Психолого-педагогические основы детской музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

В работе необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2) Показать разработку проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;
3) Раскрыть содержание начального этапа обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста;
4) Выявить и описать формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано.

Содержание работы

Введение…..……………………………………………………………………..
1. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста ……………………..
1.1. Возрастные особенности дошкольного возраста …..…………
1.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях ……………………
2. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано …………………………………………………….…..2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста ………………………….
2.2. Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано ..
2.2.1 Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка ……
2.2.2 Основы нотной грамоты ………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике обучения и воспитания в области дошкольного образования.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

Психологический факультет

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии 

 

 

 

 

 

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила: студентка  931у гр.

заочного отделения

Сахарова Татьяна Николаевна,

телефон (дом., сот.) 89871758850,

E-mail: L0041928@yandex.ru

 

Научный руководитель:

доктор пед. наук, профессор

Фахрутдинова Резида Ахатовна

 

 

 

Чистополь – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…..……………………………………………………………………..

3

1. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста ……………………..

 

5

1.1. Возрастные особенности дошкольного возраста …..…………

5

1.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях ……………………

 

10

2. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано …………………………………………………….…..

 

17

2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста ………………………….

 

17

2.2. Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано ..

26

2.2.1 Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка ……

 

27

2.2.2 Основы нотной грамоты ………………………………..

38

Заключение…………………………………………………………………..

40

Список литературы………………………………………………………….

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает музыкальное воспитание в контексте с нравственным и эстетическим развитием личности. Его совершенствование стало важным направлением проводимой в наши дни реформы школы.

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребёнка. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нём определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.

Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего  дошкольного возраста.

Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.

В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста;

2) Показать разработку проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;

3) Раскрыть содержание начального этапа обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста;

4) Выявить и описать формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы;

- метод обобщения и систематизации;

- метод сравнения и классификации.

 

 

 

1. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста

    1. Возрастные особенности дошкольного возраста

С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребёнка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребёнку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

«В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся её разобрать и посмотреть что у неё внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы "почему?"» [12].

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребёнок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут всё показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно "мирного соседства" с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения.  
Активность ребёнка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер. 
Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются всё более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим. 
Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребёнок. Эти изменения проявляются в следующем:

1. Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях всё больше обнаруживается определённая последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер.

2. Более отчётливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. 

«Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность - продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка. 
В развитии самостоятельности можно выделить три ступени:

1. Когда ребёнок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых.

2. Когда ребёнок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях.

3. Когда возможен уже более далёкий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребёнка своего поведения в любых условиях» [13].

В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребёнка ведёт к образованию у него межанализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания. 
Именно по этой причине для сенсорного развития ребёнка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др.

Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:

1. Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.

2. Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.

3. Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам, т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.

4. Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребёнка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.

5. Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребёнок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.

В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребёнка опознавательным признаком только тогда, когда форма - более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребёнку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребёнком в дошкольном возрасте осуществляется ещё довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, её название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Ещё более сложным, чем восприятие пространства для ребёнка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора. 

«Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

1. расширение объема внимания;

2. рост устойчивости внимания;

3. формирование произвольного внимания.

Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребёнка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д. 
В дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Всё в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. 
У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления ("переходом во внутренний план") происходит перестройка практического действия» [32].

«Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна доаналитическая ступень мышления, т.к. ребёнок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями» [40].

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании её понимания. 5-6 летний ребёнок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счёт, труд и игры.

«Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребёнку знакомы» [32].

В раннем дошкольном возрасте речь ребёнка ещё сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа.

Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.

Информация о работе Психолого-педагогические основы детской музыкальной деятельности