Психолого-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением средствами физической культуры в условиях социально-реабилита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 21.04 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Изменения, происходящие сегодня в  нашем обществе, выдвинули ряд  проблем, одна из которых - проблема воспитания трудного ребёнка. Актуальность её заключается  в том, что с каждым годом увеличивается  количество детей с девиантным поведением. В поведении таких детей довольно часто отмечаются критичность к замечаниям педагогов, грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий.

Анализ структуры свободного времени  подростков с девиантным поведением показал, что большинство из них имеют достаточное количество свободного времени в течение дня. При этом подростки большую часть своего свободного времени тратят на проведение его в кругу друзей, на прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач. Дети с девиантным поведением имеют высокую степень тревожности, агрессивности, у них отмечается низкая мотивация к учебной деятельности. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому [2].

Анализ научно-методической литературы показывает, что многие специалисты (педагоги, психологи, физиологи и  др.) озабочены поиском эффективных  средств и методов педагогического  воздействия для преодоления  отклонений в психофизическом состоянии  подростков с девиантным поведением. По утверждению многих из них, эффективным способом преодоления трудновоспитуемости учащихся является вовлечение их в социально значимую деятельность с последующим изменением отрицательных черт личности [2, 3, 4].

Важное место в системе профилактики и коррекции девиантного поведения занимают физическая культура и спорт. Воспитательные функции физической культуры и спорта проявляются не прямо, а опосредованно, через их воздействие на духовный и чувственный мир личности на присущем им положительном эмоциональном фоне. Учитывая тот факт, что сфера физической культуры и спорта является притягательной для молодёжи, занятия физическими упражнениями можно считать важным средством нравственной, физической, психической и других сторон гармоничного развития личности [1, 6].

В настоящее время все более  осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже  не отвечают современным требованиям  и должны быть заменены новыми, более  эффективными. Поэтому сегодня идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

Особого внимания заслуживают вопросы  перестройки физкультурно-спортивной работы не только в общеобразовательных  школах, но и в центрах социальной реабилитации.

На сегодняшний день во многих городах  и областных центрах

России осуществляют свою деятельность подобные центры для детей и подростков с отклонениями в поведении. Они  ориентированы на реализацию социально-психолого-педагогической реабилитационной программы.

Реабилитационный центр имеет  в своей структуре минимум  три подразделения:

1) диагностическое;

2) внутреннего реабилитационного  пространства (работа с дизадаптированными);

3) внешнего реабилитационного пространства (работа с микросредой дизадаптированного).

Реабилитационный центр выполняет  ряд функций:

- является координатором всей  медико-психолого-педагогической и социальной помощи трудным детям в регионе (выбор оптимальных форм взаимодействия, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция совместной деятельности; разработка комплексных программ профилактической и коррекционной работы с молодежью);

- осуществляет комплексную, консультативную  диагностику и коррекцию (комплексная  помощь ребенку, попавшему в  трудную ситуацию; коррекция его  взаимоотношений со средой и  сложившихся социальных связей, предотвращение возможных и вероятных  девиаций в поведении детей,  создание условий для нормального  развития личности, социальная и  лечебная терапия);

- просвещает общественность и  родителей по вопросам реабилитационной  службы;

- проводит организационную и  методическую работу в регионе;

- подкрепляет научными исследованиями  практическую работу центра [9].

В соответствии с вышесказанным  целью нашего исследования является теоретическая разработка и экспериментальное  обоснование программы физкультурно-спортивных мероприятий, основанной преимущественно  на Спартианских играх и направленной на формирование нравственных ценностей личности, повышение уровня психического и физического здоровья, коррекцию девиантного поведения подростков.

Нами было выдвинуто предположение  о том, что использование в  практике физкультурно-спортивной работы с подростками с девиантным поведением Спартианских игр будет содействовать снижению тревожности и агрессивности, а также повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом.

На основе идеи гуманистического проекта "СпАрт", автором которого является профессор В. И. Столяров, были проведены Спартианские игры для подростков с девиантным поведением, проходящих курс реабилитации в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Набережные Челны Республики Татарстан. Обучаясь в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города, дети и подростки от 3 до 17 лет проходят курс реабилитации в вышеназванном Центре на протяжении 4-12 месяцев. К исследованию были привлечены подростки 12-14 лет.

Спартианские игры являются одной из форм гуманизации физкультурно-спортивной деятельности, внедрения в практику гуманистически ориентированной модели организации соревнований, которая в сравнении с традиционной (спортивной) моделью обладает более высоким гуманистическим потенциалом, гармонично объединяя в соревновательную программу искусство и другие виды творческой деятельности; создает условия для формирования свободной, активной, творческой, разносторонней личности, гуманных человеческих отношений [5, 7, 8].

Внедрению разработанной программы  предшествовала подготовительная работа с подростками, направленная на формирование у них знаний и умений, связанных  с физической культурой, спортом, искусством и т. д., которые необходимы для  успешного выступления в различных  соревнованиях и конкурсах, включенных в экспериментальную программу. В ходе этой подготовки важно было сформировать у подростков интерес к миру физической культуры, спорта и искусства, а также ориентировать их на поведение, соответствующее гуманистическим принципам.

Предварительный анкетный опрос подростков показал, что они осознают важность и значимость занятий физическими  упражнениями, которые способствуют улучшению здоровья, расширению круга  общения, возможности заслужить уважение других людей, хорошо и интересно отдыхать.

При анализе ответов на вопрос: "По какой причине ты занимаешься физической культурой?" мы установили, что большинство опрошенных мальчиков (75 %) занимаются физическими упражнениями для того, чтобы улучшить свое здоровье, иметь авторитет среди друзей и сверстников, а также выигрывать на соревнованиях и стать чемпионом. 80 % девочек отметили, что занятия физической культурой предоставляют возможность стать красивее и иметь привлекательную фигуру, быть здоровой и сильной, а также выигрывать на соревнованиях и стать победительницей. Такой вариант ответа, как "можно весело и интересно провести время, встретиться с друзьями", для опрошенных мальчиков и девочек менее значим.

Среди причин пассивного отношения  к физическим упражнениям респонденты  отмечают "нежелание", "отсутствие свободного времени и настойчивости".

Подготовка к апробации программы  физкультурно-спортивных мероприятий, основанной на Спартианских играх, и подбор игр осуществлялись таким образом, чтобы снизить у подростков интерес к внешним ценностям соревнований (демонстрация превосходства над соперником, победа над ним любой ценой и получение материальных благ), воспрепятствовать проявлениям грубости, насилия и агрессивности, а также повысить их ориентацию на духовно-нравственные и эстетические ценности (преодоление самого себя, доверие к себе и другим, взаимопомощь и взаимовыручка, творчество и т. п.).

Экспериментальная программа физкультурно-спортивных мероприятий состояла из трех блоков:

1-й блок - интеллектуальный. 1 раз в неделю устраивались "олимпийские" уроки. На этих занятиях давались теоретические знания об олимпийском движении и Олимпийских играх, их истории, об основных идеалах и ценностях олимпизма; о роли занятий физическими упражнениями в жизни человека; также проводились интеллектуальные игры и упражнения, а при завершении вышеназванного блока - конкурс "Знатоки спорта", в котором проверялись знания подростков, полученные ими при подготовке к играм.

2-й блок - спортивный. Данный блок предусматривал проведение уроков здоровья, содержание которых составляли различные подвижные и спортивные игры, спортивные соревнования на демонстрацию физических способностей. При проведении игр всегда обсуждались их правила и назначение. Все игры были командного характера, предусматривающие постоянное сотрудничество и взаимодействие подростков между собой и способствующие формированию умения выслушивать друг друга и договариваться, находить единое решение для достижения поставленной цели.

3-й блок - творческий. Он предусматривал проведение конкурсов: рисунков "О, спорт! Ты мир!" и "Твое здоровье - в твоих руках"; эссе "Почему я люблю (не люблю) спорт?"

4-й блок - Спартианские игры.

При выполнений заданий, включенных в  экспериментальную программу, судьями  оценивались следующие действия участников: полностью ли выкладываются  подростки в соревновании, проявляют  ли мужество, волю, настойчивость, относятся  ли уважительно к соперникам (независимо от того, являются они победителями или побежденными), судьям и зрителям, а также точное соблюдение правил игры даже в сложных ситуациях; красота, элегантность, эстетика в действиях, одежде; яркое проявление творчества и юмора, удовлетворяющее требованиям эстетики; бережное отношение к окружающей среде и инвентарю.

Для определения эффективности  разработанной программы были выбраны  два критерия оценки. Первый критерий: отношение подростков к физкультурно-спортивной деятельности, основными показателями которого являются мнение подростков о ее значимости, их реальная физкультурно-спортивная активность. Второй критерий: влияние физкультурно-спортивной деятельности на психоэмоциональное состояние подростков.

При этом методом анкетного опроса мы оценивали уровень тревожности  и агрессивности, а также психическое  самочувствие подростков. Третий критерий: динамика показателей физической подготовленности подростков, участвовавших в эксперименте. Физическая подготовленность оценивалась по следующим контрольным упражнениям: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на высокой (низкой) перекладине, приседание за 1 мин, наклон вперед стоя.

Анализ результатов экспериментальной  работы с точки зрения первого  критерия показал следующее. Если до эксперимента на свое положительное  отношение к занятиям физическими  упражнениями указывали 60 % мальчиков  и 65 % девочек, то после эксперимента - 79 и 88 % соответственно. Если большая часть (58 %) подростков (как мальчиков, так и девочек) до эксперимента испытывали отрицательные чувства во время занятий физической культурой и спортом: "подавленность" и "чувство досады и обиды за свои слабости и недостатки", то по окончании эксперимента подростки отметили, что во время занятий у них наблюдается "хорошее настроение", "подъем", они получают "удовлетворение от общения с другими во время занятий".

Анализ результатов свидетельствует  о положительной динамике и о  том, что в психоэмоциональном состоянии исследуемых подростков количество тревожных и агрессивных мальчиков снизилось с 86 до 69 %, девочек - с 73 до 54 %.

Сопоставление показателей физической подготовленности подростков с девиантным поведением до и после эксперимента показало, что за период исследования (10 месяцев) значительно возросли показатели скоростно-силовых (прыжок в длину с места и приседание за 1 мин) и координационных (челночный бег 3х10 м) способностей. Прирост в этих упражнениях у мальчиков-подростков составил 18,6; 22,4 и 16,2 %, а у девочек-подростков - 14,8; 20,6 и 12,2 % соответственно.

Важно отметить, что до внедрения  экспериментальной программы подростки, участвующие в эксперименте, объясняли  свой интерес к соревнованиям  такими причинами, как "интерес к  результату игры", "возможность  увидеть драки и столкновения между спортсменами и судьями", По окончании эксперимента количество мальчиков и девочек, перечисливших  вышеуказанные причины, снизилось  на 18 и 21 % соответственно. В большей  степени подростки стали указывать  на то, что "можно на соревнованиях  увидеть красивые моменты", "сопереживать и получать положительные эмоции: радость и удовлетворение от процесса соревнований". Многие подростки  отметили, что сами соревнования служат поводом для встреч и общения  с друзьями.

Информация о работе Психолого-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением средствами физической культуры в условиях социально-реабилита