Разработка проекта модифицированной огневой полосы психологической подготовки пожарных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Значение психологической подготовки пожарных растет каждый день, вместе с современным прогрессом в области науки и современных технологий. Современные методы тренировки, научный подход к изучению техники, тактики, технологии спасательных работ, знания инженерных наук, психологии, медицины являются основой в данной работе.
Для качественной профессиональной подготовки пожарных-спасателей, повышению их боевой выучки и психологической устойчивости необходимо проводить постоянные тренировки в условиях близким к реальным. Нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность спасателя, или уповать на то, что все придет с опытом

Файлы: 1 файл

psikhologia_kontr_rab.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И  ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ  БЕДСТВИЙ

Академия  государственной противопожарной  службы

 

 

Кафедра: «Кадрового и  правового обеспечения деятельности ГПС»

 

Дисциплина: «Психология и педагогика»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

«Разработка проекта  модифицированной огневой полосы психологической  подготовки пожарных».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  слушатель 1 «А» курса ФЗО л-т вн. сл. С.А. Кокарев
                                                       

.          

Проверил: преподаватель  кафедры,

                  капитан вн. сл.  Дьякова Н.С.

 

 

 

 

Москва – 2012г.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Значение психологической  подготовки пожарных растет каждый  день, вместе с современным прогрессом  в области науки и современных технологий. Современные методы тренировки, научный подход к изучению техники, тактики, технологии спасательных работ, знания инженерных наук, психологии, медицины являются основой в данной работе.

  Для качественной профессиональной  подготовки пожарных-спасателей, повышению их боевой выучки и психологической устойчивости необходимо проводить постоянные тренировки в условиях близким к реальным. Нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность спасателя, или уповать на то, что все придет с опытом. Необходимо постоянно формировать такие моральные и психологические качества, которые гарантировали бы постоянную готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях.

Тренировочные занятия  отражают уровень подготовки спасательных формирований, знания и умения работы по работе с пожарно- техническим вооружением, гидравлическим  аварийно- спасательным инструментом, устойчивость к стрессовым ситуациям, умению находить решение в быстро меняющейся обстановке.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ

Помимо поражающих факторов, оказывающих физическое воздействие на человека, такие стихийные бедствия, как землетрясения, взрывы, бури, смерчи, тайфуны оказывают мощное психотравмирующее действие. Наиболее сильная психотравма возникает у людей, подвергшихся физическому воздействию поражающих факторов, а также у непосредственно наблюдавших процесс катастрофы, но не подвергшихся травматическому воздействию. Вместе с тем, существенным психотравмирующим эффектом обладает внешний вид разрушений, а также раненых, пораженных, погибших.

Динамика развития картины  реакции психики на катастрофу и требования к психологической подготовке спасателей однотипны для большинства чрезвычайных ситуаций. Однако для каждой чрезвычайной ситуации характерны специфические особенности реакции человека на ее психотравмирующее действие. Психологическая специфика деятельности участников, связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контрастами яркого света и неосвещенных мест.

Все это вызывает утомление зрительного  анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено “чувство локтя", активизируется чувство одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха. Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления. Высота - весьма характерный фактор для современных гражданских и промышленных объектов. Работа на высоте всегда связана с риском и повышенным нервно- психическим напряжением.

Разрушения затрудняют действия и содержат в себе особый вид опасности, опасность быть задавленным продолжающимся разрушением конструкций. Здесь необходима расчетливость, умение взвешивать имеющуюся степень риска и своевременно избегать его. Трупы, люди, обгоревшие и пострадавшие при "обычной" общей обстановке на пожарах, - явления относительно редкие, при массовых разрушениях на пожарах - частые. Очень трудно привыкнуть к виду человеческого горя, оставаться спокойным к фактам гибели людей. Поведение людей, находящихся в опасности, и собравшейся толпы может создавать немалые помехи боевым действиям, а безрассудные, панические действия (выбрасывание из окон, неподчинение пожарным работникам и пр.), крики, плач создают нервозную обстановку и напряжение . Если каждый из рассмотренных факторов оказывает достаточно сильное психологическое воздействие на участников, нетрудно представить его интенсивность при комплексном воздействии. Приходится учитывать, что длительная непродолжительная работа сопряжена с интенсивным расходованием сил, что в конце концов неизбежно отражаться на качестве действий, снижая их эффективность и порождая непроизвольные промахи и ошибки.

Таким образом, под психологической подготовкой будем понимать целенаправленный и социально организованный процесс формирования  психологической устойчивости к экстремальным условиям обеспечивающей высокоэффективную его деятельность. В   ходе  регулярных  занятий   на. психологической полосе у обучаемых формируется: качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности,  настойчивости,  смелости, ловкости, готовности  к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости;  устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;

быстрота мышления, некоторые  профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных  ситуациях и т.д.

Психологической "закалки"; возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных

 ситуаций, устранение  их стандартности и сохранения  фактора неожиданности при повторных  прохождениях полосы; возможность

Занятия на психологический  полосе целесообразно проводить  не менее 1-го  раза в месяц.  Практическим занятиям предшествует

теоретическое изучение снарядов огневой полосы, приемов  их способов их преодоления,

вопросов техники безопасности. Теоретические занятия проводятся накануне практической тренировки на огневой психологической

 полосе.

Человек, неоднократно попадавший в трудные условия и успешно справившийся с ними, имеет большие шансы выйти с честью из

 очередной экстремальной  ситуации, чем тот, который редко  или никогда не попадал в  них. 

 

Профессионально важные качества спасателя и средства профессиональной подготовки

 

 

   Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место  катастрофы, также не застрахованы  от различных психических отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество спасательных работ.

Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются профессиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки.

Для профессионального психологического отбора применяются специальные тесты, которые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности.

К психологическим профессионально  важным качествам спасателей предъявляются следующие базовые требования: высокая нервно-психическая устойчивость; высокий уровень самоконтроля; высокая активность; хороший интеллект; невысокий уровень тревожности. Для руководителей всех уровней важно также хорошее развитие организаторских качеств.

Высокие требования предъявляются  к следующей группе психологических  ПВК спасателей:

- уровень демонстративности, стремления  к позерству, эгоцентризм, желание  привлечь к себе внимание не  должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации совместной деятельности спасателей в экстремальных условиях;

— уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном  случае спасатель не сможет эффективно действовать в обстановке, угрожающей опасностью;

~ уровень социальной ориентации  личности, приоритетность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими.

Существуют также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых не всегда интересно для неспециалиста.

Психологические качества личности спасателя  не являются чем-то застывшим.

Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к таким психотравмирующим факторам ЧС, как вид обезображенных живых и погибших людей, крики и стоны позволяют тренировки на полигонах, где применяются специальные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточно дорогими и "жестокими" способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям.


Информация о работе Разработка проекта модифицированной огневой полосы психологической подготовки пожарных