Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 10:35, реферат
Задачами сурдопедагогики являются:
- педагогическое изучение лиц с нарушениями слуха и закономерностей овладения ими образованием в зависимости от индивидуальных особенностей и особенностей нарушения слуха и речи;
- разработка, научное обоснование и практическая реализация специального образования для разных категорий лиц с нарушенным слухом;
- разработка научных основ содержания образования, дидактики и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;
Введение ….……………………………………………………………….3 стр.
История развития сурдопедагогики ......................................................... 6 стр.
Характеристика детей с нарушением слуха …………….……………...10 стр.
Работа с детьми с нарушением слуха …………………………………12 стр.
Библиографический список …………………………………………….15 стр.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….……………………………………………………………….3 стр.
История развития сурдопедагогики ..............................
Характеристика детей с нарушением слуха …………….……………...10 стр.
Работа с детьми с нарушением слуха …………………………………12 стр.
Библиографический список …………………………………………….15 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных спектаклей. Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно – логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Сурдопедагогика (от лат. Surdus – глухой) – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха все более искажают и обедняют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.
Задачами сурдопедагогики являются:
- педагогическое изучение лиц с нарушениями слуха и закономерностей овладения ими образованием в зависимости от индивидуальных особенностей и особенностей нарушения слуха и речи;
- разработка, научное обоснование и практическая реализация специального образования для разных категорий лиц с нарушенным слухом;
- разработка научных основ содержания образования, дидактики и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;
- развитие различных подсистем специального образования лиц с нарушенным слухом, специальных образовательных технологий развития остаточного слуха, обучения жестовому, русскому (родному) языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации) и пр.;
- совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора;
- совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом;
- взаимодействие и кооперация с общей педагогикой для распространения специальных педагогических знаний, развития интеграционных идей и их реализации.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ
В античных литературных источниках
нет каких-либо упоминаний о систематическом
обучении глухих. В то же время вполне
допустимо предположение о том, что глухие,
воспитываясь в семье, осваивали не только
навыки самообслуживания и домашнего
труда, но и ремесла и доступные виды искусства
(живопись, скульптура). Их не считали полноправными
членами общества. В философских трактатах
Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) «О чувствах
чувствующих», «О чувственных восприятиях
и их объектах» рассматривается отрицательное
влияние глухоты и немоты на умственное
развитие и познавательные возможности
ребенка.
В эпоху Средневековья западноевропейская
церковь видела в глухоте, как и в других
человеческих недугах, кару божью, посланную
детям за грехи родителей. Не умея найти
контакт с глухими и признавая их часто
безумными, общество сторонилось таких
людей, обвиняя их в колдовстве. Глухие
нередко становились объектами преследования
со стороны инквизиции.
Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с неслышащими.
Чаще других по характеру своей деятельности
с ними имели дело духовные лица и врачи.
Первые обеспечивали их призрение в
монастырях, куда состоятельные люди нередко
отдавали своих глухонемых детей. Вторые
предпринимали разнообразные попытки
«вылечить» глухонемого, «разбудить»
его слух. Повседневное взаимодействие
с глухими позволяло обнаружить их обучаемость,
возможность общения при помощи жестов.
История сохранила имя первого человека,
совершившего по представлениям того
времени чудо: испанский монах – бенедиктинец
П. Понсе Де Леон (1508—1584) обучил устной
речи, пользуясь жестовой речью, письмом
и дактилологией (пальцевой азбукой), двенадцать
неслышащих учеников.
Развитие практики
обучения неслышащих в странах Западной
Европы подкреплялось и первыми теоретическими
работами в этой области: современник
П. Понсе, выдающийся итальянский ученый
– энциклопедист Д. Кардано (1501—1576) не
только дал физиологическое объяснение
причин глухоты и немоты, но и сформулировал
важнейшие положения практики обучения
глухих. Уже в 1620 г. в Мадриде выходит первый
учебник по обучению глухих «О природе
звуков и искусстве научить говорить глухонемого».
В ней был напечатан и первый дактильный
алфавит, использовавшийся для обучения
глухих. Автор — испанский учитель Х. П.
Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего
обучения нескольких глухонемых детей.
История сурдопедагогики каждой западноевропейской страны бережно хранит сведения о первых своих педагогах (это монахи и священники, учителя, врачи и лингвисты), успешно обучавших глухих.
Обогащение представлений о природе глухоты, путях ее коррекции и компенсации, накопление специфического педагогического опыта в условиях индивидуального обучения глухих – все это в эпоху Возрождения постепенно создало предпосылки для признания обучаемости глухих, повлекло за собой усиление общественно – религиозного и педагогического внимания к этой категории детей с отклонениями в развитии и обеспечило постепенный переход проблематики глухих в сферу педагогики.
В ХV – ХVIII вв. сформировались два направления в индивидуальном, а затем и в школьном обучении глухих детей. В их основе – выбор своего средства обучения глухого: словесного или жестового языка. В разные исторические периоды доминирующую роль играла то одна, то другая система (устный метод обучения и мимический метод обучения), но и до сегодняшнего дня эти два основных подхода в обучении глухих существуют в сурдопедагогике, продолжая вызывать споры ученых, поиски достоинств и преимуществ каждой из этих систем.
Во второй половине ХVIII в. в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы для глухих детей. Это закрытые учебные заведения интернатного типа. Начался второй период в развитии сурдопедагогики – от индивидуального обучения глухих сурдопедагогика переходит к их школьному обучению.
На протяжении двух столетий в Европе, США и других странах развивалась школьная и дошкольная дифференцированная система обучения глухих и слабослышащих детей в условиях закрытых образовательных учреждений. Во второй половине ХХ в. распространение интеграционных идей привело к включению значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для глухих детей, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими в структуре профессионального образования.
На Руси призрением глухих и других убогих занимались православная церковь и монастыри.
Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми – сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (ХVIII в.).
Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в ХIХ в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С. – Петербургом в 1806 г.
Развитие российской сурдопедагогики в ХIХ в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау.
Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в ХIХ в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.
С начала ХХ в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. Рау и Н.А. Рау.
После революции 1917 г. школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.
Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Ф. Ф.Рау, Н.Ф. Слезина, В.И. Бельтюков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, А.Ф. Понгильская, Э.И. Леонгард, А.П. Гозова, Т.А. Власова, Г.Л. Зайцева, Л.П. Носкова, Е.П. Кузьмичева, Э.В. Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи – И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова и др.
Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее:
- ориентация содержания обучения на массовую систему образования;
- внимание к формированию и развитию словесной, и в том числе устной, речи, к развитию слухового восприятия и обучению их использованию в познавательной деятельности, в учебном процессе;
- использование жестового языка как вспомогательного средства воспитания и обучения;
- создание и внедрение в образовательный процесс деятельностного подхода к обучению (С. А. Зыков и др.).
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.
Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве – до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми – глухонемыми.
Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка – более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.
Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально – педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.