Путь к «человеку психологическому». История развития, цели и значение практической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Данную работу я написала по статье Владимира Петровича Зинченко – «Общество на пути к «человеку психологическому»», написанной в 2008 году. В работе автор приводит для наглядности краткий путь истории российской психологии, характеризуя ее как культурно-историческую науку; описывает трудность и неоднозначность движения по пути к человеку, к его сложному развитию, подчеркивая роль практической психологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….…………3
Путь к «человеку психологическому». История развития, цели и значение практической психологии…………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….9

Файлы: 1 файл

Зинченко Владимир Петрович.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

 

                                          Правительство Российской Федерации

               Государственный университет – Высшая школа экономики

                                          Факультет социологии

 

 

 

 

Аналитическое эссе

по психологии

 

Подготовила:

студентка 1 курса 134 группы

факультета социологии

Старовойт Элла Леонидовна

Проверила:

доцент кафедры общей 

и экспериментальной психологии

к.п.н.

Молчанова Ольга Николаевна

 

 

 

                                                                 Москва 2010

 

                                                           Содержание:

 

 

 

Введение…………………………………………………………….….…………3

Путь к «человеку  психологическому». История развития, цели и значение практической психологии…………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….9

 

 

 

Введение

 

 

 

Зинченко Владимир Петрович – российский психолог, представитель семейной династии известных психологов. Закончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в 1953 году. Преподавал в родном Университете, читая специальные курсы на факультете психологии.  
Доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Наук.

Область научных исследований Владимира Петровича - теория и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика. Является одним из основателей инженерной психологии и развивает идею культурно-исторической психологии. 
Автор более 300 научных публикаций, свыше 100 его работ издана за рубежом, в том числе 12 монографий.

 
Данную работу я написала по статье Владимира Петровича Зинченко – «Общество на пути к «человеку психологическому»», написанной в 2008 году. В работе автор приводит для наглядности краткий путь истории российской психологии, характеризуя ее как культурно-историческую науку; описывает трудность и неоднозначность движения по пути к человеку, к его сложному развитию, подчеркивая роль практической психологии. 
Как одну из проблем, затронутых в тексте, я бы хотела выделить  аспект, касающийся практической психологии, истории ее появления и развития, ее необходимости, крайней важности для людей.

 

 

Путь к «человеку  психологическому». История развития, цели и значение практической психологии.

 

 

Статья начинается со слов об извилистости и бесконечности  этого самого пути к «человеку психологическому»: именно по этим причинам, общество находится в постоянном движении и не всегда вперед, к сожалению. При этом главное на этом пути, по словам автора, - «способность и усилие человека быть человеком». 
Какова же роль психологии? Психология не является спасением от всех проблем, она не в состоянии изменить историю, максимум на что она способна – это «потрясти» культуру. Из всех великих психологов XX века такое удалось, пока что, одному только Зигмунду Фрейду – как очень точно и с юмором подмечает автор, от изобретенных австрийским психологом неврозов и комплексом до сих пор страдает человечество. Психология, как и культура, призвана помогать. Как пишет Зинченко – это сила, которой не свойственен культ насилия.  
Александр Блок, великий русский поэт, действительно выступил в роли предсказателя – эпоха новой психологии подарила стране таких гигантов науки как В.М. Бехтерев, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, М.М. Бахтин и другие. Предложенные ими идеи до сих пор не потеряли актуальность, эти ученые работали на благо общества, отвечая на его нужды. Создавались новые отрасли науки, такие как социальная психология, медицинская психология, психология искусства, развивался и фрейдовский психоанализ. Уже в то время создавались очень популярные в наши дни службы психологической поддержки. Т.е. всеми способами и путями шло развитие и изучение человека, который по мере раскрытия для науки требовал все больше и больше времени, внимания, а самое главное практики. Нет смысла сейчас оценивать правильность, эффективность той практики, но можно точно сказать одно – благодаря тем изучениям, для науки все более полно раскрывался человек со всеми своими трудностями внутреннего устройства. 
Но вдруг, на мой взгляд, очень не вовремя, настали времена запрета психоанализа; из-за определенной системы и правящей власти сознание людей определял быт, однообразный, скудный. То, до чего дошли исследования психоанализа и феноменологии, только мешало осуществлению политических целей. К сожалению, не только написанные труды, но и целые направления науки, вместе с создателями, подвергались уничтожению – так было выгодно правительству, формировался «новый» человек. Но, например, для упомянутого выше Л.С. Выготского, под этим подразумевался свободный человек, как раз тот, который и был целью развития психологии.  
С помощью исторических справок автор описывает неоднократные появления этих «новых людей», которые, по сути, являлись пропагандой, рекламой и испытанием доверчивости необразованного мало грамотного в области психологии населения. М.М. Мамардашвили даже назвал эту идею «нового человека» глупой и трагической, а ее идеологов – «самозванцами мысли» и «торговцами смыслом жизни». 
Но были и те, кто действительно был заинтересован в развитии науки, в знаниях о человеке. Они тоже старались упростить ситуацию. «Человеческий фактор», на смену ему – «человеческий капитал», по словам автора,  волновали в то время. Но ведь человек не должен быть специально удобным для науки, в том числе, для психологии – он сложен, безусловно, а со стороны практиков-психологов было бы недостойно и непрофессионально важные ответы на такие важные запросы. Как красиво и при этом очень уместно сказал Зинченко – «чтобы «человеческий фактор» был созидательным, а не разрушительным, а «человеческий капитал» не лежал мертвым грузом, не девальвировался, а приносил прибыль, в человека нужно инвестировать»1 И именно здесь становится видна вся сложность человеческой сущности, к которой у нашей науки, к сожалению, нет привычки и вкуса.  
По-другому обстоят дела на Западе – в развитых странах психология давно стала частью социальной жизни. Психология почти везде: психологические службы создаются и в армии, и в экономике, и в промышленности, и в судах и тюрьмах. Существуют различные психологические научные ассоциации, фонды и общества. При этом наука находится на достаточно высоком, на должном уровне. 
России до такого, безусловно, ещё очень далеко. Конечно, и у нас есть различные психологические службы. Ф.Д. Горбов – психолог и невролог – оказался прав, когда высказывал идею о необходимости создания консультативной и психотерапевтической службы помощи ещё в начале 70-ых годов XX века. Он очень точно спрогнозировал ее востребованность лет через 20-25. Тогда к его мнению и готовности помочь никто не прислушался, а жаль. 
Несмотря на то, что по количеству психологов мы уже догоняем Америку, по качеству, компетенции и уровню мы не может соответствовать США. К сожалению, похвастаться профессионалами и особенными достижениями наша страна, я надеюсь, что только пока что, не может.  
А происходит это потому, что нет возможности получения достойного образования. Я согласна с автором – мало хороших ВУЗов, где можно освоить науку и получить настоящие знания. Хотя все-таки, к радости, в стране есть профессиональные практические школы, сотрудники которых получили фундаментальное образование ещё в «старых» университетах. На таких психологов и вся надежда – им и науку развивать, и обучать новые поколения. 
А с тех пор качество образования упало. В наше современное время эта проблема ещё более усугубилась – платное образование, покупные дипломы, преподаватели без высшего образования…Такими темпами у нас в стране не останется образованных, достойных людей. А если вспомнить о не менее актуальной проблеме «утечки мозгов»… 
Тем не менее, и наша страна к тому времени наконец-то дошла до постепенного развития и психологических служб, и вообще научной практики. Живой – чувствующий, переживающий человек – стал наконец-то объектом науки.  
Если задуматься, как это уже было предпринято в начале работы, о назначении и целях психологии, то можно сказать, что одной из основных задач психологов является понимание сознания, личности со всеми ее переживаниями. При этом крайне важна целостность описания. Это такая особая идеальная цель, а также путь познания, который может дать нужные результаты.  
Психологи призваны помогать человеку, ищущему себя, но не формировать  личность, ведь это должен делать каждый сам – «в человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в собственном акте самосознания и слова,  что не поддается овнещняющему заочному определению». Но при этом перед психологами стоит не такая уж и простая задача -  помочь человеку на этот сложном пути к себе. И ещё более сложно при этом понимание индивидуальности, личности другими.  
Психологам приходится учиться видеть изнутри, разбираться. Но задача, по сути, невозможна – полностью понять человека невозможно, всегда останется что-то больше того, что в состоянии быть исследованным. Я считаю, в этом есть и свои плюсы – никто не проникнет в тайны глубин нашей души, личное останется личным. 
Вот в этом и состоит неимоверная сложность задачи ученых. При столкновении со всей многогранной сложностью человека все-таки постараться помочь. И практическим ученым сделать это легче. Они используют свои методы, при которых клиент чувствует единение, общность с лечащим психотерапевтом, и это дает положительные результаты.

Ещё я хотела бы написать о пути познания или самопознания человека.  
Как пишет Владимир Петрович Зинченко, только «признание объективности субъективного открывает путь к его познанию»2 В этом непростой фразе заключен важный смысл, благодаря которому можно вывести подобие формулы, способа самопознания: нужно постараться отделить себя от себя же, для возможности наглядного обозрения со стороны, представить себя себе на познавание и изучение. Сделать выводы – если есть что-то отрицательное, важно осознать это и стремиться избавиться, а что-то, наоборот, укрепить в себе, предварительно осознав.  
На самом деле эта задача осознаваемой интериоризации объективного субъективного очень трудна и даже иногда непосильная для человека. И мы снова возвращаемся к тому, что необходима квалифицированная помощь специалистов.  
Основным орудием, инструментом психологов было, есть и, наверняка, и останется слово. Ведь только с помощью него мы может выразить наши мысли. «Это самый надежный, самый могучий отобразитель наших волнений, мыслей и хотений;…»3 И действительно, не зря природа наградила человека этой великой способностью, этим даром – речью. Люди как высшие развитые существа могут использовать ее, или даже, я бы сказала, должны, ведь как иначе догадаться, о чем кто думает? Поэтому благодаря слову значительно облегчается задача психологов, да и вообще человеческие взаимоотношения. Люди не звери и способны объясняться человеческим языком. 
Кстати, следует заметить, что благодаря практической психологии появилась возможность вернуться к дискурсу об этих самых человеческих взаимоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В конце своей статьи автор  высказывает надежды на светлого будущее практической стороны науки, желая, чтобы она стала объективной наукой о субъективном мире человека, потому что именно такая наука и необходима людям. 
Наш мир очень сложен, неоднозначен, но ведь и люди тоже – их внутренний мир как раз и будет противостоять миру внешнему. В этом и заключен «человек психологический».  
Мир тоже развивается – он будет становиться ещё более сложным, а вместе с ним будет развиваться и внутренний мир людей, становясь богаче и содержательнее. В этом развитии заключена жизнь. Ведь с ростом духовного мира будет устанавливаться мировая гармония. Я в этом согласна с автором. Конечно, до такого состояние современному миру все-таки ещё далеко, но надежды есть. 
А с усложнением устройства психики человека будет усложняться и задача психологов. Но, как пишет сам Зинченко, от легкой жизни не долго сойти с ума4 

1  Зинченко В.П. Теоретические исследования - «Общество на пути к «человеку психологическому»» // Вопросы психологии. 2008. № 3, стр. 3

2  Там же, стр. 6

3 Там же, стр.7

4 Там же, стр. 8


Информация о работе Путь к «человеку психологическому». История развития, цели и значение практической психологии