Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:11, статья
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Познавательные
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.
1. Развитие
памяти.
Непроизвольная
память и условия ее развития.
В младшем и среднем дошкольном возрасте
у ребенка преобладает непроизвольная
память: ребенок не умеет и не ставит сознательной
задачи запомнить что-либо с целью последующего
воспроизведия. И запоминание, и припоминание
не регулируются сознательной волей и
носят случайный характер, реализуясь
в деятельности, и зависят от ее характера.
Обычно дошкольники легче запоминают
то, что интересно, что вызвало эмоциональное
впечатление. Но в любом случае, количество
запоминаемого материала зависит от того,
насколько актин ребенок действует по
отношению к запоминаемым объектам, в
какой мере происходит их восприятие,
обдумывание, группировка в процессе действия,
классификация и т. д. Так, например, при
простом рассматривании картинок или
слушании последовательности слов ребенок
запоминает меньше, чем при действии с
ними (например, сгруппировать картинки
по какому-либо признаку, составить предложение
из слов и т. д.).
Развитие
произвольной памяти
Важнейшее изменение в памяти дошкольника
происходи приметно в 4-летнем возрасте,
когда память приобретает элементы произвольности.
В старшем дошкольном возрасте память
постепенно превращается в особую деятельность,
которая подчиняется специальной цели
запомнить. Ребенок начинает понимать
указания взрослого в отношении того,
что запомнить и припомнить, как использовать
приемы и средства запоминания, как проверить
и контролировать правильность воспроизведении
и т.д.
Возникновение
произвольной памяти связано:
а) с возрастанием регулирующей роли речи;
б) появлением идеальной мотивации;
в) умением подчинять свои действия относительно
отдаленным целям (например, наблюдение
за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);
г) становлением произвольных механизмов
поведения и деятельности.
Однако произвольное запоминание у старших
дошкольников продолжает оставаться,
главным образом, механическим. Оно осуществляется
при помощи повторений, но от повторения
вслух дети переходят к повторению шепотом
или «про себя». В процессе механического
запоминания ребенок опирается лишь на
внешние связи между объектами. Поэтому
дети легко запоминают считалки, словесный
каламбур, недостаточно понятные фразы,
дословно могут воспроизвести далеко
не всегда осмысленный материал. Причина
этого связана с интересом к звуковой
стороне слов, эмоциональным отношением
к ним, с их включенностью в игровую деятельность.
Но уже в старшем дошкольном возрасте
становится возможным смысловое запоминание,
основанное на установлении содержательных
связей между частями запоминаемого материала,
между запоминаемым материалом и элементами
прошлого опыта, хранящимися в памяти.
Такое усвоение происходит только в условиях
специального обучения.
Поскольку преобладающим видом памяти
у старших дошкольников является образная
память, наиболее подходящим материалом
для использования в смысловом запоминании
в этом возрасте служат картинки.
Овладение элементами
произвольной памяти включает несколько
этапов:
1. Словесная постановка цели на запоминание,
которая формируется взрослым.
2. Появление у ребенка под влиянием воспитателей
и родителей намерения что-либо запомнить
для припоминания в будущем. Причем припоминание
раньше, чем запоминание становится произвольным.
3. Осознание и выделение мнемической цели,
которая наблюдается:
4. Осознание и
использование ребенком
5. Действия самоконтроля, которые впервые
появляются у детей в 4 года. Дети 5—6-ти
лет уже успешно контролируют себя, запоминая
или воспроизводя материал, исправляют
неточности.
До самого конца дошкольного детства основным
видом запоминания остается непроизвольное
запоминание. К произвольному запоминанию
дети обращаются редко и, главным образом,
по требованию взрослых.
Развитие других
видов памяти.
Главным видом памяти в дошкольном возрасте
многими учеными признается образная.
Ее развитие обусловлено развитием других
познавательных процессов, в первую очередь,
восприятия и мышления. Ребенок преимущественно
выделяет наиболее яркие признаки предмета,
не замечая другие, нередко более важные.
Развитие мышления приводит к простейшим
формам обобщения, что обеспечивает систематизацию
представлений.
Значительно развивается двигательная
память дошкольников. Движения детей становятся
более сложными, включают несколько компонентов
и осуществляются на основе сформированного
в памяти зрительного образа. Роль образца
взрослого по мере освоения движения или
действия уменьшается, так как ребенок
сравнивает их выполнение с собственными
идеальными представлениями. Это расширяет
его двигательные возможности и позволяет
одновременно решать другие задач. Ребенку
становятся доступны игры с элементами
спортивных занятии: эстафеты,игры-аттракционы
и т. д.
У старших дошкольников значительные
изменения двигательной памяти связаны
с формированием учебных навыков (движения
карандашом, штриховка, вырезание, наклеивание,
сгибание и др.), физкультурных навыков
(шаг, бег, прыжки, лазанье, ползанье, повороты,
ловля и метание мяча, движения под музыку
и их изменения в соответствии с особенностями
ее темпа и ритма).
В связи с интеллектуальным развитием
формируются элементы словесной памяти
(выделение и запоминание существенных
связей между объектами и их частями, последовательностей
логических операций, например, действия
сравнения или классификации). Это связано
с развитием мышления и процессом активного
освоения речи: при слушании и воспроизведении
литературных произведений, рассказывании,
в общениисо взрослыми и сверстниками.
2. Развитие
мышления
Образная информация и усвоенные простейшие
понятия, накопленные ребенком за первые
три года жизни, являются основой для дальнейшего
развития его мышления. В дошкольном возрасте
мышление основывается на представлениях.
Оперирование образами делает мышление
дошкольника внеситуативным, выходящим
за пределы воспринимаемой ситуации, что
значительно расширяет границы познания.
Во многом изменения мышления дошкольника
обусловлены установлением
более тесных взаимосвязей мышления с
речью, что выражается, в частности:
1) в появлении развернутого мыслительного
процесса — рассуждения;
2) в перестройке взаимоотношений практической
и умственной деятельности (в этом процессе
речь начинает выполнять планирующую
функцию);
3) в интенсивном развитии мыслительных
операций.
В основе любого рассуждения — постановка
познавательного вопроса.
Развитие мышления во многом определяется
уровнем усвоения понятия. Как известно,
систематическое овладение понятиями
начинается в процессе школьного обучения.
Но исследования показывают, что уже в
дошкольном возрасте при условии правильной
организации развивающей среды дети вполне
способны усваивать широкий круг понятий.
Условно выделяют четыре
этапа формирования понятий:
1. Восприятие отдельных предметов, явлений.
2. Выделение множества признаков предметов
и явлений.
3. Выделение существенных признаков с
переходом к обобщению.
4. Обозначение предметов (явлений) словом.
Степень овладения понятиями зависит
от уровня овладения обобщением. Часто
ребенок ориентируется на самые разнообразные признаки:
• объединяет предметы собирательным
словом, т. е. без всякого отвлечения и
обобщения отдельных признаков предмета;
• объединяет предметы по субъективным
признакам.
Уровень обобщения
понятий зависит:
• от степени знакомства детей с многообразием
предметов, включаемых в данную ситуацию;
Для ребенка особенно
трудным является правильно определить
понятие (ответить на вопрос «что это
такое?»). Он часто объединяет объекты,
признаки и свойства предмета, которые
с точки зрения логики взрослого человека
несоединимы (мальчик спрашивает у папы:
«Как устроен машина времени?» Папа отвечает:
«Не знаю». Мальчик: «Я вырасту, потом придумаю...
О, я знаю! Надо взять часы и положить их
в мотор. И получится машина времени!»).
Исходя из того, что ребенок в мыслительной
деятельности используеттолько те представления,
которыми он обладает, что его мышлению
свойственна алогичность, которая и порождает
необычность рассуждений, в качестве основных причин
своеобразия умозаключений дошкольника
выделяют:
При рассуждении
ребенок использует такие способы,
как рассуждение вслух, сопоставление
и обобщение фактов, перебор возможных
вариантов, аргументирование, обоснование
выводов, использование аналогии, объяснение
неизвестного с помощью известного,
использование своего непосредственного
чувственного опыта, информации из прочитанных
ему книг и др.
В основе возникновения рассуждений лежит
стремление дошкольника найти целесообразность
в устройстве действительности, определить
назначение предметов, выявить наличие
связей между внешними признаками и назначением
объекта.
У ребенка по мере развития возрастает
понимание причинных связей между объектами
окружающего мира. Считается, что существенный
перелом в этом плане наступает примерно
в 5 лет. В целом, развитие понимания
причинности идет по следующим направлениям:
Понимание причинности
свидетельствует о появлении
у дошкольника чувствительности
к противоречиям, в проявлении у
него признаков
критичности мышления.
Уровень развития мышления дошкольника
во многом зависит от формирования
познавательной активности в детском
саду и семье.В качестве важнейших
условий ее формирования можно выделить:.
1. Преодоление жестких
рамок регламентированного обучения на
занятиях.
Мышление ребенка развивается в разных
видах деятельности. Взрослый учит:
В игре:
В деятельности:
Информация о работе Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста