Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия личности и ее основных характеристик, связанных с выполнением работы.
Для достижения указанной цели мы поставили следующие задачи:
Рассмотреть основные теории понятия личности
Выявить ключевые характеристики личности связанные с выполнением работы
Описать каждую характеристику

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Понятие личности……………………………………………………………4
1.1 Основные определения понятия личность……………………………...4
1.2 Структура личности…………………………………………………...…9
ВЫВОД……….…………………………………………………….…………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………..14
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………….....15

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 37.32 Кб (Скачать файл)

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

  • активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
  • сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
  • обладание чувством юмора;
  • развитые творческие способности;
  • неприятие условностей;
  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  • способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
  • открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

 

ВЫВОД

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Понятие структуры личности является одной из сложных методологических задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и системных способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.

Учение о структуре личности в отечественной психологии берет своё начало в теоретических разработках Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Он отмечал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие различные его стороны, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникают друг в друга, и смыкаются в реальном единстве личности. Поэтому неправильна как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), так и другая, которая видит в личности лишь отдельные черты и утрачивает внутренне единство психического образа личности.

В отечественной психологии первым стал рассматривать структуру личности В.Н.Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности:

1. направленность;

2. уровень развития и  динамика;

3. структурный аспект  личности.

Далее А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры:

1. темперамент (система природных  свойств),

2. направленность (система  потребностей, идеалов, интересов),

3. способности (совокупность  интеллектуальных, волевых и эмоциональных  свойств);

4. характер (система отношений  и способов поведения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПБ, 2003.Лаак Я.
  2. Барановская М.С. Пятифакторная модель личности П. Коста и Р. МакКрея и ее взаимосвязь с факторными теориями личности Г. Айзенка и Р. Кеттелла/ Психологический журнал., № 4, 2005
  3. Орел В.Е., Сенин И.Г. Личностный опросник NEO PI-R: Руководство по применению. – Ярославль: Психодиагностика, 2004.
  4. Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика. - М., 2004.
  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное определение. - Воронеж, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Студентка два месяца  интенсивно работала над курсовой  работой. Досадная случайность помешала  ей сдать работу вовремя. И  вот теперь преподаватель отказывается  выставить ей оценку, мотивируя  это тем, что работа была сдана  с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от  гнева, а сердце начинает сильно  колотиться.

А. Опишите 2–3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

Рационализация гнева.

Этот метод требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

 Визуализация гнева.

Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), возможно — даже жалость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте  человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть  он будет карликом, гномом или  букашкой;

2) постарайтесь увидеть  этого человека в смешном виде; 

3) представьте гнев в  виде пучка энергии, который уходит  сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого  реванша по отношению к вашему  обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно)

 

Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.

 

В данной ситуации прежде всего возникнет не гнев, а обида студентки на преподавателя. Эмоции будут переполнять, т к она старалась, трудилась выполняя самостоятельно работу. Самое главное не дать эмоциям выйти наружу, потому что все это приведет к полному разглашению и к ничему общему и хорошему это не приведет. Просто поговорить с преподавателем, объясниться почему так вышло и как можно все исправить.

 

2. Каждый из описанных  ниже персонажей борется со  стрессом. Укажите, какой из трех  стратегий он пользуется: решает  проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

      .

    После того как попал в автомобильную катастрофу, мужчина почувствовал какой большой стресс он испытал, получив при этом травму шеи. И, возможно, после этой травмы он стал понимать людей, у которых что-то болит, т.е. это повлияло на его подсознание. Изменяет отношение к проблеме, смиряется и старается уменьшить влияние на свой организм стресса.

 

Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал посдний вариант.

 
     Подчиненный выбрал последний вариант обжаловать решения начальника при этом таким образом он надеется решит проблему. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Различные подходы к определению личности человека и к установлению его структуры