Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:14, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение развития адекватной самооценки в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;
- ознакомиться с этапами самооценки и особенностями развития в подростковом возрасте;
- разработать рекомендации для учителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1
1.1. Самооценка. Понятие, виды………………………………………….….4
1.2. Этапы развития самооценки………………………………………….8
ГЛАВА 2
2.1. Психологическая характеристика подросткового возраста………..12
2.2. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте……17
2.3.Общая характеристика методик изучения самооценки личности и рекомендации для педагогов……………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………….….30
Библиография………………………………………………………….….31
Важно не «давить» на подростка угрозами, правилами, запретами (они оказывают весьма специфическое воздействие в данный возрастной период), а создать максимально благоприятные условия для формирования адекватной самооценки в социальном окружении подростка (педагоги, родители, психологи, сверстники).
По результатам многолетних наблюдений и исследований самооценки у подростков, нами были составлены методические рекомендации по формированию (преобразованию) подростковой самооценки для педагогов.
1. Для наиболее эффективного взаимодействия с подростками, педагогам прежде всего необходимы знания о психологии подростка, о его ценностях и взглядах, характерных этому возрасту. Следовательно, тесная работа педагогов и психологов должна быть предусмотрена в педагогическом процессе изначально. На психологических тренингах необходимо помочь педагогам приобрести психотехнические навыки для общения с подростками:
один вид - это навыки, необходимые для общения с любым подростком: поддержка, пассивное, активное и эмпатическое слушание, определённо собственных «Я -слушаний» и формировании «Я -высказываний» в конфликтной ситуации.
Другой вид - навыки распознания в поведении подростка его типологических особенностей и учёта их в построении общения с ним: распознание признаков манифестаций типа характера, определение признаков добавления на «точку наименьшего сопротивления» подростков, знание особенностей переживаний подростка определённого типа.
Психологическое просвещение поможет эффективно взаимодействовать с подростками.
2. При неправильно сложившейся
самооценке, когда ребёнок непреднамеренно
преуменьшает или
2.1. Ученик оценивает сам себя.
Выполняя классные и домашние задания, подросткам предлагается оценить их самим до того, как отдать на проверку учителю. После того, как работы проверил и оценил учитель, обсудить случаи несовпадения оценок, выяснить основания, на которых строили самооценку подростки, и показатели, по которым оценивал работы учитель.
Привлечение подростков к оценке результатов своей деятельности постепенно приводили к тому, что количество несовпадений уменьшиться. (Это показывает практика психологов, работавших с коррекцией самооценки). Этот эксперимент свидетельствует о том, что включение ученика в оценку достигаемого им результата играет важную роль как в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, так и в формировании у него критического отношения к получаемому результату, верного представления об уровне своих учебных достижений. Важно не оставлять это несовпадение без обсуждения даже если оно вызывает конфликтные ситуации, споры, необходимо привлечь остальных учеников к обсуждению, а не ограничиваться соотношением ролей учитель-ученик.
2.2. Надо ли сравнивать подростков между собой?
В процессе обучения и воспитания в школе неминуемо складываются условия, стимулирующие постоянное сравнивание одного ученика с другим. Но в процессе сравнивания достижения и неудачи каждого становятся известными всем остальным. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других неблагоприятно сказывается на личном развитии подростков. У тех, кого демонстрируют, как образец возникает чувство превосходства над другими, у других, которыми постоянно недовольны - теряется вера в себя. Важно чтобы у подростка развивалось чувство собственного достоинства. Наиболее предпочтительные варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравниваются с неуспехами другого, с тем лишь различием, что составляют равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определённых личностных качеств достигающим в учении других результатов. В этих случаях все оценки, замечания высказываются с целью показать, что отставание или успех в учении зависят от отношения к работе. Либо другой вариант: когда каждого подростка на протяжении года сравнивают только с ним самим, не вынося это на всеобщее обсуждение, и не сопоставляя его результаты с другими.
Сравнение детей не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует «грамотно» применять как способ воздействия на учебную деятельность, личностное развитие и совершенствования личности подростка.
2.3. Неуспевающий в роли «учителя».
Изучение неуспевающих и недисциплинированных подростков показывает, что их плохое поведение является чаще всего реакцией на неуспех, формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. Утрата позиции в коллективе влечёт за собой изменения и в самой личности подростка, ведет к нарастанию неуверенности в себе и снижению самооценки.
Работа с такими подростками должна вестись на изменение его социальной позиции через организацию новой деятельности. Как пример можно предложить подростку оказывать помощь неуспевающему младшего класса. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции подростка, характера его деятельности и отношения к себе. Из ставшей привычной для него позиции слабого, отстающего, ущербного он сразу становится в позицию более сильного, знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения. Здесь можно преследовать две цели:
1.создаются объективные
2. роль «учителя» ставит
3. Хотелось бы указать на
1. снижение оценок за дисциплину-
оценка должна соответствовать
действительным знаниям, а особенности
поведения подростков- это прежде
всего особенности данного возр
2. важно не только какую оценку поставил учитель, но и что он при этом сказал: подросток, прежде всего, должен знать чего от него ждёт учитель? Не захваливать легко успевающих, но поощрять хотя бы малейшее продвижение старательного, трудолюбивого. Помнить что положительная оценка- это ориентация на положительное в ребёнке.
3. педагогический такт! - не снисходительность - а прежде всего требовательность к личности, не унижение - а уважение к личности, не презирать - а уважать личность, взывать к достоинству и открывать перед подростком возможность стать другим, верить в растущего человека и его возможности.
4. обращение свысока - лучше сотрудничество, помощь и поощрение самостоятельности мышления.
5. безличность образования - от этого страдают дети с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не воспринимают школу, следовательно необходимо больше уделять времени общению с подростками, например, регулярное проведение проблемных классных собраний, организация внеурочной деятельности, и т. д. Это дает возможность более тесного общения с детьми, более доверительного взаимодействия.
6. ограниченность одним предметом
- самооценка подростка во
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка - динамичное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка выполняет важную функцию в ее развитии и выступает регулятором различных видов деятельности и поведения
Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении с товарищами, в установлении интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм.
Самооценочные суждения
Такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации.
Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
Формирование самооценки в подростковом возрасте зависит от оценок окружающих: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей. Среди них родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка. Кроме того, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.
Правильная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Для адекватной самооценки были предложены разработанные на основе изучения и наблюдения особенностей подросткового возраста методические рекомендации для учителей.
Библиография
1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещени, 1991. С.63.
2. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С.56-65.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986. (с.420)
4. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
5. Дубровина И.В. , Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей.- М.,1986. (с.420)
6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности./О.П.Елисеев. СПб, 2000. 554 с.
7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. // Вопросы психологии.-№4 – 1990.
8. Замесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 1976.
9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.,1982.
10. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск,1993.
11. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.: Питер,2008.
12. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1981.
13. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности. // Обществознание в школе. – 1999. -№2 – С. 50-52.
14. Кле М. Психология подростка. М., 1989.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.,1997.
18. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.,1972.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999.
21. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире: социол. исслед. // Народное образование. -№3 -2000.- С.117-120.
22. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия»)
23. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./ Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: БАХРАХ-М.,2003.- С.656.
24. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- С.214
26. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности//Журнал практического психолога.-№3-1999.
27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика,1989.
28. Хорни К. Самосзнание. М.,1996.
29. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.,1983.
30. Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя./ В.Н.Куницына. М., 1987. 238с.
Информация о работе Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте