Психосемантика цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.

Содержание работы

Введение
3
Цветоведение
4
Колористика
7
Краткая характеристика цветов
9
Психосемантика
12
Список литературы
20

Файлы: 1 файл

Цветоведение_Вехов.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

Красноярский  государственный художественный  институт

 

 

Кафедра ___________________

 

 

 

Реферат

на тему ««Психосемантика цвета»

по < Цветоведению. Символике цвета>

 

1 курс, КФВТ

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы  КФВТ

1 курс (заочное  отделение)

Ф. И.О. Вехов  В. С.

Проверил(а):

Должность, звание_____________

Ф.И.О._______________________

Дата:________________________

Подпись _____________________


 

 

Красноярск 2013г.

 

Содержание

Введение

3

Цветоведение

4

Колористика

7

Краткая характеристика цветов

9

Психосемантика

12

Список литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие из нас  в детстве развлекались тем, что  прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем  более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Однако для колористики[от латин. color – краска, цвет], понятия вызывают интерес, т.к. это наука о цветовосприятии.

 

Цветоведение

Цвет — это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения.

Цветоведениеизучает и раскрывает основные закономерности области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств (тех его видов, которые ориентированы на зрительное восприятие).

Основные цвета: жёлтый,красный и синий. Эти цвета соответствуют трем краскам, из которых путем смешивания можно получить наибольшее число цветов. Интересна точка зрения Л.Альберти: «… Я утверждаю, что от смешивания цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, - четыре, от которых, постепенно умножалось, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха – голубой, воды – зеленый, земли – серый или пепельный». Однако принято считать, что все же желтый, красный и синий основные цвета.

Все цвета, которые может видеть человек, подразделяются на две большие группы – ахроматические и хроматические.

Ахроматические (неокрашенные) цвета – белый  и черный, а также все оттенки  серого, которые можно расположить  между ними. Между собой они  будут различаться преобладанием  белого или черного.

Хроматические – окрашенные цвета. Это все цвета, кроме белого и, серого и черного. Основные хроматические цвета составляют цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их также называются спектральными.

Деление цветов «по температуре» связано с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоциируется с огнем. Холодной – сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом.  Холодная гамма создает впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам ощущение радости, энергии и активности.

Художники иногда еще называют цвета глухими и  звонкими. Такое деление связано  с насыщенностью цвета. Так, ярко-красные  – звонкий по сравнению с красно-коричневым.

Для характеристики каждого цвета применяются три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон - качество хроматического цвета, которое  обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это  первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.

Насыщенность - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен -- синий цвет, наименее -- желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый. Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему: 1) как отличие цвета от серого, 2) как интенсивность цветового впечатления( с психологической стороны). Но интенсивность цвета - это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета - это психологическое понятие.

Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:

-в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;

-в яркости,  когда красный цвет может быть  розовым, красным, тёмно-красным,  а синий - голубым, синим и  тёмно-синим;

-в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;

-в количественном  отношении или в распространении  цвета.

Один и тот  же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

 

Колористика

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был Гёте. Он любил рассматривать один и тот же пейзаж через стёкла жёлтого, зелёного, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяется восприятие и эмоциональное состояние человека.

Колористика -это  наука о цвете, которая основываясь на природном колорите человека - цвете волос, кожи и глаз определяет принадлежите вы к весеннему, осеннему, летнему или зимнему типу и дает индивидуальные советы относительно соответствующих вашему типу цветов, и уже с учетом полученных данных подбирается цвет волос, макияж и одежда определенной цветовой гаммы гармонирующей с природным колоритом человека.

Колористика- это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

Колористика как  наука о цвете во многом определяет нужное направление в создании имиджа, создание имиджа начинается, прежде всего, с подбора цвета, т.е. цвет является практически основополагающим критерием. Например, американскими психологами и социологами доказано, что при приеме на работу цветовая гармония в одежде гарантирует ее обладателю 50% положительного решения, и еще, гармонично выглядящие люди значительно чаще других выигрывают дела в суде. Оказывается понятие гармонии в цветах, как и все в этом мире, подчиняется строго определенным правилам. Например, комплект одежды будет выглядеть гармонично, если присутствующие в нем цвета в своей сумме составляют серый цвет. Это особый цвет, при котором наш нерв не раздражается, а отдыхает. На такой костюм можно смотреть сколько угодно, и он будет приятен, прежде всего, на подсознательном уровне, т.е. окружающие будут благоволить одетому в такой костюм, не осознавая истинных причин своего отношения.

 

Краткая характеристика цветов

Как известно, цвета  обладают психологическим действием. Можно, конечно, этого и не учитывать, но недолго и впросак попасть. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково.

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось  в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено. Говоря о психологическом  влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

 

Белый. - Невинность, добродетель, скромность.  
Голубой, яркий. - Дружба, открытость.  
Голубой. - Невинность, добродетель, непоколебимость.  
Желто-золотой. - Патологичность, недоверие.  
Желто-соломенный. - Духовность, жизненность, интеллект.  
Зеленый, светлый. - Беспристрастие, великолепие, пыл.  
Зеленый, темный. - Мужество, смелость, честность.  
Красный. - Живость, жизненность, успех, любовь.  
Оранжевый. - Здоровье, сила, интеллект.  
Пурпурный. - Власть, величие, стойкость, мудрость.  
Розовато-лиловый. - Интуиция, вера, устремленность.  
Розовый. - Усердие, скромность, преданность.  
Серый. - Скромность, постоянство.  
Синий, стальной. - Стремительность, честолюбие, прямота.  
Синий. - Правдивость, искренность, серьезность.  
Фиолетовый. - Страсть, любовь, интеллект.  
Черный. - Достоинство, торжественность.

Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность.

Синий олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого.Кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений

Желтый производит впечатление легкости и радости, Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем.ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему и свойственна поверхностность в делах, склонность к переменам ради перемен и нетерпеливые поиски альтернативных решений, непостоянство.

Красный символизирует  состояние "расходования энергии". Он выражает жизненную силу, нервную  активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия.

Зеленый выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего "Я". Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить уверенность в своей ценности, настойчиво пытается отстаивать свои претензии к каким-либо ценностям, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ, либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое превосходство или культурное достояние.

Фиолетовый  символизирует некоторый мистический  союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Человек, предпочитающий его.не только хочет сам очаровывать и восхищать других, но и желает сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только выкрасть волшебную лампу Алладина, чтобы она принесла им все.

Серый бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, оставаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов.

Информация о работе Психосемантика цвета