Разрешение конфликтов в трансактном анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Структура личности в концепции трансактного анали-за характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния - это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.
Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.
В основе трансакций лежит жизненный сценарий.

Содержание работы

1. Введение
2. Трансактный анализ
3. Сущность трансактного анализа Э.Берна
4. Особенности трансакционной психотерапии
5. Заключение
6. Список используемых источников

Файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 27.63 Кб (Скачать файл)

 ТА полагает (расходясь в этом с психоанализом), что радикально изменить поведение, сделать его эффективным можно до или даже вне зависимости от разрешения глубинных детских конфликтов. Эта возможность связана с одной особенностью устройства психики. Личность каждого человека состоит не из одной программы адаптации к среде (Я - в рамках которого он что-то может, а чего-то не может), а из нескольких программ (эго- состояний). При чем, то, что недоступно для одного Я в человеке, доступно для другого. Таким образом, то что «не получается» по жизни, не получается«не вообще», а из данного, как правило, детского или родительского эго- состояния.  

 Основная  идея ТА состоит в том, что  если внутренние конфликты детского  эго-состояния искажают реальность  и делают поведение не эффективным,  теоретически и практически возможно переходить и закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, но всегда готовое к действию, эго-состояние взрослого, свободное от этих конфликтов. Оно не может быть не эффективным по отношению к реальности потому, что это состояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом, основная задача ТА терапии - перевести Я (самосознание) из детского эго- состояния во взрослое, то есть активизировать, запустить программу Взрослого. Причем из этого эго-состояния человек не только может модернизировать, адаптировать к реальности другие эго-состояния, но и реализовывать все жизненные функции - от любви до работы. Разрешение же конфликтов детского эго-состояния с активизацией Взрослого впервые получает надежную опору и осуществляется Взрослым (если это вообще окажется нужно) после решения основных жизненных проблем. 

 Как на  практике, т.е. в психотерапевтической  группе ТА, происходит актуализация  и удержание активности Взрослого  эго-состояния? Так как мы реализуем  свое поведение в поступках и словах то на группе мы можем, в основном говорить. Значит, систематически обращать внимание на то, как мы говорим, анализировать трансакции на предмет того, насколько они соотносится с целями нашего присутствия на занятии и означает активизировать эго-состояние Взрослого. Из этого эго-состояния участники анализируют свои жизненные проблемы, формируют новые способы их решения.  

 Основная  трудность, с которой на первых  порах сталкиваются участники  группы, состоит в том, что сначала,  привычно активизируются не эффективные  для работы эго-состояния Родителя  и Ребенка. Из состояния Родителя  человек анализирует свои проблемы  точно так, как это сделал бы его собственный реальный родитель, со всеми привычными для него стереотипами, нового решения при этом ждать не приходится. Кроме того, Родитель в нас часто колеблется: раздуть собственные амбиции и встать на сторону ребенка против попыток взрослого разобраться в вопросе или успокоить ребенка и дать возможность активизироваться Взрослому?   

 При самоанализе  из эго-состояния Ребенка проблема  другая. Участник крайне болезненно  реагирует на обратную связь  ведущего или группы. "Меня  ругают, - склонен думать ребенок в нас, - значит, не любят". Затем следует обида или гнев. Эмоциональная реакция в свою очередь блокирует решение проблемы. С точки зрения постоянных усилий по удержанию себя в состоянии Взрослого участие в группе - конфронтация с самим собой. Однако уже одно понимание природы своих реакции, их пред ожидание, наблюдение, исследование их происхождения и функций - запускает и удерживает эго-состояние взрослого. Это дает возможность, осознав свое поведение, проверить его на предмет соответствия действительности и принять новое решение в соответствии с актуальными целями.  

 Итак, люди  изменяются. Мы меняемся не просто  потому, что понимаем наши старые  паттерны (набор стереотипных поведенческих  реакций или последовательностей  действий) поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этих паттернов. Осуществляемые нами изменения могут оказаться адекватными и устойчивыми. Из этих посылок вытекают следующие два основных практических принципа ТА:

1. Контрактный  метод. Если вы специалист по ТА, а я - ваш клиент, то мы несем взаимную ответственность за те изменения, которые хотим осуществить. Данный метод исходит из того, что ты и я находимся в равном положении: ты не обязан делать что-либо для меня и я не жду от тебя этого.

Поскольку мы оба  принимаем участие в процессе изменения, нам необходимо четко  представлять себе долю участия каждого  в этой задаче, поэтому мы заключаем  контракт. Он определяет долю ответственности, которую берет на себя каждая сторона. Как клиент я говорю о том, что хочу изменить и что собираюсь сделать для этого. Ты, как специалист, подтверждаешь свое желание работать со мной для достижения этой цели и обязуешься использовать свои лучшие профессиональные навыки, заявляя о том, какую компенсацию ты хочешь получить за свою работу. Т.е. в ТА-терапии решение проблемы не отдается на откуп «совести терапевта» или «сознательности клиента», а с ее постановки и бескомпромиссного решения все и начинается. Другими словами, работа по взятию и удержанию ответственности за успех терапии входит в ТА в терапевтическую программу

2. Открытая коммуникация. Эрик Берн настаивал на том,  чтобы как клиент, так и терапевт  обладали полной информацией  относительно того, что происходит  в их совместной работе. Это  вытекает из основной посылки ТА о том, что каждый человек способен самостоятельно думать, т.е. функционировать из эго-состояния Родителя. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента. Для облегчения общения специалиста и клиента положения ТА излагаются на доступном языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что  трансактный анализ позитивен и оптимистичен. В настоящее время трансактный анализ является вполне логически завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют с другими людьми.

Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные черты и принципы.

Анализ трансакций также рекомендуется  применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана  с людьми - секретарями и продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить  возможного спора Родитель - Ребенок  благодаря пересекающейся трансакции.

Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации  к работе. Это же применимо и  в образовании. Обучение может стать  эффективнее тогда, когда оно  обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо не забывать о  том, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии  личности и его необходимо включать в процесс обучения.

Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны.

 

 

 

 

 

  1. Список используемых источников
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб, 1992.
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -Симферополь, 1998.
  4. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте» - М., 1994.
  5. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 1999.
  6. Стьюарт Л. и. Джоинс В. Современный трансактный анализ: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. - СПб, 2001.

Информация о работе Разрешение конфликтов в трансактном анализе