Развитие личности на разных возрастных этапах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Самосознание – осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. В структуру самосознания входят физический образ «Я» (знания человека о своих физических качествах), психологический образ «Я» (знания человека о своих психологических особенностях), самооценка, уровень притязаний. Самосознание имеет два потенциальных источника формирования: самонаблюдение (самоанализ) человека и оценки (мнения) окружающих людей.

Содержание работы

1. Развитие самооценки и самосознания в группах дошкольного возраста.
2. Изучение самооценки и самосознания.
3. Условия, стимулирующие развитие самосознания в разных возрастных группах.

Файлы: 1 файл

кр психология.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: «Развитие личности на разных возрастных этапах».

 

«Люди, поверьте мне, не рождаются,

 а формируются».

Эразм Роттердамский.

 

Вариант 1.

  1. Развитие самооценки и самосознания в группах дошкольного возраста.
  2. Изучение самооценки и самосознания.
  3. Условия, стимулирующие развитие самосознания в разных возрастных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие самооценки и самосознания в группах дошкольного возраста.

Самосознание – осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. В структуру самосознания входят физический образ «Я» (знания человека о своих физических качествах), психологический образ «Я» (знания человека о своих психологических особенностях), самооценка, уровень притязаний. Самосознание имеет два потенциальных источника формирования: самонаблюдение (самоанализ) человека и оценки (мнения) окружающих людей.1

Самооценка – оценка человеком себя, своих психологических и физических особенностей, поведения, отношений с людьми, достоинств и недостатков. Самооценка начинает формироваться в раннем возрасте (ребенок 2-3 летнего возраста уже имеет определенную самооценку).2

        У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения моего исследования. Данный возраст - начальный период осознания  ребенком самого себя, мотивов и  потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и  задачи.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие  взрослого, тем точнее представление  ребенка о результатах своих  действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных  действиях помогает дошкольнику  критически относиться к оценкам  взрослых и в какой-то мере противостоять  им. Чем младше ребенок, тем некритичнее  он воспринимает мнение взрослых о  себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех  установок и выводов, которые  подсказывает им их опыт. Ребенок может  даже в определенной степени противостоять  искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет  анализировать результаты своих  действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения с взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.                      

  В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

К концу раннего детства ребенок  усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного  возраста интенсивно идут процессы половой  социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов  полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в  дошкольном возрасте: 
- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; 
- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя; 
- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; 
- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; 
- развивается способность мотивировать самооценку; 
- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение сформированности образа «Я» и самооценки.

            Данное исследование проводилось  в МКДОУ № 22 «Черемушки» с  детьми старшего дошкольного  возраста (6-7 лет), количество исследуемых составляло 6 детей (2 девочки и 4 мальчика).

Методика № 1.

Цель: Изучение особенностей самооценки  дошкольников.

Стимульный материал: вопросник для проведения беседы с детьми дошкольного возраста, предложенный Т.В.Драгуновой.

Диапазон применения: дети 6-7 лет.

1. Как ты думаешь, какой ты  мальчик (девочка) – хороший,  плохой или средний ? (варианты : «Каким  ты себя считаешь...? «По-твоему, какой 

ты - ..?, Почему ты так думаешь?»).

2.Почему  ты  считаешь себя..? (в зависимости от  ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).

3.Кто,  по-твоему, думает о тебе (оценивает  тебя) так же как и ты ? Как  именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный  вариант вопроса : «А мама тоже  считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости  от ответа ребенка) ? «Почему ты  так думаешь?» ( в зависимости  от задач этот вопрос можно  задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского  сада, братьев, сестер, сверстников  и т.д.).

4.Кто,  по-твоему, думает о тебе )оценивает  тебя) не так, как ты сам?  Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант  вопроса  такой же как предыдущий).

5.Что  тебе не нравится в себе? Еще  что? Почему не нравится?

6.Что  тебе нравится в себе? Еще что?  Почему нравится?

7.Что  маме (папе и т.д.) нравится в  тебе? Почему ты так думаешь?

8.Что  маме (папе и т.д.) не нравится  в тебе? Почему ты так думаешь?

9.За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?

10.За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?

Методика №2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.3

 

Цель: Изучение особенностей самооценки  дошкольников.

Стимульный материал: бланк, на котором изображено десять линий (добрый-злой, хороший-плохой, умный-глупый, аккуратный – неряшливый, смелый – трусливый, сильный слабый, вежливый – грубый, трудолюбивый – лентяй, честный - лжец), высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.

Диапазон применения: дети 6-7 лет.

 

Содержание представлений о  себе

Я- хороший

Самокритичный

Содержательное представление  о себе

Отказ

6-7 лет

4 ребенка

0

1 ребенок

1 ребенок




 

 

       Четверо детей 6-7 лет различают реальный и идеальный планы, но при этом содержательного, целостного рассказа о себе не было. Один ребенок совсем отказался от работы, в связи с чем я предположила, что он нуждается в дополнительном изучении специалистов. И только один ребенок из всей группы имеет содержательное представление о себе. Итак, самооценка большинства детей завышена, один ребенок имеет адекватную самооценку, а еще один нуждается в дополнительном обследовании.

 

Вывод

Большинство детей относятся к  низкому или среднему уровню развития самооценочной деятельности, только одного ребенка можно отнести  к высокому уровню развития самооценки по этому показателю. Следовательно, способность к самооценке у исследуемых детей окончательно не сформирована.

 

 

3.Условия, стимулирующие развитие самосознания в разных возрастных группах.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и  поведения человека. В зависимости  от того, как оцениваются индивидом  собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то, или иное отношение к успехам  и неудачам, тот или иной уровень  притязаний.

Что оказывает влияние  на формирование самооценки и представлений  ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в  детском возрасте:

1) опыт общения ребенка  с взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт  ребенка;

4) его умственное развитие.

Опыт общения ребенка  со взрослыми является тем объективным  условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или  сильно затруднен. Под влиянием взрослого  у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений  о его индивидуальных личностных  особенностях;

- оценка его деятельности  и поведения;

- формирование ценностей,  социальных нормативов, с помощью  которых ребенок впоследствии  будет оценивать себя сам;

- формирование умения  и побуждение ребенка к анализу  своих действий и поступков  и сравнению их с действиями  и поступками других людей.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в  совместной деятельности с другими  детьми ребенок познает такие  свои индивидуальные особенности, которые  не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение  к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции  другого", как отличной от своей  собственной, снижается детский  эгоцентризм.

Одно из важнейших условий  развития самосознания в дошкольном возрасте - расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального  опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения  его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность  осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и  умственное развитие ребенка) оказывают  неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять  такие же действия, пользоваться такой  же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний  желаниям взрослых. Так возникает  кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с  ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.

Информация о работе Развитие личности на разных возрастных этапах