Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:20, дипломная работа
Цель исследования - изучить поло-ролевые особенности игр дошкольников и условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста .
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать гендерные особенности социализации дошкольников.
2. Подобрать методы и методики для исследования гендерных особенностей социализации детей дошкольного возраста.
3. Составить и опробировать направление на формирование гендерной едентичности детей дошкольников. (если будет тренинг)
4. Эмперически исследовать гендерные особенности социализации дошкольников.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические исследования процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности .
1.1. Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников.
1.2. Особенности социализации дошкольников.
1.3. Гендерные особенности социализации дошкольников в условиях ДОУ.
ГЛАВА 2.Эмперическое исследование гендерных особенностей социализации дошкольников.
2.1.Организация исследования гендерных особенностей.
2.2.Задачи формирующего эксперемента направленные на гендерные особенности.
2.3.Диагностика. Результаты эмперического исследования особенностей гендерной социализации дощкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Томский государственный педагогический университет
(ТГПУ)
Специальность: «Педагогика и психология»
Захарова Надежда Николаевна
Гендерные особенности социализации дошкольников.
(Выпускная квалификационная работа)
Студентка группы 117/12 П _______ _______ Захарова Н.Н
Руководитель работы __________ _________ ______________
Заведующий кафедрой __________ _________ ______________
Томск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические исследования процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности .
1.1. Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников.
1.2. Особенности социализации
дошкольников.
1.3. Гендерные особенности социализации дошкольников в условиях ДОУ.
ГЛАВА 2.Эмперическое исследование гендерных особенностей социализации дошкольников.
2.1.Организация исследования гендерных особенностей.
2.2.Задачи формирующего эксперемента направленные на гендерные особенности.
2.3.Диагностика. Результаты эмперического исследования особенностей гендерной социализации дощкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. Гендерная социализация-это процесс , в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и научается тому, что в данной культуре является социально приемлимым.
Разница проявляется уже с детства, в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важный этап для формирования личности ребенка . Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Гендерные особенности поведения формируются уже в детском возрасте.
В любом человеческом обществе
мальчики и девочки ведут себя
по-разному, и в любом человеческом
обществе от разнополых детей ожидают
разного поведения и по-
Актуальность темы: усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, т.е. процесс половой социализации, неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.
Все выше изложенное и обусловило проблему исследования гендерной особенности социализации дошкольников, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.), одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
С учетом этого мной была избрана тема выпускной квалификационной (дипломной) работы: «Гендерные особенности социализации дошкольников»
Цель исследования - изучить поло-ролевые особенности игр дошкольников и условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста .
Объект исследования - социализация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования –гендерные особенности социализации дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать гендерные особенности социализации дошкольников.
2. Подобрать методы и
методики для исследования
3. Составить и опробировать направление на формирование гендерной едентичности детей дошкольников. (если будет тренинг)
4. Эмперически исследовать гендерные особенности социализации дошкольников.
Гипотеза: исследования заключается в предположении, что игра может быть средством воспитания гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Теоретической основой явились труды исследователей, изучающих проблему гендерной социализации, включая половые различия и полоролевою дифференциацию. Ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина); эмоциональные поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман); поведенческий -- усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).Познавательной сферой (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, М. Н. Силаева и др.); элементарной трудовой (Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. Н. Герасимова и др.); изобразительной (В. И. Воробьева, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина и др.); общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак и др.). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская и др.). Познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т. И. Бабаева, Т. С. Грядкина, А. В. Бурма, М. В. Крулехт, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др. игровой деятельности (О. В. Солнцева). Исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.)
Методы исследования:
- Методы теоретического анализа (системный анализ литературы, программ).
- Эксперимент (игра)
- Тестирование (диагностика)
- Опрос (с родителями)
Методики исследования: ( 3шт)
Экспериментальная база и выборка. Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой коллектив группы старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» №6 «Маленькая страна» города Зеленогорска Красноярского края. Количество детей – 60 человек, возраст детей от 5 до 6 лет.
Научная новизна: в ходе исследования были уточнены данные об особенностях социализации детей в ходе игр на базе детского сада.
Практическая значимость: результаты исследований могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждениях, а также родителями.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа изложена на страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 51 наименования и приложения на страницах.
Глава 1. Теоретические исследования процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.