Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:09, реферат
Психотехнические игры при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта направлены на достижение двух основных целей.
Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира занимающихся, ослаблению их психической напряженности, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели.
Во-вторых, и это очень важно, психотехнические упражнения нацелены на развитие внутренних психических сил юных спортсменов, расширение их профессионального самосознания. Регулярное выполнение занимающимися психотехнических игровых упражнений поможет им правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья им. П. Ф. Лесгафта
Кафедра психологии
Письменная работа
Психотехнические игры и упражнения при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта
Студентка 5 курса 3 группы
Санкт-Петербург
2012
Введение
Психотехнические игры при работе с юными спортсменами в избранном виде спорта направлены на достижение двух основных целей.
Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира занимающихся, ослаблению их психической напряженности, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели.
Во-вторых, и это очень важно,
психотехнические упражнения нацелены
на развитие внутренних психических
сил юных спортсменов, расширение их
профессионального
Для занятий психотехническими
играми не требуется большого количества
времени и специальных
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Съедобное, не съедобное.
Участникам группы следует удобно расположиться на диванах или стульях, образуя прямую линию. После этого тренер берет мячик и рассказывает правила игры. По команде каждый игрок по очереди должен либо ловить мяч, либо не ловить, в зависимости от слова съедобное оно или нет. Длительность игры от 5 до 15 минут.
Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря быстрому произношению слов. Для некоторых участников задание оказывается трудным из-за того, что не успевают сообразить или обдумать. Здесь надо быть сосредоточенным и внимательным, меньше отвлекаться и следить за тренером.
2. Лентяй и труженик.
Участникам следует удобно
расположиться в креслах. Расслабить мышцы
лба,
брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь
расслабления мышц лица, придав ему
сонное выражение. По команде «Начали!»
участники приступают к выполнению
одного из упражнений на внимание, сохраняя
при этом расслабленность мышц лица.
Работа продолжается до тех пор, пока не
последует команда «Стоп!». После этого
упражнение нужно повторить, предварительно
нахмурив брови, крепко сжав губы,
стиснув челюсти. Сохранять напряжение
лица в течение всего времени работы.
Во время обсуждения предложите
сравнить два варианта сосредоточения
— расслабленный и напряженный. Не навязывайте
своего представления о лучшем способе:
свободная дискуссия создает возможность
сравнения и выбора, в то время как внушение
принятой вами точки зрения делает выводы
спортсмена поспешными и незрелыми. Следите
за тем, чтобы расслабление и напряжение
лица поддерживались в течение всего времени.
Для усиления расслабления можно использовать
специальные техники.
Выводы
В чем-то почти каждая из психотехнических игр — миниатюрная модель соревнования. Невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться. Нет единственно правильного решения — всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз — заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству «отвечать без подготовки», позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов, счастье быть постоянно застигнутым врасплох.
Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, и в руках опытного тренера или психолога эти игры могут стать действенным средством сплочения спортивной команды. Упражнения построены так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всего коллектива. Совместно решая конкретную задачу, участники психотехнической игры постоянно стремятся к взаимопониманию и согласованию действий. Нащупав принципы объединения усилий, они начинают что-то создавать, придумывать. Живое и полноценное участие в коллективном творчестве всегда связано с радостными переживаниями. Оно сближает и раскрепощает, дает психологический комфорт и свободу в общении. Захваченные игрой, члены психотехнической группы полнее раскрывают себя и больше узнают друг о друге. Более глубоким становится взаимное доверие. Более живым — взаимный интерес.
Список используемой литературы