Развитие дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:53, реферат

Описание работы

С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии.
Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков). Проблема, о которой идет речь, издавна привлекала внимание философов, моралистов, художников, врачей, педагогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Зарождение дифференциальной психологии…………………………………4
2. Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук…8
3. Понятие дифференциальной психологии и ее основные представители…11
4. Процесс превращения дифференциальной психологии в самостоятельную науку. Методы и направления дифференциальной психологии……………...13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

заровский дифференциальная психология.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Заключение

 

Современная психология развития ориентирована на изменения, происходящие в нашем обществе и в психологической науке в целом.

Такие изменения обуславливают более тонкую дифференциацию отраслей психологии, изучающих психическое развитие. Так, уже существует возрастная психология, в фокусе внимания которой содержание возрастной динамики психического развития человека на протяжении всего онтогенеза.

Развитие человека – единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности.

Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.

Психология развития занимается изучением проблем психического развития в онтогенезе, преобразуя и организуя взаимосвязи между различными отраслями психологического знания.

С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания - дифференциальной психологии. 

Попытки перейти от житейской мудрости к научному знанию, содержавшиеся в учениях о темпераментах и о способностях, сыграли свою прогрессивную роль. Но только с внедрением в психологию эксперимента и с появлением новых критериев научности ее представлений создаются предпосылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми. 

Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.

К сожалению, и сегодня остаются верными слова В.Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г.: Некоторые  проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного  человекознания. М., 1977.

2. Блонский П.П. Избранные  произведения. М., 1964.

3. Лейтес Н.С. Умственные  способности и возраст. М., 1971.

4. Общая психология. Учебное  пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1970.

5. Психология. Учебник / Под  редакцией А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ  М.А. Захаров, 2001.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная  и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.

7. Фельдштейн Д.И. Психология  становления личности. М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие дифференциальной психологии