Работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить поло-ролевые особенности игр дошкольников и условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста .

Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать гендерные особенности социализации дошкольников.
2. Подобрать методы и методики для исследования гендерных особенностей социализации детей дошкольного возраста.
3. Составить и опробировать направление на формирование гендерной едентичности детей дошкольников. (если будет тренинг)
4. Эмперически исследовать гендерные особенности социализации дошкольников.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические исследования процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности .
1.1. Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников.
1.2. Особенности социализации дошкольников.
1.3. Гендерные особенности социализации дошкольников в условиях ДОУ.
ГЛАВА 2.Эмперическое исследование гендерных особенностей социализации дошкольников.
2.1.Организация исследования гендерных особенностей.
2.2.Задачи формирующего эксперемента направленные на гендерные особенности.
2.3.Диагностика. Результаты эмперического исследования особенностей гендерной социализации дощкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Сдать диплом Лене.docx

— 74.99 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный  педагогический университет

(ТГПУ)

 

Специальность: «Педагогика  и психология»

 

Захарова Надежда Николаевна

Гендерные особенности социализации дошкольников.

 (Выпускная квалификационная работа)

 

 

Студентка группы    117/12 П    _______    _______       Захарова Н.Н

                                                                              (подпись)          (дата)                   (Фамилия И.О.)

 

Руководитель работы     __________        _________              ______________

                                             (подпись)                 (дата)                           (Фамилия И.О.)

 

Заведующий кафедрой     __________        _________            ______________   

                                             (подпись)                 (дата)                           (Фамилия И.О.)

 

 

 

                                         Томск 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические исследования процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности .

1.1. Общая характеристика  возрастных особенностей  дошкольников.

1.2. Особенности социализации  дошкольников.                                                                                                                                                                       

1.3. Гендерные особенности социализации  дошкольников в условиях ДОУ.

ГЛАВА 2.Эмперическое  исследование  гендерных  особенностей  социализации  дошкольников.

2.1.Организация  исследования  гендерных особенностей.

2.2.Задачи формирующего  эксперемента  направленные на гендерные особенности.

2.3.Диагностика. Результаты  эмперического  исследования особенностей гендерной социализации  дощкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы постоянно имеем  в виду существование различий в  их психологии и поведении. Наличие  таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. Гендерная социализация-это процесс , в ходе которого  ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего  пола  и научается тому, что в данной  культуре является социально приемлимым.

Разница проявляется уже с детства, в дошкольном возрасте.  Дошкольный  возраст – это  этап  психического  развития  от 3 до 7 лет. Характерен  тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма  важный  этап  для формирования личности ребенка . Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Мальчики  стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Гендерные особенности поведения формируются уже в детском возрасте.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают  разного поведения и по-разному  обращаются с ними. Но насколько  велики и универсальны указанные  различия, и каково соотношение законов  половой дифференциации (половых  особенностей) и характерного для  данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации .

 Актуальность темы: усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, т.е. процесс половой социализации, неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

 

Все выше изложенное и обусловило проблему исследования  гендерной особенности социализации дошкольников, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.), одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. 

С учетом этого мной была избрана тема выпускной квалификационной (дипломной) работы: «Гендерные особенности социализации дошкольников»

Цель исследования -  изучить поло-ролевые особенности игр дошкольников и условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста .

Объект исследования - социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования –гендерные  особенности социализации дошкольников.

 

Задачи исследования:

1. Теоретически исследовать  гендерные особенности социализации дошкольников.

2. Подобрать методы и  методики для исследования гендерных особенностей социализации детей дошкольного возраста.

3. Составить и опробировать направление на формирование гендерной едентичности детей дошкольников. (если будет тренинг)

4. Эмперически исследовать гендерные особенности социализации  дошкольников.

Гипотеза: исследования заключается в предположении, что игра может быть средством воспитания гендерной социализации детей дошкольного возраста.

  Теоретической основой явились труды исследователей, изучающих проблему гендерной социализации, включая половые различия и полоролевою дифференциацию. Ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина); эмоциональные поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман); поведенческий -- усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).Познавательной сферой (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, М. Н. Силаева и др.); элементарной трудовой (Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. Н. Герасимова и др.); изобразительной (В. И. Воробьева, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина и др.); общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак и др.). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская и др.). Познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т. И. Бабаева, Т. С. Грядкина, А. В. Бурма, М. В. Крулехт, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др. игровой деятельности (О. В. Солнцева). Исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.)

 

Методы исследования:

- Методы теоретического анализа (системный анализ литературы, программ).

- Эксперимент (игра)

- Тестирование (диагностика)

- Опрос (с родителями)

       Методики исследования: ( 3шт)

 

Экспериментальная база и выборка. Выборка,  на которой проводилось исследование, представляет собой коллектив группы старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» №6 «Маленькая страна» города Зеленогорска Красноярского края. Количество детей – 60 человек,  возраст детей от 5 до 6 лет.

Научная новизна: в ходе исследования были уточнены данные об особенностях социализации детей в ходе игр на базе детского сада.

                Практическая значимость: результаты исследований могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждениях, а также родителями. 

      Структура и объем работы:  выпускная квалификационная работа изложена на   страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из  51  наименования и приложения на   страницах.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  исследования процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

    1. Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников.
  1. Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования. Следование данной логике позволит активизировать собственно психологический механизм конструирования гендера в раннем онтогенезе. Наряду с этим, будет решаться задача определения средства развития позитивного, эгалитаристского сознания детей, проявляющегося на поведенческом уровне, индикаторами  которого являются гендерно окрашенные поведенческие паттерны/акты. По определению Л.С. Выготского, развитие опосредствования с необходимостью предполагает развитие способов регуляции поведения, а также развитие произвольности и осознанности. Характерными средствами  развития детского сознания являются знаки и символы.  
  2. Одним из основных компонентов личности является осознание «Я»- идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования. 
  3. Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.  
  4. Постепенно у детей  дошкольного возраста складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

 

 

 

 

  1. Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочка – расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры – от копирования к моделированию, от развернутой операционно – технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация).
  2. Новообразования – накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Формирование произвольности поведения, начало развития самосознания – появляются этические инстанции, нравственного самосознания.
  3. Мотивы: желание быть похожим на взрослых итд. Познавательный мотив (самостоятельно отыскивание знаний – в конце дошкольного возраста. Ребенок очень упорен в поисках ответа) .
  4. Соревновательный мотив, общественный, нравственный (появляется иерархия мотивов). Происходит смещение мотивов на цель. Ребенок знает что хорошо и что плохо. Мотив связан с желанием получить похвалу.
  5. Развитие эмоциональной сферы: с помощью взрослого.
  6. К концу дошкольного возраста чувства проявляют лабильность (частая смена), чувства интеллектуализируются, приобретают устойчивость. Ребенок овладевает языком чувств в плане понимания и обращения. Развитие эмоционального контроля. Развитие начала высших чувств, этических, эстетических чувств.
  7. Развитие самосознания: Явление социальной категоризации. Это представление о себе как относятся к нему окружающие, проявляет себя в самооценке. Тревожность связана с неустойчивостью самооценки. С ребенком должны быть ровные спокойные отношения. Немотивированное ограничение потребностей ребенка, ограничиваем его познавательную активность (оборонительная активность – агрессия). Или пассивного типа – ребенок ни в чем не хочет участвовать. Ребенок под влиянием малейших неудач ил успехов занижает или завышает самооценку. При неустойчивой самооценке они требуют похвалу.
  8. Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка – это работа со сказками.
  9. Развитие воли: Установление отношений между целями действия и мотивом.
  10. Развитие планирующей функции речи: ребенок обсуждает с собой план действий, озвучивает свои действия.
  11. Познавательные процессы: ребенок проявляет тенденцию к словотворчеству. Осознание словесного состава предложений. Коммуникативная функция речи. (Словотворчество, ребенок пополняет свой словарный запас, умение вычленить слова в предложении, дети используют ситуативную речь, у ребенка есть мотив к изучению правильной речи). Контекстная речь
  12. Развитие (предметного) сенсорного восприятия: развитие восприятия. Сенсорные эталоны восприятия (пространственные, геометрические фигуры, спектр цветов, время суток, сек, минута, вечер, месяц итд сенсорные эталоны времени). В дошкольном возрасте время циклично. Развитие действий приравнивается к сенсорному эталону, моделирование.
  13. Развитие памяти: младший дошкольный возраст – сенситивный этап развития памяти.
  14. Развитие внимания: непроизвольное внимание становится в конце более устойчивым-30 минут. Средства – жест, слово.
  15. Развитие планирующей функции речи. Функция речи коммуникативная, если не развивать речь она будет только ситуативной. Контекстная речь развивается при обучении. Развивается словарный запас речи и грамматика. У ребенка есть мотив совершенствования речи.
  16. Умственное развитие ребенка: складывается из нескольких понятий.
  17. 1. осведомленность (ребенок ставит перед собой задачи, цели, осуществляет их)
  18. 2. развитие наглядно-образного мышления как ведущего типа (счеты: широко-узко, по количеству, слово, цифра)
  19. 3. развитие логического мышления (предмет отделения от способа действия. Ребенок знаниями замещает видимые свойства предметов).
  20. 4. развитие знаково-символической деятельности (замещения, кодирование – декодирование, схематизация, моделирование)
  21. 5. развитие умственных действий (сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей)
  22. Воображение: Выготский – воображение - создание нового, но оно отражается на прошлый опыт. Когда ребенок понимает слова «будто, как - будто».
  23. Есть 2 направления в развитии воображения:
  24. - развитие продуктивности воображения. С одной стороны воображение создание нового, с другой стороны опирается на опыт.
  25. - Пиаже выделил познавательное и аффективное воображение.
  26. Аффективным воображением занимался Фрейд (продуктивное воображение – страхи), когда ребенок не понимает что-то в мире людей. У ребенка очень много страхов к пяти годам. Ребенок пугает тем, чего сам боится. У детей больше развито воображение, лучше чувствуют беду.
  27. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
  28. Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
  29. Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду. [6]

Информация о работе Работа