Развитие отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Следует отметить, что именно возникновение этого направления знаменовало принципиально новый этап в истории психологии в России - обретение ею статуса самостоятельной области научного знания. Главной объективной предпосылкой введения эксперимента в психологию являлась назревшая потребность в точных, экспериментально проверенных результатах психологических исследований человека. Особенно нуждались в них быстро развивающиеся в конце XIX века медицина и педагогика. Не случаен, поэтому тот факт, что первые экспериментальные психофизиологические лаборатории в России возникли именно в стенах практических организаций - учебных заведений и клиник; их создателями в преобладающем большинстве были практики - врачи-психиатры, физиологи, деятели просвещения и образования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.41 Кб (Скачать файл)

Развитие отечественной  психологии

воздействием, как общих  тенденций развития мировой психологической  науки, так и специфических социокультурных предпосылок и условий развития отечественного психологического знания.

Следует отметить, что именно возникновение этого направления  знаменовало принципиально новый  этап в истории психологии в России - обретение ею статуса самостоятельной  области научного знания. Главной  объективной предпосылкой введения эксперимента в психологию являлась назревшая потребность в точных, экспериментально проверенных результатах  психологических исследований человека. Особенно нуждались в них быстро развивающиеся в конце XIX века медицина и педагогика. Не случаен, поэтому  тот факт, что первые экспериментальные  психофизиологические лаборатории  в России возникли именно в стенах практических организаций - учебных  заведений и клиник; их создателями  в преобладающем большинстве  были практики - врачи-психиатры, физиологи, деятели просвещения и образования. Первые лаборатории были нацелены на решение практических задач - определение  диагноза психического состояния человека, поиск конкретных форм воздействия  на его психику и поведение  и т.д.

Второй предпосылкой становления  психологии как научной дисциплины выступало взаимодействие с науками, с которыми она была тесно связана  и исторически, и логикой своего развития, прежде всего с дисциплинами естественно - научного цикла.

Наконец, развитие экспериментальных  исследований в психологии определялось также логикой самого психологического знания, его внутренними потребностями, осознание которых приводит передовых  ученых к выводу о недостаточности  и ограниченности интроспекции как  теории и метода научного познания психических явлений и необходимости  новых объяснительных категорий  и объективных методов исследования психической реальности.

Наряду с этими общими предпосылками, развитие научной психологии в России было обусловлено специфическими историческими обстоятельствами. К  их числу следует отнести сложившиеся  в отечественной науке материалистические тенденции, нашедшие яркое воплощение в русском философском материализме. В работах Сеченова содержится материалистическое объяснение природы психических  явлений, раскрыта их отражательная  и регулятивная роль в жизнедеятельности  организма. Им была разработана также  первая программа развития психологии как экспериментальной дисциплины, выдвинута и глубоко обоснована идея объективного изучения внутреннего  мира человека.

Сеченов выдвинул идею детерминистического  объяснения психических явлений, их объективного изучения.

История развития отечественной  экспериментальной психологии свидетельствует, что именно на основе материалистического  учения Сеченова, его рефлекторной теории психической деятельности осуществилось  становление многих, получивших дальнейшее развитие в русской психологической  мысли, научных подходов и идей.

2.4 Развитие психоанализа  в России

 

В условиях острой идеологической чистки, естественно, не имели ни малейшего  шанса выжить и те направления  психологической науки, которые  дерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в  науке. Яркий пример тому - судьба фрейдизма.

Еще до революции 1917г. психоанализ  привлек к себе внимание русских  исследователей, которые применяли  метод и популяризировали теорию Фрейда. После революции психоанализ  продолжал развиваться в России 20-х гг., как ни в одной другой стране мира, работы Фрейда и других психоаналитиков интенсивно переводились и издавались. Психоаналитическое учение нашло сторонников в среде  медиков, педагогов, литературоведов. Идеи Фрейда осмыслялись учеными, философами и психологами. Психоанализ включился  в решение общегосударственной  задачи воспитания ребенка. Возможность  применения психоаналитического метода к детям обсуждалась на коллегиях  Народного комиссариата просвещения  и Главнауки. В мае 1918 г. был учрежден "Институт ребенка", задачей которого являлось всестороннее изучение и распространение знаний о природе ребенка и его воспитании в дошкольном возрасте. В работе института важное место отводилось психологической лаборатории. В Петрограде психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте по изучению мозга под руководством В.М. Бехтерева. Здесь в качестве ассистента работала Татьяна Розенталь, одна из первых русских психоаналитиков, читавшая курс лекций "Психоанализ и педагогика" и осуществлявшая лечебную и исследовательскую работу.

В 20-е годы психоанализ так же как и другие направления психологии подвергся критическому пересмотру и теоретическому осмыслению с позиций марксистской философии. Многие ученые были втянуты в дискуссию о соответствии психоанализа марксизму. П. Блонский, В. Гаккебуш, Л. Выготский, В. Волошинов, И. Сапир, Б. Быховский, М. Рейснер, А. Варьяш, А. Деборин, А. Лурия, А. Залкинд, Б. Фридман, Н. Карев, В. Юринец и др. на страницах научных и партийных изданий давали очень разные оценки психоанализу. В это время по аналогии с марксизмом начинает широко использоваться термин "фрейдизм", которым стали называть учение Фрейда.

Лурия считал, что в понимании природы и механизмов влечений учение Фрейда имеет точки соприкосновения с теорией условных рефлексов. Психоаналитический подход к проблеме личности сводится к изучению раздражений, воздействующих на организм и реакций организма на эти раздражения. Выделяются два вида раздражений: внешние, идущие от био-логической и социальной среды, и внутренние - от физиологических процессов организма. Особое внимание придается второй группе малоизученных внутренних раздражений, называемых влечениями. Лурия подчеркивает, что влечения рассматриваются Фрейдом в строго монистическом аспекте, так как они включают в себя явления чисто соматического, нервного раздражения, внутренней секреции с ее химизмом, и не несут на себе психологического отпечатка. Отсюда делается вывод, что вместе с реактологией и рефлексологией человека психоанализ, исследующий психические явления в плоскости учения об органических процессах, происходящих в целостном организме, закладывает "твердый фундамент психологии материалистического монизма".

А. Залкинд считал, что возможна "глубочайшая марксистская революция внутри психофизиологии", основанная на новейших завоеваниях физиологии, связанных с учением о рефлексах, и психоаналитических воззрениях: "Помимо и против воли самих авторов этих научных открытий, вряд ли ожидавших такого их применения, марксисты обязаны немедленно заняться социологизированием психофизиологии". Большое внимание он уделял вопросам полового воспитания. Ряд его статей по теме "классового подхода к половому вопросу" вызвал живой интерес и критику в партийной печати. Попытка разработать новую марксистскую модель полового поведения отражала признание детерминирующего влияния "нового содержания среды" на психофизиологию индивида. "Октябрьская революция, - писал Залкинд ,- проделала чрезвычайно сложную ломку в идеологии масс, достаточно сложные сдвиги вызвала она и в их психофизиологии. Меняющаяся социальная среда изменяет не только сознание, но и организмы".

Но помимо научной критики  существовала еще и партийная. Поводом  к ней стало признание позитивной методологической роли психоанализа и  сближение его с социальной доктриной  марксизма.

Например, А. Варьяш предложил в качестве методологической основы историко-философских исследований наряду с традиционным для марксизма анализом производственных отношений проводить также "подробный анализ обрабатывающих функций психической деятельности человека", обращаясь при этом к психоанализу. Он обосновывал возможность толкования положения психоанализа в понятиях марксизма, а утверждения Энгельса и Маркса - в понятиях Фрейда. При таком соотнесении марксизма и психоанализа последний получал общественно-политическое измерение, начинал претендовать на место марксизма. Вторжение в сферы официальной идеологии не могло быть не замеченным в условиях, когда усиливалась тенденция утверждения моноидеологии. Конечно же, такие допущения сразу же вызвали резкий отпор в партийной печати. Гонения на науку совпали по времени с падением одного из ведущих политических лидеров Л.Д. Троцкого. Теперь в работах историков науки все чаще подчеркивается тесная связь исчезновения психоанализа из советской психологии с окончанием в СССР политической карьеры Троцкого. В своих публичных выступлениях и в работах Троцкий часто одобрительно отзывался о психоанализе. Некоторые члены Русского психоаналитического общества были близки к нему, например писатель А. Воронский, дипломат, вице-президент Общества В. Копп. Многие психоаналитики ссылались в своих попытках обосновать значение психоанализа для марксистской психологии на высказывания Троцкого, апеллировали к его авторитету. Эта связь с гонимым политическим лидером сыграла свою роль в изменении отношения к психоанализу. Кампания за очищение науки от "скверны троцкизма", искоренение инакомыслия привела к тому, что началось широкое ниспровержение психоанализа в научных учреждениях и в учебных заведениях. Создавались комиссии, подвергавшие переоценке теоретическую и практическую деятельность ученых. В начале 1931г. прошел ряд собраний на кафедре Ака-демии коммунистического воспитания, где осуждались "идеологические ошибки" А. Лурии, Л. Выготского, А. Залкинда и др. ученых, проявивших "недостаточно бдительности" по отношению к психоанализу и фрейдизму. В печати и на научных конференциях все настойчивее звучали призывы к самокритике, к публичному отречению от "идеологически неверных взглядов". Ученые, обращавшиеся к осмыслению психоаналитических идей, вынуждены были признаваться в ошибках и грехах, называть психоанализ "биологизаторской, антимарксистской, реакционной" теорией, несовместимой с классовой сущностью процессов развития и классовыми задачами воспитания. Одни раскаивались в некритическом упоминании имени Фрейда, другие вообще отрекались от прежних взглядов, изобличали себя в "политической близорукости". Указанная кампания завершилась изгнанием психоанализа из отечественной теории и практики. Любое обращение к идеям психоанализа, попытки позитивно применять его начинает с 30-х гг. восприниматься как недозволенное, опасное, политически преследуемое. Эта тенденция сохранялась в нашей стране многие годы. И в результате политической борьбы развитие психоанализа было остановлено на многие годы, а ученые, которые придерживались данной теории подверглись репрессиям.


Информация о работе Развитие отечественной психологии