Разбор конфликтной ситуации из литературного источника Л.Филатова «Про Федота-стрельца»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Разбор конфликта в художественной литературе. Стороны (субъекты) конфликта. Степень осознанности интересов. Изменения баланса сил в ходе разворачивания конфликта. Способ разрешения конфликта: посредничество или переговоры.

Файлы: 1 файл

конфликт из худлит-ры.docx

— 17.17 Кб (Скачать файл)

 

Разбор конфликтной ситуации взят из литературного источника Л.Филатова «Про Федота-стрельца»

 

Стороны (субъекты) конфликта. Другие участники конфликтной ситуации, их роль.

Участники конфликта: Царь, Федот-стрелец.

 

Другие участники конфликтной ситуации: Генерал. Является посредником, исполнителем воли Царя. Сам решений не принимает.

Маруся, жена Федота. Является «яблоком раздора», поводом для травли Федота Царем. Одновременно она и союзник и помощник для Федота.

Позиции сторон. Какие требования предъявляют стороны друг другу.

Позиция Царя – претензия на абсолютную власть над всеми ценностями, в том числе на жизнь подданных, их отношения и эмоциональные предпочтения. Федот вызывает его зависть своим вечным везением, удалью, обаянием, а потом еще и наличием красавицы жены: он глубоко неприятен Царю тем, что вызывает повсеместную симпатию и поддержку, начиная от Царевны, заканчивая простым народом, в то время как сам Царь осведомлен (не без помощи Генерала) о народной нелюбви к собственной персоне.  Таким образом, Царь вынужден отказаться от прямолинейных мер и насилие в адрес Федота, чтобы не вызвать народных волнений.

Федот доволен малым общечеловеческим счастьем: дом, любимая жена, теплый ужин и пятак на водку; однако царские «капризы» подчас зашкаливают за его возможности, повергая героя в уныние и страх потерять не только свое тихий налаженный быт, но и саму жизнь.

Интересы сторон. Что хочет каждая сторона получить в результате разрешения конфликта? Степень осознанности интересов.

Интерес Царя пересекается с семейной жизнью Федота. Обладание Марусей, женой последнего, стало для Царя навязчивой идеей. Для него это и подтверждение своих возможностей влияния (здесь присутствует подмена человеческой и мужской привлекательности на привлекательность власть имущего) на предмет желания и  возможность самоутверждения. В этом он так же видит возможность унизить значимость стрельца, в котором видит угрозу для своего авторитета.

В интересах   стрельца – защита своей семьи и определенной  автономии. Хотя на протяжении почти половины повествования Федот не понимает истинных мотивов Царя, он отчетливо тяготится произволом власти.

 

Осознанность интересов достаточно высокая со стороны Царя, им проговаривается не только «повод», но и глубинные мотивы. Федот в большей мере осознает ситуацию как некомфортную, несовместимую со спокойной жизнью, однако суть конфликта перед ним раскрывается ближе к завершению пьесы.

Баланс сил. Изменения баланса сил в ходе разворачивания конфликта.

Формально перевес сил в пользу Царя, на его стороне официальная власть в стране, он «работодатель»  Федота. Стрелец ничем не защищен от самодурства монарха. Однако, от эпизода к эпизоду, Федоту удается нивелировать этот перекос, он всякий раз справляется с поставленными задачами, лишая Царя формальной возможности применить санкции. Открытый остракизм, как говорилось выше, Царем избегается, чтобы не спровоцировать народные волнения. К завершению повествования, официальная власть развенчивается и низвергается, и баланс сил окончательно смещается в пользу стрельца.

Стратегии поведения сторон в конфликте (соперничество, сотрудничество, избегание, копирование, приспособление)

Стратегия Царя на протяжении всего конфликта явно соперническая, за исключением финальной сцены, где героя актуализируется необходимость физического выживания. Федот выбирает стратегию приспособления вплоть до момента раскрытия истинных намерений Царя (устранить Федота, чтобы сделать Марусю своей женой).

Динамика конфликта. Выделяется предконфликтная стадия, инцидент, кульминация и разрешение конфликта.

Предконфликтная стадия  - Федот на службе у Царя. Ему приходится обслуживать возрастающие потребности власти в условиях недостатка ресурсов («Дичи нету и следа»), осознавая неизбежность наказания за невыполнение задания («Не сносить мне головы»). Встречает голубку, которая оборачивается для него красавицей женой. Генерал – «глаза и уши» Царя, докладывает ему об этом, вызывая зависть последнего («Обошел меня стрелец, а ведь знал, что я вдовец») – это уже инцедент.

Развитием конфликта становятся эпизоды, в которых Царь дает стрельцу одно за другим «невыполнимые» задания, с которыми, тем не менее Федот при помощи жены справляется, тем самым только подливая масла в огонь.

Кульминационный момент наступает во время мнимой развязки, когда Марусины «связи» оказываются беспомощны, Федот отправляется отправляется искать «то, чего не может быть», а Царь решает что путь расчищен и конфликт исчерпан по причине выбывание из игры основного противника.

Разрешение конфликта видится Федоту в том, что он нашел нечто, соответствующее заданным Царем параметрам и, наконец, можно спокойно вздохнуть, стоит лишь доставить чудо на место, однако, по прибытию домой он видит все в ином свете и осознает ситуацию как соперническую. Призвав в союзники сочувствующие ему народные массы, он изобличает Царя и его приспешников. И наступает постконфликтная ситуация, в которой  пересматривается баланс сил (меняется на противоположный), заключается новое соглашение о поведении и отношении сторон. Интересы Царя оказываются неудовлетворенными, стрелец подтверждает народное признание и вновь обретает дом и покой.

Способ разрешения конфликта: посредничество или переговоры. Определяется форма посредничества, определяется стиль ведения переговоров. Принципиальные переговоры, позиционный торг, жесткий стиль, мягкий стиль)

Способ разрешения конфликта – не переговоры и не посредничество. Хотя позицию Федота можно отчасти оценить как торг, однако в целом конфликт направляется Царем в русло физического устранения стрельца.

 

Тип конфликта.

Межличностный, политический – вертикальный и статусно – ролевой, долгосрочный, конструктивный.


 


Информация о работе Разбор конфликтной ситуации из литературного источника Л.Филатова «Про Федота-стрельца»