Психотерапия семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Наша сложная жизнь, многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они причудливо переплетаются, и человек ищет выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем самоанализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями и общением.

Файлы: 1 файл

+Психотерапия.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

    Эффективное консультирование является, по существу, обучением или переобучением клиента. Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи -когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий. А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще ,то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни.

  Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую  модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

  а) вхождения в проблему,

  б) классификации,                   

  в) структурирования,

  г) построения взаимоотношений,

  д) исследования,

  е) консолидации,

  ж) планирования,

  з) завершения.

 
                                                           
3.1.Факторы, обуславливающие семейное нарушение. 
    Рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

Сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса, болезнь близкого.

Длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный конфликт

между членами семьи.

Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла.

Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, семейные проблемы.

3.2.Методы коррекции семейных отношений.

Основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии. В нашем случае методика (техника)- это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу. Выделяют следующие методики:

Указания –это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий при этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот. 
Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом “выплывают” проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно

их решить.

 Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов.

Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например игра в “звериную семью”, в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), “обмен ролями” (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой). 

       4. Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей.  
     Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен: 

1) Освоить педагогический подход. 

Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.  
2) Уметь прояснять цели семьи. Практический опыт и исследования показали: мнение терапевта о том, чего хочет семья, и то, чего она действительно хочет, - совершенно разные вещи. Терапевт должен научиться прояснять цели семьи. Для этого он должен уметь быть открытым. 
3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.  
Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей.

Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.  
4) Честно признавать границы своих возможностей Терапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении.

5) Работать в единой команде с семьей. Терапевт должен развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы помочь семье как можно лучше понять, что происходит с идентифицированным пациентом.

6) Акцентировать возможности семьи, ее положительную роль в терапевтическом процессе. 

Существует немало семей, которые научились справляться с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Терапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы. 

7) Уметь правильно реагировать на интенсивные эмоциональные проявления

в семье.  

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко скрыты, подавлены и в любой момент вырваться наружу - в приступах отчаяния и ярости, в обидах и обвинениях. Терапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией. 

8) Помогать здоровым членам семьи думать о себе, о своем личностном развитии.  
9) Дать членам семьи наиболее полную информацию о самых различных возможностях семенной психотерапии. Такая информация помогает членам семьи преодолеть свое сопротивление психотерапии. 

10) Помочь в психологическом самообразовании. Терапевт должен хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную для неспециалистов. Он должен иметь ясное представление о курсах и семинарах, где члены семьи могут приобрести необходимые им знания и навыки.  
11)Обеспечивать информацией о местных возможностях.  
Необходимо всячески стимулировать семьи максимально использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки.

12) Лично участвовать. 

Терапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Заключение.

      Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В психологической службе и психологической практике семейная психотерапия востребована в связи с консультированием семей и созданием семейных консультаций. Семейная психотерапия направлена на решение следующих задач:

-Улучшить отношения с супругом(ой), которые являются основой семейной системы.

-Наладить детско-родительские отношения. Важной частью комфортного климата в семье являются отношения между поколениями. Преодолевать кризисные периоды в жизни семьи. Такие периоды могут быть связаны как с радостными изменениями в жизни семьи (рождение ребенка, брак одного из старших детей и проч.), так и с тяжелыми событиями (измена, потеря работы, болезнь).

-Разрешать личностные проблемы. Часто человек не связывает свои сугубо личные затруднения с особенностями своих взаимоотношений в семье, однако такая связь существует.

-Пережить с наименьшими эмоциональными потерями расставание с  партнером.

Несколько полезных советов по организации отношений в семье. Каждый член семьи:

-должен иметь свое жизненное пространство;

-должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому;

-влияет на остальных и сам подвержен влиянию других;

-может оказаться в центре воздействия со стороны других членов. 2

    Первичной «единицей анализа»  семейной психотерапии являются отношения. Семейная психотерапия рассматривает трудности, с которыми в настоящее время сталкивается человек в браке, родительстве, а также трудности личностного характера, как компенсационные усилия, направленные на то, чтобы контролировать, исправлять и переживать старые конфликтные отношения, существовавшие в родительской семье. И эти проблемы лучше всего могут быть решены с помощью отношений, устанавливаемых с психотерапевтом. Следовательно, центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы. 

1.Александров,А.А.  Психотерапия.Учебное пособие/ А.А. Александров. Издательство: Питер. 2004,  480с.

2. Бурлачук, Л. Психотерапия. Учебник / Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. М.: Знание, 2002г.  

3. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 2005.

4. Сатир, В . Психотерапия семьи. Книга / B. Сатир. Издательство: Речь, СПб. 2000. 285с.

5. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи. Книга психотерапевта. /   Э.Эйдемиллер, В. Юстицкис.  Издательство: Питер. 4-е изд,   2008г,   672с.  

6. Эйдемиллер Э. Г.Семейный диагноз и семейная психотерапия.  Учебное пособие /  Э.Г.Эйдемиллер , И.В.Добряков, И.М.Никольская И. М.  М.: Аспект Пресс, 2006.- 438с.

7. Электронный  ресурс. 
 
 
 

Информация о работе Психотерапия семьи