Психологія як наука. Предмет і методи психології як науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

Психология может не только успокоить человека, наладить психологический климат в коллективе, но и повысить производительность труда. Известные Хотторнские эксперименты, проведенные под руководством американского социального психолога Мэйо, показали, что производительность труда работников может быть повышена на 40% только за счет психологических факторов: отношения руководителя к работнику, благоприятных отношений в коллективе, осознания работником собственной значимости для предприятия.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1

Вариант 1

1. Психология может не только успокоить человека, наладить психологический климат в коллективе, но и повысить производительность труда. Известные Хотторнские эксперименты, проведенные под руководством американского социального психолога Мэйо, показали, что производительность труда работников может быть повышена на 40% только за счет психологических факторов: отношения руководителя к работнику, благоприятных отношений в коллективе, осознания работником собственной значимости  для  предприятия. 
         Поэтому первое значение психологии для современного специалиста - практическое. Психология помогает решить реальные производственные проблемы, жизненные трудности, помогает человеку правильно выбрать профессию, адаптироваться и в производственном коллективе, и в семье. Она учит человека правильно общаться с руководителями, подчиненными, сослуживцами,  близкими  людьми. 
         Другое значение психологии – развивающее. Полученные психологические знания человек примеряет к себе. Например, когда он узнает про темперамент, его типы, особенности, то пробует определить свой тип, когда узнает про виды мышления – пытается понять особенности собственного мышления. Это возможно не только на основе самонаблюдения, но и с помощью специального психологического инструментария – тестов и других психодиагностических методов. После изучения своих психологических качеств, человек может примерить к себе другие знания - какие преимущества и трудности в деятельности и общении связаны с его темпераментом и мышлением, как их учесть в жизни и трудовой деятельности, как развить себя? Таким образом, развивающее значение психологии так же  имеет практическое  значение. 
         Третье – общекультурное значение психологии предполагает, что когда человек овладевает психологическими знаниями, он овладевает не только культурой своего народа, но и другим культурами. Достижения современной психологии связаны с именами— не только отечественных, но и зарубежных ученых, и принадлежат всем людям. Например, такие понятия как креативность, самоактуализирующаяся личность, психоанализ знакомы всем образованным людям у нас и за рубежом, с которым вы можете общаться. Эти общекультурные понятия человек тоже примеряет к себе и, возможно, захочет  стать  самоактуализированной  личностью. 

2. I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 

 
II этап - психология как наука  о сознании. Возникает в XVII веке  в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

 
III этап - психология как наука  о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

 
IV этап (новое время ХХ век) - психология  как наука, изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы психики.

 
История психологии как экспериментальной  науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом  в Лейпциге первой в мире экспериментальной  психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. 

 

3.Направления психологической науки:

Ассоционизм

Одно из основных направлений мировой  психологической мысли, объясняющее  динамику психических процессов  принципом ассоциации. Впервые его  постулаты были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

Бихевиоризм

Направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как  предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Гештальтпсихология

Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее  программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Фрейдизм - одно из наиболее распространенных реакционных направлений психологии XX века, противопоставляет человека обществу, основную роль в его поведении отводит подсознательным влечениям и инстинктам, дискредитирует ведущую роль сознания.

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом  личность как уникальную целостную  систему, которая представляет собой  не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Гештальтпсихология в  противоположность ассоциативной  психологии в качестве первичных "элементов" сознания рассматривала не ощущения и представления, некоторые целостные "психологические структуры".

 

4. Тесная взаимосвязь  педагогики и психологии была  задолго до того, как педагогическая  психология начала оформляться   в самостоятельную научную отрасль. Психологические знания о ребёнке – это основа для построения педагогического процесса. Связь и тесное взаимодействие физических, умственных и нравственных способностей у ребёнка в обучении, нужно для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.

Педагог для гармонического развития ребёнка должен знать как  психологию, так и физиологию человека. Психология – это основа науки о воспитании, а задача воспитания помочь ребёнку в самостоятельном развитии врождённых задатков. Самодеятельность детей – это важная черта личности. Прежде чем заниматься воспитанием человека, педагогика должна узнать его физические и психические особенности.

В самом общем виде совпадает  их объект изучения: личность и коллектив (группа людей). Главной целью обеих  наук выступает повышение эффективности  обучения (профессиональной подготовки), воспитания и развития человека. Обе науки используют общие категории, опираются на единую методологическую и общенаучную основу. Но психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то педагогику интересует именно инструментальная сторона. Например, общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией, а педагогику интересует его целенаправленное использование в целях обучения и воспитания. Следовательно, она использует установленные психологией факты для исследования своего собственного предмета. 

 

5. Особое место среди психологических дисциплин занимает общая психология, которая изучает принципиальные теоретические вопросы, встающие перед психологической наукой в целом: что такое психика; по каким законам она развивается, каковы  критерии развития психики.

Оcновные вопросы, изучаемые общей  психологией, конкретизируются в частных  отраслях психологической науки. Сравнительная психология и зоопсихология рассматривает проблемы развития психики от животных до человека

Возрастная психология изучает  развитие психики человека. Специальная психология - отклонения в психическом развитии.

Влияние социума на психическое  развитие личности, закономерности формирования и развития общности людей рассматривает социальная психология.

Психология труда изучает психологические  закономерности трудовой деятельности.

Каждая из этих отраслей включает ряд более частных дисциплин.


Информация о работе Психологія як наука. Предмет і методи психології як науки