии с вышесказанным
целью нашего исследования является
теоретическая разработка и экспериментальное
обоснование программы
Нами было выдвинуто предположение о том, что использование в практике физкультурно-спортивной работы с подростками с девиантным поведением Спартианских игр будет содействовать снижению тревожности и агрессивности, а также повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом.
На основе идеи гуманистического проекта "СпАрт", автором которого является профессор В. И. Столяров, были проведены Спартианские игры для подростков с девиантным поведением, проходящих курс реабилитации в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Набережные Челны Республики Татарстан. Обучаясь в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города, дети и подростки от 3 до 17 лет проходят курс реабилитации в вышеназванном Центре на протяжении 4-12 месяцев. К исследованию были привлечены подростки 12-14 лет.
Спартианские игры являются одной из форм гуманизации физкультурно-спортивной деятельности, внедрения в практику гуманистически ориентированной модели организации соревнований, которая в сравнении с традиционной (спортивной) моделью обладает более высоким гуманистическим потенциалом, гармонично объединяя в соревновательную программу искусство и другие виды творческой деятельности; создает условия для формирования свободной, активной, творческой, разносторонней личности, гуманных человеческих отношений [5, 7, 8].
Внедрению разработанной программы
предшествовала подготовительная работа
с подростками, направленная на формирование
у них знаний и умений, связанных
с физической культурой, спортом, искусством
и т. д., которые необходимы для
успешного выступления в
Предварительный анкетный опрос подростков показал, что они осознают важность и значимость занятий физическими упражнениями, которые способствуют улучшению здоровья, расширению круга общения, возможности заслужить уважение других людей, хорошо и интересно отдыхать.
При анализе ответов на вопрос: "По какой причине ты занимаешься физической культурой?" мы установили, что большинство опрошенных мальчиков (75 %) занимаются физическими упражнениями для того, чтобы улучшить свое здоровье, иметь авторитет среди друзей и сверстников, а также выигрывать на соревнованиях и стать чемпионом. 80 % девочек отметили, что занятия физической культурой предоставляют возможность стать красивее и иметь привлекательную фигуру, быть здоровой и сильной, а также выигрывать на соревнованиях и стать победительницей. Такой вариант ответа, как "можно весело и интересно провести время, встретиться с друзьями", для опрошенных мальчиков и девочек менее значим.
Среди причин пассивного отношения к физическим упражнениям респонденты отмечают "нежелание", "отсутствие свободного времени и настойчивости".
Подготовка к апробации
Экспериментальная программа физкультурно-
1-й блок - интеллектуальный. 1 раз в неделю устраивались "олимпийские" уроки. На этих занятиях давались теоретические знания об олимпийском движении и Олимпийских играх, их истории, об основных идеалах и ценностях олимпизма; о роли занятий физическими упражнениями в жизни человека; также проводились интеллектуальные игры и упражнения, а при завершении вышеназванного блока - конкурс "Знатоки спорта", в котором проверялись знания подростков, полученные ими при подготовке к играм.
2-й блок - спортивный. Данный блок предусматривал проведение уроков здоровья, содержание которых составляли различные подвижные и спортивные игры, спортивные соревнования на демонстрацию физических способностей. При проведении игр всегда обсуждались их правила и назначение. Все игры были командного характера, предусматривающие постоянное сотрудничество и взаимодействие подростков между собой и способствующие формированию умения выслушивать друг друга и договариваться, находить единое решение для достижения поставленной цели.
3-й блок - творческий. Он предусматривал проведение конкурсов: рисунков "О, спорт! Ты мир!" и "Твое здоровье - в твоих руках"; эссе "Почему я люблю (не люблю) спорт?"
4-й блок - Спартианские игры.
При выполнений заданий, включенных в экспериментальную программу, судьями оценивались следующие действия участников: полностью ли выкладываются подростки в соревновании, проявляют ли мужество, волю, настойчивость, относятся ли уважительно к соперникам (независимо от того, являются они победителями или побежденными), судьям и зрителям, а также точное соблюдение правил игры даже в сложных ситуациях; красота, элегантность, эстетика в действиях, одежде; яркое проявление творчества и юмора, удовлетворяющее требованиям эстетики; бережное отношение к окружающей среде и инвентарю.
Для определения эффективности разработанной программы были выбраны два критерия оценки. Первый критерий: отношение подростков к физкультурно-спортивной деятельности, основными показателями которого являются мнение подростков о ее значимости, их реальная физкультурно-спортивная активность. Второй критерий: влияние физкультурно-спортивной деятельности на психоэмоциональное состояние подростков.
При этом методом анкетного опроса мы оценивали уровень тревожности и агрессивности, а также психическое самочувствие подростков. Третий критерий: динамика показателей физической подготовленности подростков, участвовавших в эксперименте. Физическая подготовленность оценивалась по следующим контрольным упражнениям: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на высокой (низкой) перекладине, приседание за 1 мин, наклон вперед стоя.
Анализ результатов
Анализ результатов
Сопоставление показателей физической подготовленности подростков с девиантным поведением до и после эксперимента показало, что за период исследования (10 месяцев) значительно возросли показатели скоростно-силовых (прыжок в длину с места и приседание за 1 мин) и координационных (челночный бег 3х10 м) способностей. Прирост в этих упражнениях у мальчиков-подростков составил 18,6; 22,4 и 16,2 %, а у девочек-подростков - 14,8; 20,6 и 12,2 % соответственно.
Важно отметить, что до внедрения
экспериментальной программы