Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:16, реферат
Классификаций психологических типов людей и их общения существует много. В каждой из них человеческие типы рассматриваются под разным углом зрения, применительно к разным сферам дея¬тельности. Различаются они и степенью сложности, детализации. Какую бы из них вы ни взяли «на вооружение», взаимодей¬ствовать с людьми вы, безусловно, станете лучше. Для начала ознакомьтесь с одной из относительно простых классификаций.
задайте примерно такой вопрос: «Кажется, вы не вполне согласны с предложением, которое только что прозвучало. Нам всем было бы очень интересно узнать, почему?»:
в перерывах и паузах беседы постарайтесь выяснить причины его пассивного поведения.
НЕЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ СОБЕСЕДНИК. Тема беседы его вообще не интересует. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы расшевелить такого собеседника. Рекомендуется:
задавать ему информативные вопросы;
выяснить его личные интересы и
придать разговору более
ВАЖНАЯ ПТИЦА. Такой человек совершенно не терпит критики - ни прямой, ни косвенной. Он демонстрирует большое самомнение. При контакте с ним следует действовать так:
не идите на поводу его амбиций» не позволяйте «важной птице» разыгрывать роль почетного гост
ПОЧЕМУЧКА беспрестанно задает вопросы, ко поводу и без повода. Защититься от града его вопросов можно следующим образом:
переадресовывайте все, относящееся к теме беседы остальным ее участникам, а если ведете переговоры один на один, то ему самому;
в если не можете дать «почемучке» нужный ответ, сразу признавайте, что он прав.
Более детальную классификацию психологических типов деловых партнеров и соответствующих приемов общения с ними предлагает известная американская специалистка в области этики и психологии бизнеса Дж. Ягер.
ЛОМАКА. Это человек, которому прежде, чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы его долго уламывали. Такие люди предпочитают решать вопрос в ходе целой серии переговоров, растянувшейся во времени. Внимание к его персоне, обхаживания и упрашивания важны для «ломаки» не меньше, чем конечный результат переговоров. Поэтому не рекомендуется требовать от «ломаки» однозначного ответа при первой встрече. Смиритесь с тем, что придется встречаться с ним несколько раз. Предоставляйте «ломакам» побольше вариантов для выбора, и они предпочтут иметь дело именно с вами, а не с кем-то другим.
ЛЮБИТЕЛЬ ВСЕ РЕШАТЬ С ХОДУ. В отличие от «ломаки», такой партнер, наоборот, стремится решить все вопросы и принять решение уже в ходе первой встречи. Если вы хотите, чтобы ваши деловые контакты продолжались в будущем, но какой-то вопрос решить при первой встрече не можете, подберите как можно более благовидный предлог, чтобы попросить его перенести принятие окончательного решения на другое время. Заверьте партнера, что вам вполне понятны его устремления, но дайте понять, что у вас есть свои соображения по этой проблеме. При этом твердо пообещайте, что сделаете все возможное, чтобы ускорить решение вопроса.
РАЗВЕДЧИК. Такой собеседник демонстрирует внимание к вам и заботу о ваших интересах. Однако все это - лишь своего рода дымовая завеса для того, чтобы выудить из вас конкретную информацию, не сообщив ничего взамен, либо сообщить лишь незначительные, не имеющие прямого отношения к делу, сведения. Представители этого психологического типа нередко могут использовать полученную таким образом информацию против вас, передавать ее другим фирмам.
Если ваш собеседник задает слишком много вопросов, будьте начеку. Лучше сменить тему разговора. Или, в свою очередь, засыпьте вопросами его.
НАСТАВНИК. В своей заботе об интересах ближнего такой человек, в отличие от «разведчика», совершенно искренен. Иногда он готов помочь другим даже в ущерб себе. Кроме того, «наставник» может свести вас с другими людьми, которые сумеют оказать вам необходимую помощь. Так что «наставник» - это чрезвычайно полезный партнер.
Отличительный признак людей этого типа - употребление таких фраз, как «я вам подскажу», «а вот я вас научу», «давайте-ка я вас свяжу с таким-то» и т. п.
ХВАСТУН. Заниженная самооценка заставляет людей этого психологического типа без конца говорить о своих достижениях на профессиональном поприще и в личной жизни. «Хвастун» не уверен в том, что он действительно превосходит других людей, и поэтому старается полностью завладеть вниманием слушателя.
Разговаривая с «хвастуном», не подчеркивайте ваши успехи и не прерывайте рассказ собеседника о его победах. Более того, подчеркивайте его заслуги (но ненавязчиво). Стоит также попросить у «хвастуна» совета по какому-нибудь вопросу, не имеющему прямого отношения к теме деловой встречи. Прежде, чем приступать к обсуждению важных коммерческих вопросов, дайте такому собеседнику нахвастаться вволю.
РАССКАЗЧИК. Представители этого психологического типа стремятся сообщить все мельчайшие подробности, даже не имеющие никакого отношения к предмету обсуждения. Во время важной деловой встречи такой человек может, например, начать длинный рассказ о состоявшемся накануне праздновании годовщины свадьбы его племянницы.
Прерывать «рассказчика» не следует. Лучше наберитесь терпения, усядьтесь поудобнее и постарайтесь получить удовольствие от его рассказа. Но если при деловой встрече присутствует еще кто-то, будьте бдительны. Не исключено, что «рассказчик» изложит не подлежащие огласке подробности вашей служебной или личной жизни.
МАНИПУЛЯТОР стремится во что бы то ни стало контролировать ситуацию, навязывать свою волю даже по самым незначительным вопросам. Внутренне он не уверен в себе и поэтому постоянно пытается использовать любую фразу, любую ситуацию, возникшую в ходе деловой встречи.
Вслушивайтесь в каждую его фразу, ищите подвох в его высказываниях. Но не слишком нервничайте. Если вы сумели распознать в собеседнике «манипулятора», он уже не столь опасен. Сохраняйте спокойствие и уверенный тон.
УДАРНИК. Наиболее ярко выраженных представителей этого психологического типа называют трудоголиками. Работа для него - это все. Во время деловых встреч «ударники» все время напоминают партнерам о своей занятости, о том, что они в данный момент очень спешат. Если ваш собеседник - «ударник», - принимайте любой предложенный им вариант: лучшего не будет.
Если он начнет рассказывать о своей работе, терпеливо выслушайте и не стремитесь поведать о собственной профессиональной деятельности: «ударников» интересует только их работа. Выразите свое восхищение его преданностью делу, посочувствуйте по поводу трудностей. Но не доискивайтесь причин такой фанатичной привязанности к работе. Дело в том, что для многих «ударников» труд служит формой защиты: они боятся общения, боятся досуга или перспективы остаться один на один со своими мыслями. В глубине души осознавая это, они не любят, когда кто-то анализирует их психологические особенности.
СОБЕСЕДНИК, ВЫНАШИВАЮЩИЙ СКРЫТЫЕ ПЛАНЫ, тщательно маскирует свои истинные намерения. Представитель этого психологического типа может, например, пригласить вас обсудить какую-нибудь пустяковую рутинную проблему. И только в разгаре встречи вы вдруг понимаете, что на самом деле этот хитрец хочет что-то выведать у вас.
Распознав «собеседника, вынашивающего
скрытые планы», постарайтесь переключиться
с подспудной темы на ту, которая
послужила предлогом для
ДОМОРОЩЕННЫЙ ПСИХОЛОГ постоянно анализирует слова и поступки других людей, ищет в них скрытый смысл и считает себя знатоком человеческой психологии. Подыграйте ему. скажите что-нибудь вроде: «Вы необычайно проницательны. А ведь я об этом даже не подумал» или «Похоже, вы попали в точку. Из вас вышел бы настоящий психолог».
ВЕЗУНЧИК. Обычно это люди, которым удалось добиться каких-то больших, быстрых и легких успехов, и которые стремятся всем и каждому рассказать удивительную историю своего взлета. Если «везунчик» добился чего-то, чем не можете похвастаться вы, то во время деловой встречи он будет энергично пытаться поделиться с вами секретами своего успеха. Доброжелательно выслушайте его, дайте выговориться. Не исключено, что из рассказа «везунчика» вы сможете почерпнуть что-то ценное для себя.
Если вы вовремя распознаете «везунчика», то поймете, что откровения собеседника - отнюдь не попытка принизить ваши заслуги. «Везунчик» всего лишь хочет поделиться своим опытом.
НЫТИК. Представитель этого психологического типа видит все только в черном цвете, говорит и думает только о неприятностях. Люди, которые выглядят очень бодрыми и довольными жизнью, раздражают «нытика». Поэтому, если вы узнали, что вам предстоит деловая встреча с «нытиком», нежелательно иметь цветущий вид. Скорректируйте свой имидж. Но выглядеть столь же несчастным, как ваш партнер, конечно, не требуется.
Заключение
Безусловно, зная хотя бы приблизительно, к какому типу личности принадлежит ваш собеседник, вы можете легко угадать, что он сделает в следующий момент, как отреагирует на ваши слова и что и как нужно говорить, чтобы избежать конфликта с ним.
Нельзя забывать, что структуру
личности определяет не доминирующий
тип, а сочетание двух, трех, четырех
типов – причем в определенном соотношении.
Скажем, если у вашего партнера получился
результат «Сомневающийся-
Во-вторых, важно какие типовые радикалы и в каком количестве присутствуют в структуре вашей личности. Как они сочетаются? И какой коктейль получается в итоге у вас, на что вы делаете акценты, а что пытаетесь скрыть?
В-третьих, как вы оба станете относиться к тем или иным качествам ваших характеров: что вам понравится, что будет раздражать, а чего вы не заметите? И с чем вы согласны мириться, а с чем нет?
Хотя конечно, какие-то основные проблемы совместимости можно разобрать «в первом приближении». Чтобы хоть по минимуму быть готовыми к тому, чего в принципе можно ожидать от представителя того или иного типа. А уж потом можете приглядываться к нему ближе и решать – насколько именно вам подойдет конкретный данный представитель?
Все-таки мы живем в реальном мире, и наша жизнь в иные моменты сама так или иначе нас «совмещает». Не всегда выбираем мы – иногда выбирают нас. А иногда выбор определяется обстоятельствами. Потом, люди выбирают себе спутников жизни не только на основе сознательных рассуждений, а в основном подчиняясь каким-то своим бессознательным критериям (иногда положительным, а иногда и довольно деструктивным). Конечно, можно вооружиться списком тех качеств, которые вы хотите видеть в будущем муже или жене, но тем не менее ваше бессознательное, когда придет ответственный момент, может ваши желания запросто проигнорировать. Но разумеется, если вы будете психологически грамотны в плане особенностей личностного общения, вы этот выбор вашего «внутреннего голоса» сможете немного направлять.
Потом, давайте решим – а что вообще такое «совместимость»? Иногда говорят, что совместимость – это когда люди похожи. Один любит общение – и другой тоже, одному хочется отдыхать на природе – и другой за ним, один хочет сидеть в тишине – и другой также. Любят одинаковую музыку, одинаковую еду, одинаково относятся к жизни.… Но такое совпадение в принципе не всем нравится – с одной стороны, вроде бы никаких разногласий, а с другой – могут быть проблемы. Вот, например, два Демонстративных типа: один на дискотеку, и другой за ним, один в гости – и другой тоже; никогда не ругаются, идти ли на очередную тусовку или нет – конечно, идти!… Но для семейной жизни это все же не определяющий фактор. В данной, к примеру, паре другие сложности: если каждый из них любит говорить и хочет, чтобы его слушали – кто будет слушать? В этом союзе, так или иначе, может начаться борьба – кто будет актером, а кто зрителем (потому что, как вы помните, без зрителей спектакль не состоится). И в результате вполне может статься, что зрителем никто из них быть не захочет, и каждому придется искать благодарного слушателя на стороне…
Поэтому другие считают, что «совместимость» в паре определяется по другому принципу: один говорит – другой слушает, один решает – другой делает, один приказывает – другой подчиняется… (и вообще еще не до таких крайностей можно договориться). Но это тоже только на первый взгляд хорошо: могут начаться размолвки на почве разных взглядов на жизнь. Вот, к примеру, союз Непосредственного и Приземленного. Первый – азартный добытчик, второй – хранитель порядка или министр финансов. Однако ссоры начнутся тогда, когда Приземленный будет говорить «Так не положено!», а Непосредственный ответит «А я так хочу!!!» Вот вам и совместимость.
Но в принципе, если вы кого-то полюбили и вдруг выясните, что оказывается, ваш любимый или любимая по типу личности вам «не подходит», не спешите огорчаться. Во-первых, еще не факт, правильно ли вы определили его (ее) и вашу личностную структуру – в таких вопросах окончательно все же лучше консультироваться со специалистом, а не ставить заочные «диагнозы». А во-вторых, вспомните, с чего начался наш разговор на эту тему: все типы личности могут ужиться, если, во-первых, будут знать особенности друг друга, во-вторых, оценивать, что считать положительным в партнере, а что отрицательным, и в третьих – самое главное! – будет в наличии обоюдное желание уживаться, иными словами, готовность к определенному компромиссу. И кстати, в-четвертых – важно принимать другого таким, какой он есть, и не надеяться на то, что в браке вам удастся его (ее) переделать. Не удастся. Если вам что-то упрямо и активно не нравится – лучше не женитесь.
Да и вообще можно сказать, что как бы ни были по структуре совместимы ваши личности, если вы друг друга не любите и не уважаете – то у вас вряд ли получится счастливая семья. И наоборот – если вы ну совсем несовместимы по науке, но действительно оба хотите быть вместе – у вас вполне может это получиться, если только знать, как вам подстроиться друг под друга – не ломая и не переделывая ни одного из вас!