Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:01, курсовая работа
В работе необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2) Показать разработку проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;
3) Раскрыть содержание начального этапа обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста;
4) Выявить и описать формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано.
Введение…..……………………………………………………………………..
1. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста ……………………..
1.1. Возрастные особенности дошкольного возраста …..…………
1.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях ……………………
2. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано …………………………………………………….…..2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста ………………………….
2.2. Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано ..
2.2.1 Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка ……
2.2.2 Основы нотной грамоты ………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Психологический факультет
Кафедра педагогики и психологии
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
Выполнила: студентка 931у гр.
заочного отделения
Сахарова Татьяна Николаевна,
телефон (дом., сот.) 89871758850,
E-mail: L0041928@yandex.ru
Научный руководитель:
доктор пед. наук, профессор
Фахрутдинова Резида Ахатовна
Чистополь – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..………………………………………………… |
3 |
1. Психолого-педагогические основы музыкального развития детей дошкольного возраста …………………….. |
5 |
1.1. Возрастные особенности дошкольного возраста …..………… |
5 |
1.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в музыкально-педагогических исследованиях …………………… |
10 |
2. Методические аспекты музыкального развития детей 5-6 лет в классе фортепиано …………………………………………………….….. |
17 |
2.1 Начальный этап обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста …………………………. |
17 |
2.2. Формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано .. |
26 |
2.2.1 Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребёнка …… |
27 |
2.2.2 Основы нотной грамоты ……………………………….. |
38 |
Заключение…………………………………………………… |
40 |
Список литературы…………………………………………………… |
41 |
Введение
Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе занимает музыкальное воспитание в контексте с нравственным и эстетическим развитием личности. Его совершенствование стало важным направлением проводимой в наши дни реформы школы.
Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребёнка. Музыку называют зеркалом души человеческой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нём определены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится, по выражению Б. М. Теплова, "эмоциональным познанием" и даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.
Отечественная педагогика одним из ведущих принципов построения учебного процесса выдвигает принцип развивающегося обучения, который в свою очередь опирается на положение отечественной психологии о том, что все способности развиваются только в соответствующей деятельности. Это положение определяет обязательность музыкальных занятий в общеобразовательной школе для всех детей, проявляющих или не проявляющих музыкальные данные, интересующихся или не интересующихся музыкой. Именно вследствие того, что и музыкальные способности развиваются только в соответствующей деятельности, необходимо организации в этой деятельности в общеобразовательной школе.
Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме музыкальности показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
В соответствии с проблемой, целью, предметом, объектом исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2) Показать разработку проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;
3) Раскрыть содержание начального этапа обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста;
4) Выявить и описать формы и методы обучения детей 5-6 лет игре на фортепиано.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы;
- метод обобщения и
- метод сравнения и
С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребёнка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребёнку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.
«В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся её разобрать и посмотреть что у неё внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы "почему?"» [12].
Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребёнок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут всё показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.
Во взаимоотношениях дошкольника со
сверстниками ему уже не достаточно "мирного
соседства" с другими детьми, появляется
желание играть с ними, выполнять вместе
различные поручения.
Активность ребёнка в общении, также как
и познавательная активность, приобретает
у детей управляемый, произвольный характер.
Накапливая социальный опыт, опыт общения
с людьми, дети к концу дошкольного возраста
пользуются всё более обобщенными правилами
и используют знакомые им критерии оценок
для выражения своего отношения к разным
людям: близким и чужим, реальным и вымышленным.
На основе этого оформляются нравственные
отношения детей к окружающим.
Отличительной особенностью формирования
личности в дошкольном возрасте является
изменение мотивов, которыми руководствуется
ребёнок. Эти изменения проявляются в
следующем:
1. Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях всё больше обнаруживается определённая последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер.
2. Более отчётливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов.
«Накопление практического опыта дошкольника
порождает его стремление к самостоятельности.
Самостоятельность - продукт подчинения
требованиям взрослых и одновременно
собственной инициативы ребёнка.
В развитии самостоятельности можно выделить
три ступени:
1. Когда ребёнок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых.
2. Когда ребёнок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях.
3. Когда возможен уже более далёкий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребёнка своего поведения в любых условиях» [13].
В дошкольном возрасте к деятельности
органов чувств присоединяется деятельность
мышления в результате продолжается развитие
ощущений, а с ними и чувствительности.
Осмысленная деятельность ребёнка ведёт к образованию у него межанализаторских
связей, способствует разностороннему
познанию предметов и явлений. Сочетание
зрительных ощущений с тактично-двигательными
имеет особое значение для познания свойств
и качеств предмета и для освоения самого
способа его познания.
Именно по этой причине для сенсорного
развития ребёнка в этом возрасте важны
такие виды деятельности, как рисование,
лепка, танцы, дидактические игры и др.
Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:
1. Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.
2. Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.
3. Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам, т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.
4. Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребёнка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.
5. Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребёнок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.
В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребёнка опознавательным признаком только тогда, когда форма - более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребёнку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребёнком в дошкольном возрасте осуществляется ещё довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, её название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Ещё более сложным, чем восприятие пространства для ребёнка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора.
«Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
1. расширение объема внимания;
2. рост устойчивости внимания;
3. формирование произвольного внимания.
Эти изменения обусловлены тем, что объектом
познания ребёнка становится не только предмет, но
и связи его с другими вещами, в первую
очередь функциональные, усиливается
роль речи как объекта внимания и т.д.
В дошкольном возрасте ребёнок приобретает
значительный опыт, который систематически
обогащается: накапливаются знания, представления
и первичные понятия, дети приобретают
навыки и умения. Всё в большем количестве
и на длительное время сохраняются следы
мыслей, пережитых чувств. Большое значение
для умственного развития ребёнка имеет
образная память, которая наиболее интенсивно
развивается в дошкольном возрасте.
У детей дошкольников значительную роль
играет действенная форма мышления. На
этом возрастном этапе происходит перестройка
отношений практического действия к умственным
и вместе с интериоризацией мышления ("переходом
во внутренний план") происходит перестройка
практического действия» [32].
«Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна доаналитическая ступень мышления, т.к. ребёнок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями» [40].
Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании её понимания. 5-6 летний ребёнок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счёт, труд и игры.
«Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребёнку знакомы» [32].
В раннем дошкольном возрасте речь ребёнка ещё сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа.
Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.
На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.
Информация о работе Психолого-педагогические основы детской музыкальной деятельности