Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:00, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении речи в деятельности юриста.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть разновидности юридической речи;
рассмотреть особенности юридической речи.
Введение
Основная часть:
Разновидности юридической речи
Особенности юридической речи
Заключение
Список использованной литературы
Основной значимой единицей речи является слово. Точность и ясность юридической речи в первую очередь зависит от точного словоупотребления. Для того чтобы в каждом конкретном случае правильно и точно выбрать слово, необходимо знать его значение, смысловые связи с другими словами.
В качестве рабочего
определения слова возьмем
Слово имеет внешнее оформление в звуках или буквах, но не каждое сочетание звуков (букв) является словом.
Основная функция слова — называть предметы, их качества, действия, состояния, различные явления действительности. Как название слово соотносится с явлениями окружающей жизни, конкретными (судья, протокол, обвиняемый) и абстрактными (преступность, преступность, правопорядок;, правосознание). Эта соотнесенность с определенным явлением, исторически закрепленная в сознании говорящих, называется лексическим значением слова1.
В нем отражаются отличительные, индивидуальные признаки предмета.
Грамматическое значение слова определяет его принадлежность к определенной части речи, а также особенности его видоизменения (склонение, спряжение).
Основу лексического значения слова представляет понятие, в котором обобщенно отражаются наиболее существенные признаки предметов. Так, употребляя слова «прокурор и адвокат», мы различаем эти понятия по основным признакам: прокурор поддерживает государственное обвинение в суде, адвокат защищает права подсудимого; причем представляем их обобщенно, без индивидуальных характеристик. Преступление вызывает в нашем сознании понятие о нем как о негативном, противоправном явлении вообще, без конкретизации его видов. Понятие — категория не языковая, а логическая, категория мышления, но между словом и понятием существует неразрывная связь: понятие формируется и реализуется только в слове. Именно способность слов называть обобщенные признаки явлений, давать понятия делает язык средством общения.
В речи юриста точность выбора слов играет важную роль при выражении норм права, при обозначении действий обвиняемого или подсудимого, при обосновании квалификации преступления1.
С лексическим
значением связана сочетаемость
— способность слова
(несомненно) — со словами ложные, краденые.
Для слов, нередко употребляющихся в составе
юридических терминов, характерна ограниченная
лексическая сочетаемость: удар — нанести,
на поруки— передать, взяты наказание
— определить, назначить, отбывать; от
общества — изолировать, определение
— вынести, приговор — постановить, провозгласить;
обвинение — предъявить, поддерживать;
бездействие — преступное, сговор — преступный
и др.
К сожалению, в
актах судебно-медицинской
Профессиональная лексика не является общеупотребительной, она используется лицами, объединенными профессией.
Основу профессиональной лексики составляют термины — слова или словосочетания, дающие официальные научные наименования специальным понятиям или предметам какой-либо области науки, техники, искусства, сельского хозяйства и т. д. Термины в пределах определенной науки всегда однозначны. Наряду с терминами существуют профессионализмы, которые называют производственные процессы (заруливать — из речи летчиков, шкеритъ — чистить рыбу, пошиватъ — из речи швей, расколоть — из речи юристов), получаемую продукцию (двухчастёвый фильм — из речи актеров) и др. Это полуофициальные слова, не имеющие научного характера. Широкого распространения в литературном языке профессионализмы не имеют, сфера их употребления ограничена1.
Заключение
Итак, мы рассмотрели разновидности юридической речи, а также особенности юридической речи.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме — логичной, яркой, образной.
Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств.
Список использованной литературы:
Аминов И. И. Юридическая психология. М., 2007. С. 416.
Андреевский С. А. Избранные труды и речи. М., 2001. С. 424.
Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 2008. С. 656.
Еникеев М. И. Юридическая психология. М., 2008. С. 336.
Кивайко В. Н. Юридическая психология. М., 2008. С. 176.
Кони А. Ф. Избранные труды и речи. М., 2000. С. 640.
Плевако Ф. Н. Избранные речи. М., 2008. С. 656.
Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2008. С. 400.
Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., 2008. С. 480.
Юдина Е. В. Юридическая психология. М., 2007. С. 256.
1 Кивайко В. Н. Юридическая психология. М., 2008. С. 58.
2 Юдина Е. В. Юридическая психология. М., 2007. С. 95.