Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности наглядно-образного мышления дошкольников и возможности его развития.
Объект исследования: наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности наглядно-образного мышления дошкольников.

Файлы: 1 файл

Содержание курсовая.docx 01.03.docx

— 200.92 Кб (Скачать файл)

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления.

Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации  [20, с.65].

Условием возникновения и развития мышления ребенка, по мнению Запорожца А.В., является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.

Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. Овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.

Запорожец А.В. отмечает, что формы детского мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладевания некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности.

Поэтому, хотя они и соответствуют в целом определенным возрастным группам и хотя наглядно-действенное мышление появляется раньше, чем мышление наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой .

Развитию мышления ребенка дошкольного возраста могут способствовать все доступные ему виды деятельности. При этом, подчеркивают Коломинский Я.Л. и Панько Е.А., необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта [12, с.65].

Дубровина И.В. подчеркивает в этой связи, что дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности [20, с.59].

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А.В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других .

Итак, самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления.

Кроме того, развитию этого вида мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать [20, с.79].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления дошкольников, мы приходим к следующим выводам:

  1. Мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Различают мышление теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Существует три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
  2. Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-3-летнего возраста. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным.
  3. Проблема развития и совершенствования мышления дошкольников – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения – рациональная организация всего учебно-воспитательного процесса. Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования, всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления, рисование, прохождение лабиринтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Исследование развития наглядно – образного  мышления   детей дошкольного возраста .

 

 

                В ходе экспериментального изучения проблемы развития наглядно-образного мышления дошкольников нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Для этого я подобрала   методики и провела диагностическое обследование, направленное на выявление уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников средней и старшей групп детского сада, а затем сравнила  и проанализировала полученные результаты.

Задачи:

  1. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития наглядно-образного мышления детей.
  2. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о возможности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в воспитательно-учебном процессе.

В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы (средняя группа детского сада) и 16 дошкольников контрольной группы (старшая группа).

             Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство – найти в ребенке то, что скрыто от других. С помощью диагностических методик воспитатель может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, выполняя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения  [5, с.12].

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников проводилась нами по следующим методикам:

Методика  «Чем залатать коврик?» [7].

В данной методике применяются картинки, представленные в приложении 1. Перед показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов:

10 баллов  -  ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.;

8-9 баллов -  ребенок решил правильно все задачи за время от 21 до 30 сек.;

6-7 баллов -  ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.;

4-5 баллов -  ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.;

2-3 балла -  время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.;

0-1 балл -  ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60с.

Выводы об уровне развития:

10 баллов  – очень высокий уровень;

8-9 баллов  – высокий уровень;

4-7 баллов  – средний уровень;

2-3 балла  – низкий уровень;

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Узнай, кто это»   [7].

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом: ребенку показывают рисунок (приложение 2), на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек. – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов:

10 баллов  -  ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.;

8-9 баллов -  ребенок решил правильно все задачи за время от 21 до 30 сек.;

6-7 баллов -  ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.;

4-5 баллов -  ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.;

2-3 балла -  время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.;

0-1 балл -  ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60с.

 

           Выводы об уровне развития:

10 баллов  – очень высокий уровень;

8-9 баллов  – высокий уровень;

4-7 баллов  – средний уровень;

2-3 балла  – низкий уровень;

0-1 балл  – очень низкий.

Методика «Найди пару»  [20].

Ребенку дают лист с изображением 7 пар варежек, разбросанных в случайном порядке (приложение 3), и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 3 признакам – расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция: Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.

Оценка результатов:

10 баллов -  ребенок правильно подобрал 4-7 пар;

7-9 баллов -  правильно подобрал 3 пары;

4-6 баллов -  правильно подобрал 2 пары;

2-3 балла -  правильно подобрал 1 пару;

0-1 балл -  ребенок не смог подобрать ни одной пары.

Выводы об уровне развития:

10 баллов  – очень высокий уровень;

8-9 баллов  – высокий уровень;

4-7 баллов  – средний уровень;

2-3 балла  – низкий уровень;

0-1 балл  – очень низкий.

 

В ходе проведения диагностического обследования, направленного на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы, нами были получены результаты, занесенные в таблицу 1 (приложение 4).

Из этой таблицы видно, что дошкольники имеют различный уровень развития наглядно-образного мышления:

большая часть детей – 12 человек, что составляет 60% – имеют средний уровень;

4 (20%) испытуемых  имеют высокий уровень развития  наглядно-образного мышления;

3 (15%) детей  – низкий уровень;

1 (5%) дошкольник  набрал всего 1 балл, что свидетельствует  об очень низком уровне развития  у него наглядно-образного мышления.

Информация о работе Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте