Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:28, контрольная работа
Самосознание – осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. В структуру самосознания входят физический образ «Я» (знания человека о своих физических качествах), психологический образ «Я» (знания человека о своих психологических особенностях), самооценка, уровень притязаний. Самосознание имеет два потенциальных источника формирования: самонаблюдение (самоанализ) человека и оценки (мнения) окружающих людей.
1. Развитие самооценки и самосознания в группах дошкольного возраста.
2. Изучение самооценки и самосознания.
3. Условия, стимулирующие развитие самосознания в разных возрастных группах.
Тема: «Развитие личности на разных возрастных этапах».
«Люди, поверьте мне, не рождаются,
а формируются».
Эразм Роттердамский.
Вариант 1.
Самосознание – осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. В структуру самосознания входят физический образ «Я» (знания человека о своих физических качествах), психологический образ «Я» (знания человека о своих психологических особенностях), самооценка, уровень притязаний. Самосознание имеет два потенциальных источника формирования: самонаблюдение (самоанализ) человека и оценки (мнения) окружающих людей.1
Самооценка – оценка человеком себя, своих психологических и физических особенностей, поведения, отношений с людьми, достоинств и недостатков. Самооценка начинает формироваться в раннем возрасте (ребенок 2-3 летнего возраста уже имеет определенную самооценку).2
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Дошкольный возраст не случайно
выбран для проведения моего исследования.
Данный возраст - начальный период осознания
ребенком самого себя, мотивов и
потребностей в мире человеческих отношений.
Поэтому важно в этот период заложить
основы для формирования дифференцированной
адекватной самооценки. Все это позволит
ребенку правильно оценить
У дошкольника развивается
Чем точнее оценочное воздействие
взрослого, тем точнее представление
ребенка о результатах своих
действий. И с другой стороны, сформированное
представление о собственных
действиях помогает дошкольнику
критически относиться к оценкам
взрослых и в какой-то мере противостоять
им. Чем младше ребенок, тем некритичнее
он воспринимает мнение взрослых о
себе. Старшие дошкольники оценки
взрослых преломляют через призму тех
установок и выводов, которые
подсказывает им их опыт. Ребенок может
даже в определенной степени противостоять
искажающим оценочным воздействиям
взрослых, если самостоятельно умеет
анализировать результаты своих
действий. Характерно, что в этом
возрасте ребенок отделяет себя от
оценки другого. Познание дошкольником
пределов своих сил происходит не
только на основе общения с взрослыми,
но и собственного практического опыта.
Дети с завышенными или заниженными представлениями
о самих себе более чувствительны к оценочным
воздействиям взрослых, легко поддаются
их влияниям.
В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.
К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.
Особенности развития самосознания в
дошкольном возрасте:
- возникает критическое отношение к оценке
взрослого и сверстника;
- оценивание сверстника помогает ребенку
оценивать самого себя;
- дошкольник осознает свои физические
возможности, умения, нравственные качества,
переживания и некоторые психические процессы;
- к концу дошкольного возраста складывается
правильная дифференцированная самооценка,
самокритичность;
- развивается способность мотивировать
самооценку;
- появляется осознание себя во времени,
личное сознание.
Данное исследование
Методика № 1.
Цель: Изучение особенностей самооценки дошкольников.
Стимульный материал: вопросник для проведения беседы с детьми дошкольного возраста, предложенный Т.В.Драгуновой.
Диапазон применения: дети 6-7 лет.
1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким ты себя считаешь...? «По-твоему, какой
ты - ..?, Почему ты так думаешь?»).
2.Почему ты считаешь себя..? (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).
3.Кто,
по-твоему, думает о тебе (оценивает
тебя) так же как и ты ? Как
именно оценивают (что думают)
? Почему ты так думаешь?
4.Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант вопроса такой же как предыдущий).
5.Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
6.Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
7.Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
8.Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
9.За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
10.За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?
Методика №2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.3
Цель: Изучение особенностей самооценки дошкольников.
Стимульный материал: бланк, на котором изображено десять линий (добрый-злой, хороший-плохой, умный-глупый, аккуратный – неряшливый, смелый – трусливый, сильный слабый, вежливый – грубый, трудолюбивый – лентяй, честный - лжец), высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
Диапазон применения: дети 6-7 лет.
Содержание представлений о себе |
Я- хороший |
Самокритичный |
Содержательное представление о себе |
Отказ |
6-7 лет |
4 ребенка |
0 |
1 ребенок |
1 ребенок |
Четверо детей 6-7 лет различают реальный и идеальный планы, но при этом содержательного, целостного рассказа о себе не было. Один ребенок совсем отказался от работы, в связи с чем я предположила, что он нуждается в дополнительном изучении специалистов. И только один ребенок из всей группы имеет содержательное представление о себе. Итак, самооценка большинства детей завышена, один ребенок имеет адекватную самооценку, а еще один нуждается в дополнительном обследовании.
Вывод
Большинство детей относятся к низкому или среднему уровню развития самооценочной деятельности, только одного ребенка можно отнести к высокому уровню развития самооценки по этому показателю. Следовательно, способность к самооценке у исследуемых детей окончательно не сформирована.
3.Условия, стимулирующие развитие самосознания в разных возрастных группах.
Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то, или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний.
Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?
Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:
1) опыт общения ребенка с взрослыми;
2) опыт общения со сверстниками;
3) индивидуальный опыт ребенка;
4) его умственное развитие.
Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение ребенку сведений
о его индивидуальных
- оценка его деятельности и поведения;
- формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
- формирование умения
и побуждение ребенка к
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.
Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте - расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.
Влияние взрослых на формирование
детского самосознания осуществляется
двумя способами: непосредственно,
через организацию
Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.
Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.
В младшем дошкольном возрасте
ведущую роль в формировании самосознания
ребенка играет опыт общения со взрослыми.
Индивидуальный опыт в этом возрасте
еще очень беден, недифференцирован,
слабо осознается ребенком, а мнение
сверстников полностью
Информация о работе Развитие личности на разных возрастных этапах