Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:14, реферат
В СССР психотехника как средство практического применения психологических знаний активно развивалась в 1920-е гг. В Москве, Ленинграде, Казани и других городах в этот период возникли психотехнические лаборатории, в которых велись работы в области профессионального отбора, а также работы по изучению профессий.
УСРС № 1
Тема: Психотехнический этап в развитии психологии труда в СССР
В СССР психотехника как средство практического применения психологических знаний активно развивалась в 1920-е гг. В Москве, Ленинграде, Казани и других городах в этот период возникли психотехнические лаборатории, в которых велись работы в области профессионального отбора, а также работы по изучению профессий.
Организационное оформление психотехники в СССР приходится на в 1921 г., когда был создан Центральный институт труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же году состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, председателем которой был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, в которых изучались проблемы, связанные с трудом. В 1927 г. было создано Всероссийское психотехническое общество, начал издаваться журнал «Психотехника и психофизиология» (с 1932 г. − «Советская психотехника»).
Одними из важных достижений советской психотехники стали разработанные схемы и методы профессиографии, также проводились исследования динамики работоспособности и утомляемости, изучался процесс овладения навыками. В работах отечественных психотехников (И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, А. К. Гастева, Н. А. Бернштейна, Б. М. Теплова и др.) были высказываны мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими, рассматривались проблемы взаимодействия человека и техники и т.д.
В 1926 г. в психотехнической лаборатории
Института охраны труда была разработана
схема всестороннего описания и
анализа объективных и
Кафедрой психотехники Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена в 1932 г. был составлен профиль психотехника. Он предназначался для выявления участков будущей работы психотехника, для установления его функций, характеристики требований, предъявляемых психотехнику и др. Согласно профилю, по окончании вуза психотехник должен работать руководителем либо научным сотрудником психотехнического кабинета или лаборатории.
Характерной чертой психотехники к середине 30-х гг. стало перенесение центра тяжести в исследовательской работе с проблемы профессионального отбора на задачу рационализации методов политехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования навыков и умений, борьбы с травматизмом и аварийностью и т.п.
В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», критиковавшее в том числе и психотехнику. В результате, в последующие три года исследования по психотехнике были свернуты, организационные структуры ликвидированы, уничтожены публикации на эту тему, а многие психотехники репрессированы.
Возобновились отечественные исследования трудовой деятельности в 1960-е гг. и активно шли до конца 1970-х гг. Появились новые исследователи: И. Я. Бойко, К. М. Гуревич, В. П. Зинченко, А. Е. Климов, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и многие другие. Главными в то время стали вопросы, связанные с изучением личности работника.
Также в 1970-е гг. сформировалось четыре основных направления исследования трудовой деятельности: психофизиологическое, инженерно-психологическое, исследование надежности систем управления, профориентационное.
Данный период характеризовался активными разработками методологических основ психологии труда. Работы Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова, А. А Крылова, В. А. Пономаренко, Е. А. Климова и др. позволили выявить приоритетное положение субъекта в системе «человек - машина». Параллельно с исследованием системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов для изучения специфики психики в трудовой деятельности.
В последующие годы стали развиваться мощные научные и учебные центры, которые активно занимались проблемами психологии труда. В этих структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные научные направления.
Благодаря многочисленным работам, проделанным в советском союзе, сегодня психология труда является наукой, решающей такие прикладные проблемы, как отбор кандидатов на вакантные места, разработка программ профессионального обучения и переподготовки кадров, проектирование средств предъявления информации, и т. д. Психологии труда стимулирует развитие инженерной, космической психологии и других специальных отраслей психологической науки.
Информация о работе Психотехнический этап в развитии психологии труда в СССР