Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 01:16, контрольная работа
Психология может не только успокоить человека, наладить психологический климат в коллективе, но и повысить производительность труда. Известные Хотторнские эксперименты, проведенные под руководством американского социального психолога Мэйо, показали, что производительность труда работников может быть повышена на 40% только за счет психологических факторов: отношения руководителя к работнику, благоприятных отношений в коллективе, осознания работником собственной значимости для предприятия.
Тема 1
Вариант 1
1. Психология может не только успокоить
человека, наладить психологический климат
в коллективе, но и повысить производительность
труда. Известные Хотторнские эксперименты,
проведенные под руководством американского
социального психолога Мэйо, показали,
что производительность труда работников
может быть повышена на 40% только за счет
психологических факторов: отношения
руководителя к работнику, благоприятных
отношений в коллективе, осознания работником
собственной значимости для предприятия.
Поэтому первое
значение психологии для современного
специалиста - практическое. Психология
помогает решить реальные производственные
проблемы, жизненные трудности, помогает
человеку правильно выбрать профессию,
адаптироваться и в производственном
коллективе, и в семье. Она учит человека
правильно общаться с руководителями,
подчиненными, сослуживцами, близкими
людьми.
Другое значение
психологии – развивающее. Полученные
психологические знания человек примеряет
к себе. Например, когда он узнает про темперамент,
его типы, особенности, то пробует определить
свой тип, когда узнает про виды мышления
– пытается понять особенности собственного
мышления. Это возможно не только на основе
самонаблюдения, но и с помощью специального
психологического инструментария – тестов
и других психодиагностических методов.
После изучения своих психологических
качеств, человек может примерить к себе
другие знания - какие преимущества и трудности
в деятельности и общении связаны с его
темпераментом и мышлением, как их учесть
в жизни и трудовой деятельности, как развить
себя? Таким образом, развивающее значение
психологии так же имеет практическое
значение.
Третье – общекультурное
значение психологии предполагает, что
когда человек овладевает психологическими
знаниями, он овладевает не только культурой
своего народа, но и другим культурами.
Достижения современной психологии связаны
с именами— не только отечественных, но
и зарубежных ученых, и принадлежат всем
людям. Например, такие понятия как креативность,
самоактуализирующаяся личность, психоанализ
знакомы всем образованным людям у нас
и за рубежом, с которым вы можете общаться.
Эти общекультурные понятия человек тоже
примеряет к себе и, возможно, захочет
стать самоактуализированной личностью.
2. I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап - психология как наука
о сознании. Возникает в XVII веке
в связи с развитием естественных
наук. Способность думать, чувствовать,
желать назвали сознанием. Основным методом
изучения считалось наблюдение человека
за самим собой и описание фактов.
III этап - психология как наука
о поведении. Возникает в XX
веке: Задача психологии - ставить эксперименты
и наблюдать за тем, что можно непосредственно
увидеть, а именно: поведение, поступки,
реакции человека (мотивы, вызывающие
поступки, не учитывались).
IV этап (новое время ХХ век) - психология
как наука, изучающая
История психологии как экспериментальной
науки начинается в 1879 году в основанной
немецким психологом Вильгельмом Вундтом
в Лейпциге первой в мире экспериментальной
психологической лаборатории. Вскоре,
в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную
лабораторию в России.
3.Направления психологической науки:
Ассоционизм
Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые его постулаты были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.
Бихевиоризм
Направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Гештальтпсихология
Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.
Фрейдизм - одно из наиболее распространенных реакционных направлений психологии XX века, противопоставляет человека обществу, основную роль в его поведении отводит подсознательным влечениям и инстинктам, дискредитирует ведущую роль сознания.
Гуманистическая психология
Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гештальтпсихология в
противоположность
4. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии была задолго до того, как педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную научную отрасль. Психологические знания о ребёнке – это основа для построения педагогического процесса. Связь и тесное взаимодействие физических, умственных и нравственных способностей у ребёнка в обучении, нужно для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.
Педагог для гармонического развития ребёнка должен знать как психологию, так и физиологию человека. Психология – это основа науки о воспитании, а задача воспитания помочь ребёнку в самостоятельном развитии врождённых задатков. Самодеятельность детей – это важная черта личности. Прежде чем заниматься воспитанием человека, педагогика должна узнать его физические и психические особенности.
В самом общем виде совпадает
их объект изучения: личность и коллектив
(группа людей). Главной целью обеих
наук выступает повышение
5. Особое место среди психологических дисциплин занимает общая психология, которая изучает принципиальные теоретические вопросы, встающие перед психологической наукой в целом: что такое психика; по каким законам она развивается, каковы критерии развития психики.
Оcновные вопросы, изучаемые общей психологией, конкретизируются в частных отраслях психологической науки. Сравнительная психология и зоопсихология рассматривает проблемы развития психики от животных до человека
Возрастная психология изучает развитие психики человека. Специальная психология - отклонения в психическом развитии.
Влияние социума на психическое развитие личности, закономерности формирования и развития общности людей рассматривает социальная психология.
Психология труда изучает
Каждая из этих отраслей включает ряд более частных дисциплин.
Информация о работе Психологія як наука. Предмет і методи психології як науки