Психосоциальная работа с молодыми семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 08:06, реферат

Описание работы

 Целью данного реферата является изучение психосоциальной работы с молодыми семьями.
Исходя из данной цели, были поставлены задачи:
1. рассмотрение характеристики молодой семьи;
2. выявление проблем молодой семьи;
3. изучение понятия психосоциальной работы;
4. рассмотрение психосоциальной работы с молодыми семьями;
5. изучение психологического консультирования молодых семей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика молодой семьи……………………………………………….4
2. Проблемы молодой семьи……………………………………………………..5
3. Понятие психосоциальной работы……………………………………………7
4. Психосоциальная работа с молодыми семьями……………………………...8
5. Психологическое консультирование молодых семей……………………….9
Заключение……………...………………………………………………………12
Литература ……………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика молодой  семьи……………………………………………….4

2. Проблемы молодой семьи……………………………………………………..5

3. Понятие психосоциальной  работы……………………………………………7

4. Психосоциальная работа  с молодыми семьями……………………………...8

5. Психологическое консультирование  молодых семей……………………….9

Заключение……………...………………………………………………………12

Литература ……………………………………………………………………...13

 

Введение

 

Каждая семья – это ячейка общества, малая социально-психологическая группа, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Существует множество разновидностей семей, одной из них является молодая семья.

Социально-экономический  кризис в стране, слабость государственной  политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3—5 лет. 
Молодые семьи, в силу неподготовленности к совместной жизни,  оказываются не в состоянии  решить накопившиеся проблемы самостоятельно, именно поэтому немалое место в системе социальной работы занимает психосоциальная помощь молодым семьям.

Психосоциальная работа – это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации.

  Целью данного реферата является изучение психосоциальной работы с молодыми семьями.

Исходя из данной цели, были поставлены задачи:

1. рассмотрение характеристики  молодой семьи;

2. выявление проблем молодой семьи;

3. изучение понятия психосоциальной работы;

4. рассмотрение психосоциальной  работы с молодыми семьями;

5. изучение психологического консультирования молодых семей.

 

 

 

 

1. Характеристика молодой семьи

 

Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста. 
Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременности или даже рождение ребенка. Среди молодежи «бытует» искаженное представление о браке, семье, сексе. Отсюда уменьшение количества заключенных браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

Классификация молодых семей:

    • полные;
    • благополучные;
    • социального риска;
    • несовершеннолетних матерей;
    • студенческие;
    • военнослужащих срочной службы.

 

2. Проблемы молодой семьи

 

Материально-бытовые  проблемы.

Финансовая проблема. Бюджет складывается из зарплаты (зарплаты молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей. 
Несовершеннолетние юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В основной массе молодая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности.

Жилищная проблема тоже одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке. 
Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант — проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга.

Таким образом, проблема материальной и жилищной обеспеченности стоит  на 1-м месте укрепления семьи. Тенденция  молодых семей — отдельное  проживание, и лишь небольшой процент  из них хотели бы жить с родителями.

Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Психологические проблемы.

К ним можно отнести  совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать  к увлечениям, проявлениям характера  друг друга.

Самыми счастливыми для  молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты  при совместном решении материально-экономических  и психологических проблем, т.е. ролевой  структуры отношений, разделении домашних обязанностей.

В браке молодые семьи  на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе — эмоциональные  отношения; на третье — материальное благополучие; и лишь четвертое место  — детей.

В раннем супружестве формируется  единая ценностная система семьи, большое  значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья  предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем  месте для многих семей стоит  спорт, туризм, что можно объяснить  объективными условиями (платными услугами).

Медицинские проблемы.

Неподготовленность молодых  семей к браку, недостаточное  половое воспитание проявляется  несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению.

Охрана здоровья семьи  в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

Женщины, не состоящие в  браке, страдают хроническими заболеваниями  больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно  влияют на возникновение у женщин хронических заболеваний.

Следует также учитывать  то обстоятельство, что большинство  нарушений в репродуктивной системе  начинает накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности  будущей матери и отца закладываются  в детстве. У юных матерей чаще развиваются анемия, токсикозы, преждевременные  роды.

 

3. Понятие психосоциальной работы

 

Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания – социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно. В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными. Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты. В своей практической деятельности они часто применяют психотерапевтические знания, поэтому в последние годы их работу стали называть психосоциальной.

Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную  область между психотерапией  и социальной работой. Психотерапия осуществляется, как правило, психологами или психиатрами и социальными работниками с дополнительной терапевтической  подготовкой.  Цель психосоциальной помощи – освободить членов семьи от бессознательных невротических защит, подготовить супругов к полноценной семейной жизни, обеспечить индивидуальное и семейное развитие. Задачей терапии является достижение психологического комфорта и равновесия.

 

4. Психосоциальная работа с молодыми семьями

 

Алгоритм оказания психосоциальной  помощи является классическим:

    1. получение информации о проблемах конкретной семьи;
    2. проведение диагностики;
    3. определение целей помощи;
    4. прогнозирование;
    5. выбор методики оказания помощи конкретной семье.

Рассмотрим процесс оказания психосоциальной помощи. Методы, применяемые  в терапии молодой семьи, можно  разделить на пять категорий:

    • образный подход,
    • социометрический,
    • поведенческий,
    • проблемный,
    • интегративный.

Базисной техникой образного  подхода используется метод А. Адлера «Воспоминания» для оценки жизненного стиля клиента в контексте  его социального окружения. Одного из супругов просят вспомнить какое-либо семейное событие и описать его, как будто оно происходит сейчас; затем предлагают проинтерпретировать  свои воспоминания. Психосоциальный  работник оценивает характеристики жизненных стилей клиентов, сходство и различие их потребностей и ожиданий.

Социометрические техники  применяются для исследования взаимоотношения  ролей и функций в семейной системе с выделением значения деятельности одного супруга для другого. Наибольшее распространение получили следующие  методики:

    • семейная социограмма – метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии;
    • генограмма – метод описания истории семьи с помощью графических символов;
    • семейное пространство – метод описания взаимоотношений пространства и эмоций в данной семейной системе с помощью рисования плана дома;
    • семейная скульптура – метод определения места супругов  во внутрисемейной системе отношений;
    • игры – метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе совместной деятельности.

В поведенческом подходе  используются свободные ассоциации, работа со сновидениями, активное экспериментирование; это позволяет оценить образы внутрисемейного общения молодых  супругов, предписывание ролей.

Проблемный подход направлен  на выявление и изучение способностей семьи справляться с определенными задачами.

Интегративный подход объединяет в себе различные диагностические схемы.

 

5. Психологическое консультирование молодых семей

 

Одной из важнейших технологий психосоциальной работы является психологическое  консультирование.

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно  с консультантом запроса или  проблемы члена (членов) семьи для  изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможности  личностного роста.

Многообразие приемов  и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия.

Правила семейного консультирования:

1. Установление контакта  и присоединение консультанта  к клиентам. Достигается с помощью  конструктивной дистанции, помогающей  оптимальному общению.

2. Сбор информации о  проблеме клиента с использованием  приемов метамоделирования терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйства, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не», а в терминах положительного результата».

3. Обсуждение психотерапевтического  контакта. Эта часть проведения  консультирования признаётся многими  специалистами одной из самых  важных. Обсуждается распределение  ответственности: консультант обычно  отвечает за условия безопасности  консультации, за технологию доступа  к разрешению проблем клиента,  а клиент отвечает за собственную  активность, искренность, желание  осуществить изменение своего  ролевого поведения и т.д. 

4. Уточнение проблемы  клиента с целью максимальной  ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?»

5. Проведение собственно  консультирования. Необходимо укрепить  веру клиентов в успешность  и безопасность процедуры консультирования  с помощью утверждений такого  содержания: «Ваше желание осуществить  изменения, ваш прежний опыт, активность  и искренность в сочетании  с желанием консультанта сотрудничать  с вами, его профессиональные  качества и опыт будут надёжной  гарантией успешности работы».

Информация о работе Психосоциальная работа с молодыми семьями