Работа специального психолога с детьми с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина.

Содержание работы

Цель и принципы работы специального психолога с детьми с нарушениями зрения
Виды деятельности психолога в работе с детьми с нарушениями зрения, их содержание
Цели развития
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

реферать.docx

— 20.91 Кб (Скачать файл)

 

фАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей  и специальной психологии

 

Реферат по тифлопсихологии

работа специального психолога с детьми с нарушениями  зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРОВ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цель и принципы работы специального психолога с детьми с нарушениями зрения
  2. Виды деятельности психолога в работе с детьми с нарушениями зрения, их содержание
  3. Цели развития

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В нашей стране первые попытки практического использования  психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время  объясняется задачей, стоявшей перед  обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина.

В наше время  психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального  развития ребенка (в соответствии с  нормой развития в соответствующем  возрасте).

В его задачи входит:

  • изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения (а в частности – ребенка с нарушениями зрения);
  • создание методов и средств психологической диагностики последствий нарушений развития;
  • разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
  • психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
  • психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
  • психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;
  • психологическая коррекция дезадаптации.

 

 

Основные принципы деятельности специального психолога:

  • Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога.
  • Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности.
  • Принцип структурно-динамической целостности.
  • Принцип терминологической адекватности.
  • Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной среде.
  • Приоритетность образовательных задач.
  • Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога.
  • Принцип единства сознания (психики) и деятельности
  • принцип детерминизма

Эти принципы являются обоснованием применения диагностических и коррекционных  методов, основой построения всей деятельности специального психолога.

  1. Виды деятельности психолога в работе с детьми с нарушениями зрения, их содержание

Деятельность специального психолога с детьми с нарушениями  зрения включает различные виды работ: психологическая профилактика, диагностика, психологическая коррекция, психологическое  консультирование и психологическое  сопровождение.

Рассмотрим каждый вид  деятельности в отдельности.

Психологическая профилактика

В русле психопрофилактического направления работники психологической  службы осуществляют следующие конкретные мероприятия: 
- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период; 
- проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; 
- участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями 
намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; 
- проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе; 
- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения; 
- организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей; 
- ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми; 
- консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

 

- способствуют развитию  коммуникативных навыков профессиональной  деятельности педагогов; осуществляют  мероприятия по предупрежде - нию и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива; 
- проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Психодиагностическая работа  
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи: 
- проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам; 
- проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; 
- проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения; 
- совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Развивающая и психокоррекционная работа  
Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка: 
- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; 
- психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребвн^'. Психологическая часть этих программ планируется и осуществляется психг логом, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с у"« телем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога. 
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и друп«>; родственников ребенка. 
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

Консультативная работа  
В рамках данного направления работники психологической службы 
- консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества; 
- проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.; 
- способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций; 
- выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений; 
- в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

 


Информация о работе Работа специального психолога с детьми с нарушениями зрения