Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:37, реферат
До конца 19-го века в классификации психических болезней господствовал симптоматический подход. Позднее учеными был предложен нозологический принцип, при котором учитывались, в первую очередь, этиология и патогенез заболевания. Данным принципом руководствуются и в настоящее время. Учет этиологических моментов в развитии того или иного психического заболевания позволяет применить наиболее эффективные для данного больного лечебные и профилактические мероприятия. Для целей медицинской статистики и сопоставления диагнозов психических болезней существует Международная классификация психических болезней:
Введение.
1. История становления науки о шизофрении и причины ее возникновения.
2. Гипотезы и теории возникновения шизофрении.
3. Описание наиболее типичных психопатологических состояний.
4. Основные формы шизофрении у детей и подростков.
5. Классификация клинических форм течения заболевания.
6. Основные симптомы ранней детской шизофрении.
Заключение.
Литература.
Психопатологические расстройства, свойственные шизофрении зрелого возраста, у детей рудиментарны, а нередко и совсем отсутствуют. К тому же большое место в клинике шизофрении у детей занимают симптомы нарушенного развития. Все вышесказанное затрудняет однозначную квалификацию этих нарушений.
К основным симптомам
детской шизофрении такие исследователи
как Т. Симсон, Г. Сухарева, Д. Дюше, Б.
Фиш относят аутизм. Понимание
аутизма у детей при
Т. Симсон (1948) в
аутистических фантазиях у дете
Наблюдая неврозоподобные расстройства в клинической картине детской шизофрении, многие исследователи выявляют отсутствие чувства чуждости, легкую стереотипизацию двигательных навязчивостей (Е.Е. Сканави, Г.Н. Пивоварова, Л.И. Головань, Г. Ниссен, А. Мерц-Амман, Р. Корбоз).
Еще в 40-ых годах
нашего столетия Н.И. Озерецкий предположил,
что у детей дошкольного
В последние
годы большое внимание уделялось
изучению аффективных расстройств
при малопрогредиентной ранней шизофрении
у детей. Также были даны характеристики
гипоманиакальных и депрессивных состояний
с навязчивостями, деперсонализационными расстройствами,
затяжных и маскированных гипоманий и
депрессий с психопатическими и соматовегетативными
расстройствами (В.М. Башина, Г.Н. Пивоварова,
1968). Большинство психиатров США, Франции
и Великобритании относят симптомы нарушенного
развития в структуре ранней шизофрении
к кардинальным, считая в связи с этим,
что квалифицировать психозы у детей до
30 месяцев (2,5 года) как шизофренические
невозможно. Они предлагают определять
данные состояния как инфантильные психозы
или ранний детский аутизм. Относительно
систематики ранней детской шизофрении
еще А.Н. Бернштейн в 1912 году высказал предположение
о единственно возможном подразделении
шизофрении у детей по типам течения. В
дальнейшем его положения были развиты
Г.Е. Сухаревой (1937, 1974), которая предложила
выделять вялый, непрерывный, смешанный
и ремиттирующий типы течения шизофрении
с острым и подострым началами, опираясь
на остроту начала и темп болезни. Т. Симсон
(1948) и А.Н. Чехова (1963) в основу подразделения
детской шизофрении положили синдромальный
принцип, выделив шизофрению с психопатоподобными
состояниями, бредоподобными фантазиями,
навязчивостями, галлюцинаторно-бредовыми
и кататоническими расстройствами с распадом
речи и без него, с множественными проявлениями
процесса. М.Ш. Вроно (1967, 1972, 1983), изучая
течение шизофрении у детей и подростков,
в последние годы различает непрерывно
текущие (вяло-, средне, злокачественно-прогредиентные,
приступообразно-
Следующий раздел
представлен клинико-
Шизофрения является одним из наиболее распространенных психических заболеваний. В разных странах число больных этой болезнью среди населения колеблется от 0.15 до 1-2 %.
Существует множество различных теорий и гипотез возникновения шизофрении. До недавнего времени наиболее распространенной была теория наследственного происхождения. Между тем многочисленные исследователи показали, что наследственная отягощенность в семьях больных шизофренией не выше, чем в семьях здоровых людей. Не переоценивая роль наследственности в возникновении шизофрении, следует признать, что она создает благоприятную почву для развития этого заболевания. В исследовании больных шизофренией обнаруживается немало патогенных факторов, которые опосредованно понижают сопротивляемость тканей головного мозга у потомства.
Неблагоприятные условия
жизни, перенапряжение корковых процессов
с последующим изменением ферментативного
обмена в ткани мозга даже у
будущих родителей могут
Некоторые исследователи шизофрении придерживаются инфекционной теории возникновения заболевания, другие считают шизофрению вирусным заболеванием.
Наибольшее признание получила аутоинтоксикационная теория возникновения шизофрении. Согласно ей, данное заболевание развивается на основе типологических, онтогенетических особенностей под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды. Ее возникновение обусловливается интоксикацией организма вследствие попадания в него недоокисленных или нерасщепленных продуктов белкового обмена (нитролов, фенолкризолов, аммиака и т.п.), которые угнетают или блокируют окислительно-ферментативные процессы в ткани мозга, вследствие чего мозг недостаточно усваивает кислород. Возникающее при этом кислородное голодание – гипоксия – является причиной нейродинамических и морфологических изменений в центральной нервной системе, происходящих при шизофрении. Психиатр В.П. Протопопов подтвердил и развил концепцию И.П. Павлова о том, что патогенез шизофрении обусловлен наличием хронических гипнотических (фазовых) состояний, снижением силы основных корковых процессов, повышением их иррадации и патологической инертностью. В основе механизма развития шизофрении лежит запредельное (охранительное) торможение. Ряд шизофренических симптомов (мутизм, кататония, негативизм и т.д.) являются следствием именно запредельного торможения в коре головного мозга, фазовых состояний и высвобождения подкорковых структур из-под контроля коры. Но механизм возникновения шизофренического процесса не исчерпывается только запредельным торможением – механизмы возникновения этого процесса еще недостаточно изучены.
Шизофрения
имеет тенденцию к хроническому
течению и нередко ведет к
значительному изменению
Шизофренический
процесс в детском и
Клинические проявления
шизофрении характеризуются полиморфизмом
симптомов и синдромов – ей
свойственны разнообразные
Все разнообразные проявления шизофрении у детей и подростков можно сгруппировать в четыре наиболее типичных психопатологических состояния, свойственных в определенной мере для всех форм шизофрении.
Патологическое фантазирование в начале своего появления почти не отличается от обычных фантазий ребенка, однако в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств. Ребенок начинает уживаться с персонажами своего фантастического мира, в котором ему разрешается все, что в обычной жизни ему недоступно. Он живет стереотипной жизнью игры, которая диаметрально противоположна окружающей действительности. В своих фантазиях ребенок пытается реализовать свои неосуществимые в реальной жизни стремления, мечтает о могуществе, открытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера – что такое жизнь, время, кто такие люди и т.д. Утверждая (фантазируя), что он заяц или лошадка, ребенок отказывается от обычной пищи и может требовать траву, сено, зерно и т.п.
В этом случае ребенок становится вялым и апатичным, перестает проявлять свойственную ему до этого активность, замыкается в себе, становится малодоступным и непонятным для окружающих. Склонность к длительному бездеятельному существованию, нарастающая вялость, снижение психической активности, резкое падение работоспособности – как бы хроническая усталость – являются ранними характерными признаками шизофрении.
Как правило, родители и педагоги расценивают абулию как проявление лени. В действительности же это не лень, а начало шизофренического процесса. С течением времени снижение активности проявляется все более резко. Ребенок перестает выполнять свои обязанности, ничем не интересуется, бесцельно бродит по дому из угла в угол, часам или днями находится в постели, у него отсутствуют влечения и желания, он отказывается посещать детский сад или школу, не общается с родными и друзьями, становится неряшливым. Снижение волевой активности приводит к тому, что ребенок перестает выполнять даже самые простые действия (например, если ему не предлагать пищи, то он может не принимать ее, целыми днями лежа в постели.) Наряду с нарушениями волевой активности нередко наблюдаются немотивированные, нелепые поступки импульсивного типа. Неожиданно на фоне спокойного состояния больной ребенок может громко закричать, неожиданно ударить взрослого или поцеловать незнакомого человека, цинично выругаться, упорно добиваться реализации нелепого желания. К данным явлениям нередко присоединяются ипохондрические, бредовые идеи воздействия и галлюцинации. В большинстве случаев они нестойкие и носят отрывочный характер.
Существует несколько форм шизофрении у детей и подростков. А.И. Селецкий выделяет следующие:
Кататоническая форма
В отдельных случаях характеризуется нарастающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действительности и депрессией, но чаще при ней отмечаются кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание в причудливых позах, неподвижность, негативизм и отказ от пищи и речевого контакта.
Эта форма шизофрении
часто проявляется в остром виде,
обычно на фоне нормального до этого
развития психики. Больной находится
в состоянии то полной обездвиженности,
то резкого двигательного
Гебефреническая или юношеская форма шизофрении
Характеризуется медленным течением шизофрении, наблюдается в старшем школьном и юношеском возрасте. Заболевание начинается исподволь, с появления жалоб на рассеянность, острую головную боль и бессонницу. После начала таких жалоб могут пройти месяцы и даже годы, поэтому окружающие больного люди часто не могут установить время начала болезни. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Постоянными симптомами этой формы болезни являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность с чудачеству, гримасничанью и кривлянью. При этой форме также нередко наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный и изменчивый характер, и придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В одних случаях изменения психики неглубокие, трудоспособность больного сохраняется, но является чрезвычайно пониженной. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. По мнению И.В. Случевского, неблагоприятный прогноз этой формы шизофрении объясняется ее возникновением в юношеском возрасте, вследствие чего клетки коры больших полушарий головного мозга легко погибают.