Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:02, реферат
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина.
Цель и принципы работы специального психолога с детьми с нарушениями зрения
Виды деятельности психолога в работе с детьми с нарушениями зрения, их содержание
Цели развития
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
фАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и специальной психологии
Реферат по тифлопсихологии
работа специального психолога с детьми с нарушениями зрения
КИРОВ
2012
СОДЕРЖАНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В нашей стране первые
попытки практического
В наше время
психолог осуществляет психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса
с целью обеспечения
В его задачи входит:
Основные принципы деятельности специального психолога:
Эти принципы являются обоснованием
применения диагностических и
Деятельность специального психолога с детьми с нарушениями зрения включает различные виды работ: психологическая профилактика, диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психологическое сопровождение.
Рассмотрим каждый вид деятельности в отдельности.
Психологическая профилактика
В русле психопрофилактического
направления работники
- проводят работу по адаптации детей к
детскому саду; дают родителям и воспитателям
рекомендации по оказанию помощи детям
в адаптационный период;
- проводят обследование детей в плане
их подготовленности к школьному обучению;
предлагают родителям и воспитателям
методы занятий с ребенком с целью ликвидации
возможных отставаний и пробелов в подготовке
к школе;
- участвуют в приеме детей в первые классы;
совместно с учителями
намечают программу индивидуальной работы
с детьми с целью их лучшей адаптации к
школьному обучению и обеспечения всестороннего
и гармонического развития в процессе
школьного обучения;
- проводят психологическое обследование
детей при переходе из начальной школы
в неполную среднюю и из неполной средней-
в среднюю общеобразовательную и профессиональную,
намечая совместно с учителями, воспитателями,
родителями программу индивидуальной
работы с детьми с учетом их готовности
к обучению на новом этапе;
- ведут работу по предупреждению у детей
психологической перегрузки и невротических
срывов, связанных с условиями жизни, воспитания
и обучения;
- организуют психологические консилиумы
с целью психологического анализа поведения
и развития ребенка, подростка для наиболее
полного раскрытия индивидуальных особенностей
его личности, склонностей, способностей;
- ведут работу по созданию благоприятного
психологического климата в учебно-воспитательном
учреждении: оптимизируют формы общения
в педагогическом коллективе, способствуют
улучшению форм общения педагога с детьми;
- консультируют педагогов, воспитателей
и других работников образовательных
учреждений по широкому кругу профессиональных
и личностных проблем;
- способствуют развитию
коммуникативных навыков
- проводят анализ плана воспитательной
работы, намечаемых и проведенных мероприятий,
педагогических воздействий с точки зрения
их соответствия возрастным особенностям
детей, актуальным задачам их развития.
Психодиагностическая работа
В русле психодиагностического направления
работники психологической службы решают
следующие конкретные задачи:
- проводят в случае необходимости психологическое
обследование ребенка с целью определения
хода его психического развития, соответствия
развития возрастным нормативам;
- проводят изучение особенностей детей,
их интересов, способностей склонностей
с целью индивидуального подхода в процессе
воспитательной работы, помощи в профессиональном
и личностном самоопределении;
- проводят диагностику общения детей
со взрослыми и сверстникам;;, выявляют
психологические причины нарушения общения;
- совместно со специалистами соответствующего
профиля осуществляют дифференциальную
диагностику различных отклонений в психическом
развитии: а) для определения нарушений,
имеющих преимущественно медицинскую
и дефектологическую природу; б) для определения
форм и причин явного асоциального поведения,
бродяжничества, воровства, алкоголизм,
наркомании, токсикомании, сексуальных
нарушений и т. п.
Развивающая и
психокоррекционная работа
Данное направление предполагает активное
воздействие психолога м процесс формирования
личности и индивидуальности ребенка:
- психолог разрабатывает и осуществляет
программы, направленны.' на развитие как
отдельных сторон психического развития,
так и личности з целом, с учетом задач
развития ребенка на каждом возрастном
этапе;
- психолог разрабатывает и осуществляет
программы коррекции, направленные на
устранение отклонений в психическом
развитии ребвн^'. Психологическая часть
этих программ планируется и осуществляется
психг логом, а педагогическая часть разрабатывается
психологом совместно с у"« телем, воспитателем,
мастером, родителями и выполняется последними
с помощью психолога.
Развивающая и психокоррекционная работа
может проводиться в процессе специальной
работы психолога с отдельными детьми
или с группами детей, в русле воспитательных
мероприятий, с участием родителей и друп«>;
родственников ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения
имеют преимущественно патопсихологическую,
дефектологическую природу или носят
характер открытых правонарушений и тем
самым выходят за границы компетенции
психолога, он может быть привлечен специалистами
в соответствующих областях лишь в качестве
эксперта или консультанта.
Консультативная работа
В рамках данного направления работники
психологической службы
- консультируют администрацию учебно-воспитательного
учреждения, учителей, воспитателей, родителей,
мастеров по проблемам обучения и воспитания
детей, педагогики сотрудничества;
- проводят индивидуальное и групповое
консультирование детей по проблемам
учения, развития, жизненного и профессионального
самоопределения, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, самовоспитания
и т. п.;
- способствуют повышению психологической
культуры педагогов, родителей, мастеров,
представителей общественности путем
проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участия в педсоветах, методобъеди-
нениях, общешкольных и классных родительских
собраниях, чтения лекций;
- выступают в качестве экспертов-консультантов
при решении вопросов о психическом состоянии,
особенностях психического развития ребенка
по запросам судов, органов опеки и попечительства
с целью вынесения соответствующими инстанциями
обоснованных решений;
- в качестве консультантов принимают
участие в планировании учебно-воспитательных
мероприятий, по вопросам организации
самоуправления.
Информация о работе Работа специального психолога с детьми с нарушениями зрения