Работа с субличностями в контексте личностного психосинтеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:53, практическая работа

Описание работы

Проектное задание по курсу «Актуальные проблемы психологии личности» по модулю «Работа с субличностями в контексте личностного психосинтеза».
Различные ситуации, способы видения мира, по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре, называемые субличностями.

Файлы: 1 файл

Проектное задание.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

И режиссер, и  наблюдатель могут получше познакомиться  с нашими внутренними актерами и  их ролями именно на внутренней сцене. Наблюдатель посредством определенных вопросов (некоторые из них приводятся выше) знакомится с целью, желаниями, потребностями и скрытыми качествами различных субличностей.

3)Круг субличностей

Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках). Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, ниже приводятся наиболее часто встречающиеся желания:

  • закончить учебу;
  • не болеть, и чтобы не болел никто из близких людей;
  • иметь достаточно денег;
  • любить;
  • быть любимым;
  • достигнуть успеха в работе/бизнесе;
  • получить хорошее образование.

Теперь сосредоточьтесь  на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

Когда в вашем списке наберется  двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите  список и выберите 5 — 6 самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис» и «ходить в походы» в одно общее «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь вьщелите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5—6 субличностей, которые  являются выразителями ваших желаний.

Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет  значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Когда вы закончите  рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Герой-любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей и Гончих, Девушка Из Провинции, Лесная Фея, Мисс Совершенство и др. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

Теперь раскрасьте свое Я. 

Это упражнение в первую очередь позволяет выявить позитивно направленные субличности, соответствующие нашим осознаваемым желаниям. Негативные субличности (Скептик, Критик), субличности, соответствующие подавленным желаниям, при выполнении этого упражнения остаются в тени.

Это упражнение можно повторять много раз, и названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего они хотят, как действуют и почему меняются.

4) Конфликт субличностей

Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку.

Представьте, что  вы находитесь в центре своего Я. Ощутите, что вы находитесь в центре Я.

Теперь пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. Если она появилась, наблюдайте за ней. Визуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части. Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она именно так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит. Если можете, обратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом.

А теперь представьте, что вы делаете шаг из центра и  вступаете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите или сидите? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Посмотрите, действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части?

Скажите центру, кто вы: «Я ...»

Скажите центру, в чем цель вашего бытия. 

Теперь сделайте шаг из этой части обратно в  центр и из центра опять взгляните  на эту часть. Если вы дополнительно  хотите что-то узнать о ее назначении, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите ее, чего она хочет, что ей нужно. И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовым взять на себя ответственность за эту потребность.

Довольно, теперь отвлекитесь от этой части и опять  обратите внимание на свое пребывание в центре, на свою способность наблюдать, способность сознавать, способность  выявлять глубинную ценность и смысл  любых своих частей.

А теперь пригласите противоположную часть появиться  слева от вас. Когда эта часть  появится, попробуйте получше рассмотреть  ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите внимание на ее позу и выражение лица. Обратите внимание на то, что она сообщает вам уже своим видом.

Теперь сделайте шаг из центра и вступите в эту  часть. Вступая в нее, вы обретаете  ее тело, ее позу, выражение лица. Станьте  этой субличностью и скажите центру, кто вы. Скажите центру, в чем  ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

Теперь переместитесь  из этой части назад, в центр. Если вы, пребывая в центре, обнаружите, что  хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спросите ее. Спросите эту  часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите ее, чего она хочет, что ей нужно. Обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя готовым взять на себя ответственность за эту потребность.

Теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре, и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали, и начинайте постепенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза, ощущая свое тело, потянитесь, глубоко вдохните и резко выдохните.

Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства.

Иногда работа с конфликтующими частями в воображении  делает переживание конфликта очень  ярким, более ярким, чем в обыденной  жизни. Может даже возникнуть чувство катастрофичности происходящего. Но это помогает яснее увидеть, в чем же состоит действительный конфликт, помогает увидеть действительное положение вещей.

Напоминаем  еще раз, что даже если какая-то часть  нам очень не нравится, мы не можем  ее уничтожить, так как за ней стоит какое-то наше сущностное качество, наша «энергия», и она неуничтожима. Чем больше мы стараемся избавиться от того, что нам не нравится, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. И только через принятие, а не осуждение, можно подойти к реальной трансформации.

Критическое, негативное восприятие информации о себе, о  своих субличностях может также  быть обусловлено включением Судьи (Критика). У всех у нас есть такая  субличность. Поэтому, когда вы начинаете  судить себя, рассматривайте это как деятельность одной из своих субличностей — Критика и постарайтесь вернуться в «осознающий центр». Критик достаточно часто бывает силен и стремится занять центральное место. От вас могут потребоваться доброжелательная внимательность, чтобы замечать: «Ага, вот опять включился мой внутренний Критик», и определенные усилия по растождествлению с ним.

5) Определение своего Критика

Определите  своего Критика. Что он говорит вам?

Возможно, он дает какие-то указания, начинающиеся со слов «Ты должен...» и «Когда ты только научишься...».

  • Каким тоном он это говорит?
  • Когда?
  • Что он требует от вас?
  • Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если вы обозначили этого персонажа существительным, добавьте еще одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства.

Вот некоторые  имена: Преследователь, Окружной Прокурор, Критик, Подрезающий Мне Крылья, Мисс Совершенство, Изобличитель и  др.

Как вы назовете своего Критика?

Теперь станьте  Критиком. Объясните своей целостной  личности, как она в вас нуждается. Расскажите ей, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего Я осознайте ценные стороны Критика. Обсудите с ним, как сохранить  и использовать его ценные качества и уменьшить негативные, причиняющие  боль. Например, ценной стороной Преследователя может быть Покровитель.

6) Диалог субличностей

Для выполнения этого упражнения вам потребуется  рисунок, получившийся у вас в  результате выполнения упражнения «Круг  субличностей». Можете добавить в этот круг субличность, с которой вы познакомились в ходе выполнения упражнения «Знакомство с субличностью».

Закройте глаза  и представьте, что вы шагнули  в центр круга и теперь вас  окружают ваши субличности. Медленно поворачивайтесь  и наблюдайте за ними. Может быть, вам покажется, что они разговаривают друг с другом.

  • Что они говорят?
  • Какая субличность играет главную роль?
  • Какие субличности помогают друг другу?
  • Какие борются друг с другом?
  • Какие из них сильнее?
  • Какие из них слабее?
  • Узнаете ли вы свои привычки, стереотипы, повторяющиеся ситуации из обыденной жизни?
  • А сейчас попробуйте так поговорить с этими образами, чтобы между ними воцарился мир.
  • Можете ли вы помочь им лучше понять друг друга?
  • Могут ли их взаимоотношения стать лучше?
  • Что им нужно от вас?
  • Что вам нужно от них? Запишите самые важные наблюдения.

Одна из целей  самонаблюдения — почувствовать  центр, сущность собственного Я, усилить  его, чтобы оно было способно разрешать  конфликты между субличностями. Когда интересы таких неосознаваемых частей личности вступают между собой  в конфликт, борьба между ними приводит к неэффективному расходованию творческой и жизненной энергии человека. Такой конфликт может проявляться и как спорящие между собой «внутренние голоса», и как сожаления о том, что «опять поступил не так, как хотел». При выполнении упражнения ваше Я не должно игнорировать или прогонять каких-либо из субличностей. Такая стратегия ошибочна, так как непринятие каких-либо своих черт, субличностей не отменяет их существование, а приводит лишь к усугублению проблемы. Помните, что каждая из субличностей отражает потребности целостной личности. Освоение техники «Диалога субличностей» позволяет также решать конфликты между отдельными двумя, тремя субличностями путем заключения между ними своеобразного трудового соглашения или контракта, когда ваше Я выступает в роли дирижера. Например, это соглашение может касаться того, как будут распределять между собой время Студент (которому надо сдать сессию), Любитель Поиграть в Футбол и Влюбленный. Контракт заключается на определенное время. Такой вид работы не предполагает трансформацию субличностей.

Для более серьезной  трансформационной работы с парой  конфликтующих субличностей или  для более глубокого знакомства с какой-либо субличностью предлагается следующее упражнение. Оно дает пример практического применения одного из основных принципов практики психосинтеза: пребывая в какой-то одной из конфликтующих субличностей, конфликт разрешить невозможно, ибо каждая из них считает себя правой.. Разрешение конфликта становится возможным только в том случае, когда человек находится в «осознающем центре». Из «центра» можно видеть ядро, сущностную часть каждой из субличностей.

7) Отождествление/разотождествление

Следующее упражнение помогает нам узнать наших внутренних актеров и познакомиться с  теми ролями, которые они исполняют в нашей жизни.

Позвольте себе сесть поудобнее, закрыть глаза, глубоко вдыхая и выдыхая воздух, и обратить ваше внимание вовнутрь.

Может быть, вы вспомните ситуацию, в которой  вы оказались день или два тому назад и которая постоянно  занимает ваши мысли.

Представьте, что  вы можете увидеть себя в данной ситуации. Может, вы почувствовали раздражение, страх или злобу и повели себя соответствующим образом.

Просто позвольте  всей этой сцене еще раз произойти  перед вашим внутренним взором. После  этого опять поместите себя в эту ситуацию.

  • Что вы думаете?
  • Что вы ощущаете в вашем теле?
  • Какие эмоции вы осознаете?
  • Где в теле вы ощущаете их?
  • Каким выглядит мир отсюда?
  • Как бы вам хотелось действовать?

Сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, отступите  назад и проанализируйте, что происходит.

  • Что вы наблюдаете?
  • Какая ваша часть выражает себя в данной ситуации?
  • Что эта часть старается сделать для вас?
  • Старается ли эта часть помочь вам держать ситуацию под контролем?
  • Хочется ли вам поблагодарить эту часть за то, что она старается вам помочь? Если да, то поблагодарите ее. Если нет, наблюдайте за вашим внутренним сопротивлением сделать это.
  • Какие чувства вы испытываете по отношению к этой части самого себя?
  • Каким образом эта субличность ограничивает вас? Обратите внимание на ее ограничивающее действие. Каким она видит мир?
  • Что, по вашему мнению, она по-настоящему хочет от вас?
  • Хотите ли вы дать ей то, в чем она нуждается?
  • Как вы можете это сделать?
  • Какие свои особые качества или способности предлагает вам эта субличность?
  • Как вы можете воплотить эти качества в жизнь?

Информация о работе Работа с субличностями в контексте личностного психосинтеза