Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Психотехнические игры при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта направлены на достижение двух основных целей.
Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира занимающихся, ослаблению их психической напряженности, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели.
Во-вторых, и это очень важно, психотехнические упражнения нацелены на развитие внутренних психических сил юных спортсменов, расширение их профессионального самосознания. Регулярное выполнение занимающимися психотехнических игровых упражнений поможет им правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Файлы: 1 файл

психотехнические игры 2.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Национальный Государственный  Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья им. П. Ф. Лесгафта

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Письменная работа

Психотехнические игры и упражнения при работе с юными  спортсменами в избранном виде спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила:

Студентка 5 курса 3 группы

                                                      ФИОСТа

                                                                       Прохорова Наталья

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Введение

Психотехнические игры при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта направлены на достижение двух основных целей.

Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира занимающихся, ослаблению их психической напряженности, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели.

Во-вторых, и это очень важно,  психотехнические упражнения нацелены на развитие внутренних психических  сил юных спортсменов, расширение их профессионального самосознания. Регулярное выполнение занимающимися психотехнических игровых упражнений поможет им правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для занятий психотехническими  играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно и в паре с другим занимающимся юный спортсмен может практиковать такие игры в перерывах между тренировочными нагрузками, в конце тренирорвки. Необходимо выработать в себе привычку к психогигиеническим действиям, сформировать потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

1. Съедобное, не съедобное.

Участникам группы следует  удобно расположиться на диванах  или стульях, образуя прямую линию. После этого тренер берет мячик  и рассказывает правила игры. По команде каждый игрок по очереди  должен либо ловить мяч, либо не ловить, в зависимости от слова съедобное оно или нет. Длительность игры от 5 до 15 минут.

 

Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря быстрому произношению слов. Для некоторых участников задание оказывается трудным из-за того, что не успевают сообразить или обдумать. Здесь надо быть сосредоточенным и внимательным, меньше отвлекаться и следить за тренером.

 

2.   Лентяй и труженик. 
Участникам следует удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба,            брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему   сонное выражение. По команде «Начали!» участники приступают к выполнению   одного из упражнений на внимание, сохраняя при этом расслабленность мышц лица.   Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!». После этого   упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы,         стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы. 
 
Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени. Для усиления расслабления можно использовать специальные техники. 

  1. Лабиринт. 
    Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, — «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях. В это время «заводящий» по своей схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями. 
     
    В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве «ведомого» справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обладая такой особенностью, спортсмен может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новыми для него движениями и совершенствования своей двигательной координации. Спортсмену же со зрительным типом ориентировки идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных комбинаций уже знакомых ему движений. 
     
    Оценивая работу участников, тренер может исходить из следующих нормативов: прохождение лабиринтов в 5—7 колен — «удовлетворительно», 9—11— «хорошо», свыше 11— «отлично».

 

  1. Перевоплощения. 
    Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее. 
     
    Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. По мере овладения этим упражнением «перевоплощения» становятся все более глубокими, совершенствуется искусство «переживать» предмет и видеть его изнутри. От поверхностных, чисто внешних описаний участники переходят к выражению настроений, чувств, жизненных философий. 
     
    Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов между участниками, а для тренера или психолога команды служит источником немаловажной информации. Не менее ценным является и то, что при работе над этим упражнением участник не только раскрывает, но и учится изменять себя.  
     
    В отдельных случаях образ может быть настолько выразительным и сильным, что соответствующие ему строй и окраска переживаний передаются всей группе. Под действием сильных образов у участников возникает иногда ощущение глубокого взаимопонимания, сопричастности, единства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В чем-то почти каждая из психотехнических игр — миниатюрная модель соревнования. Невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться. Нет единственно правильного решения — всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз — заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству «отвечать без подготовки», позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов, счастье быть постоянно застигнутым врасплох.

Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, и в руках опытного тренера или психолога эти игры могут стать действенным средством сплочения спортивной команды. Упражнения построены так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всего коллектива. Совместно решая конкретную задачу, участники психотехнической игры постоянно стремятся к взаимопониманию и согласованию действий. Нащупав принципы объединения усилий, они начинают что-то создавать, придумывать. Живое и полноценное участие в коллективном творчестве всегда связано с радостными переживаниями. Оно сближает и раскрепощает, дает психологический комфорт и свободу в общении. Захваченные игрой, члены психотехнической группы полнее раскрывают себя и больше узнают друг о друге. Более глубоким становится взаимное доверие. Более живым — взаимный интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Л.Н Шепелева - Программы психологических тренингов 2008г
  2. Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. - СПб., 2002.
  3. Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985.
  4. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1988.

Информация о работе Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта