Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:54, реферат
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Её изучением занимается особый подраздел академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другая отличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае.
Введение______________________________________________________3-4
Особенности развития личности по Э.Эриксону_____________________5-7
Многоообразие теорий личности_________________________________8-11
стадий развития личности по Э.Эриксону_____________________12
Детство. Доверие и недоверие_____________________________13-14
2) Достижение равновесия. Самостоятельность и нерешительность___________________________________________14-15
3) Предприимчивость и чувство вины_______________________15-16
4) Умелость и неполноценность_______________________________16-17
5) Кризис подросткового возраста . Идентификация личности и путаница ролей_____________________________________________________17-19
6) Конфликты среднего возраста. Близость и одиночество___________20
7) Общечеловечность и самопоглощенность_______________________21
8) Цельность и безнадежность___________________________________22
Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом возрасте__23-27
Заключение________________________________________________28-29
Список использованной литературы______________________________30
Марийский Государственный Технический Университет
Кафедра Социальных Наук и Технологий
Реферат на тему:
«Развитие личности в теории Э. Эриксона»
Выполнила:
ст. гр. СР-11 Копрова Наталья
Проверила:
Петрухина
Светлана Разумовна
Йошкар-Ола
2012 г.
Содержание:
Введение______________________
Особенности развития личности по Э.Эриксону____________________
Многоообразие теорий личности______________________
3)
Предприимчивость и чувство вины_______________________15-
4) Умелость
и неполноценность_______________
6) Конфликты среднего возраста. Близость и одиночество___________20
7) Общечеловечность и самопоглощенность_____________
8) Цельность и безнадежность_________________
Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом возрасте__23-27
Заключение____________________
Список
использованной литературы____________________
Введение.
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Её изучением занимается особый подраздел академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другая отличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности предполагает использование той или иной техники оценки.
Ребёнок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит её духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности и общению.
Существует большое количество теорий личности. В своем реферате я рассмотрю теорию личности Э. Эриксона. Центральным для эриксоновской теории эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всего человечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время ( «критический период» ), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий.
Особенности развития личности по Э.Эриксону.
Психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
— структура или устойчивые качества в психической реальности человека;
— мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;
—развитие личности или возможности ее качественного изменения под влиянием воздействия разных факторов;
—понятие о норме и патологии психической реальности как обоснование возможностей воздействия человека на человека;
—понятие о психическом
В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З.Фрейдом, А.Маслоу, Э.Берном, К.Юнгом, А.Адлером, Э.Фроммом, К.Роджерсом и многими другими авторами.
В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В более узком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Данная категория является центральной в отечественной и зарубежной психологии. Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития.
Феномен личности как специфические особенности психической реальности описывает множество теорий личности.
Теории личности, которые создают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может получить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Тогда это знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самой науки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или иной форме практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучение его текстов — это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологов в понимании, изучении личности.
В современной отечественной
Типы теорий личности Способ выяснения поведения | ||||
Психодинамические |
Социодинамические |
Интеракционистические | ||
Экспериментальные |
Способы получения данных о личности |
Неэкспериментальные | ||
Структурные |
Угол зрения на личность |
Динамические | ||
Дошкольный Школьный период жизни |
Возрастной диапозон |
Вся жизнь от рождения до последних лет | ||
Черты, качества, свойства |
Понятия, в которых описывается личность |
Формы поведения |
Рис.1 Теории личности. Основание для классификации.
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические и другие.
Как уже говорилось выше, существуют следующие теории личности: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические и другие.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour - поведение) как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти», - писал основоположник бихевиоризма.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения, поскольку при объективной изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он йог бы назвать сознанием».
ФРЕЙДИЗМ (ПСИХОАНАЛИЗ). Направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими факторами. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектом психических сил, процессов, механизмов. Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, основатель АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. В психике выделял «сознательное» и «бессознательное», которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в двух формах:
а) индивидуальной (личной);
б) коллективной - ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог. Он стал родоначальником ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. . Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.Он подчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
НЕОФРЕЙДИЗМ, или ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К этому направлению принадлежат Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ направление в рамках неофрейдизма ярко представляет Эрих Фромм, который выразительно обрисовал социальные детерминанты личности.Фромм первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Основным положением этой школы психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры (геш-тальты). Представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Зародилась в Калифорнии в 1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к. оно основано на вере в возможность расцвета каждой личности, если предоставить ей самой выбирать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.
В развитие гуманистической психологи особый вклад внесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт. Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.
Отечественные психологи подходили к предмету психологии с различных точек зрения: Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию; С. Л. Рубинштейн - принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьев развил их идеи в концепцию деятельностного подхода. Б. Г. Ананьев предложил системно-целостный поход, на основе которого сформировалась акмеология.
Рассмотренные представления о психике, характерные для основных направлений развития психологического знания в зарубежных и отечественных школах, подчеркивают не столько их противоречивость, сколько многообразие взглядов психологической науки на психику человека. Основные пути развития российской психологии связаны с системным подходом к анализу психологических проблем.
В целом важно понимать,
что овладение всем богатством психологического
знания о личности является важной
предпосылкой для проникновения
в глубинные тайны человека, его
поведения и деятельности. Знание
достижений зарубежной психологии позволяет
обогатить представления о