Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 10:43, контрольная работа
Описание работы
Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких – либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человек [3;392].
Содержание работы
1. Введение………………………………………………………….…….2 2. Развитие представлений об эмоциях (С.Л. Рубинштейн) ………..3 3. Развитие представлений об эмоциях (А.Н. Леонтьев)………….…5 4. Развитие представлений об эмоциях (П.К. Анохин)...……….…..6 5. Заключение………………………………………………………….…9 6. Список литературы………………………………...…………………10
«Челябинский государственный
педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Заочное отделение факультета
дошкольного образования
Кафедра Педагогики и психологии
детства
Контрольная работа
по дисциплине психология
«Развитие представлений об
эмоциях в отечественной психологии»
Выполнила:
Сальникова О.В.
студентка группы
ЗФ 102/096-4-1
Проверил:
Артеминка Б.А.
к.б.н
Челябинск 2014
Содержание
1.Введение………………………………………………………….…….2
2. Развитие представлений
об эмоциях (С.Л. Рубинштейн) ………..3
3. Развитие представлений об
эмоциях (А.Н. Леонтьев)………….…5
4. Развитие представлений
об эмоциях (П.К. Анохин)...……….…..6
5. Заключение………………………………………………………….…9
6. Список литературы………………………………...…………………10
Введение
Всё с чем мы сталкиваемся в
повседневной жизни, вызывает у нас определённое
отношение. Одни объекты и явления вызывают
у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение.
Одни вызывают интерес и любопытство,
другие - безразличие. Даже те отдельные
свойства предметов, информацию о которых
мы получаем через ощущения, например
цвет, вкус, запах, не бывают безразличны
для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие
или неудовольствие, иногда отчётливо
выраженные, иногда едва заметные. Эта
своеобразная окраска ощущений, характеризующая
наше отношение, к отдельным качествам
предмета, называется чувственным тоном
ощущений.
Более сложное отношение к себе
вызывают жизненные факты, взятые во всей
их полноте, во всём многообразии их свойств
и особенностей. Отношения к ним выражаются
в таких сложных чувственных переживаниях,
как радость, горе, симпатия, пренебрежение,
гнев, радость, стыд, страх. Все эти переживания
представляют собой чувства или эмоции.
Эмоции характеризуют потребности
человека и предметы, на которые они направлены.
В процессе эволюции эмоциональные ощущения
и состояния биологически закрепились
как способ поддержания жизненного процесса
в его оптимальных границах. Их значение
для организма заключается в предупреждении
о разрушающем характере каких – либо
факторов. Таким образом, эмоции являются
одним из механизмов регуляции функционального
состояния организма и деятельности человек
[3;392].
Развитие представлений
об эмоциях (С. Л. Рубинштейн)
Отечественный психолог С.Л.
Рубинштейн указывал на то, что человек
переживает только то, что с ним происходит
и им совершается. Человек относиться
определённым образом к тому, что его окружает.
Переживание этого отношения человека
к окружающему составляет сферу чувств
и эмоций. Чувство (С.Л. Рубинштейн) – это
отношение человека к миру, к тому, что
он испытывает и делает, в форме непосредственного
переживания.
Эмоции можно предварительно
в чисто описательном плане охарактеризовать
несколькими особенно показательными
признаками.
Во-первых, эмоции выражают
состояния субъекта и его отношение к
объекту;
Во-вторых, эмоции отличаются
полярностью, т.е. обладают положительным
или отрицательным знаком (оба полюса
не являются обязательно внеположенными,
часто образуется сложное противоречие
[4;551].
Исходный момент, определяющий
природу и функцию эмоций, состоит в том,
что с одной стороны, устанавливается
связь, взаимоотношение между ходом событий,
совершающихся в соответствии или вразрез
с потребностями индивида, ходом деятельности,
направленной на удовлетворение этих
потребностей, с другой стороны, с течением
внутренних органических процессов, захватывающих
основные витальные функции, от которых
зависит жизнь организма в целом, - с другой,
в результате индивид настраивается для
соответствующего действия или противодействия
[4;554].
С.Л. Рубинштейном выделяются
три уровня эмоциональной сферы.
1.Уровень органической
эмоционально-аффективной чувствительности.
Сюда относятся элементарные
так называемые физические чувствования
– удовольствия, неудовольствия, связанные
по преимуществу с органическими
потребностями ( органического самочувствия
организма (беспредметная тоска или радость).
2. Предметные чувства, соответствующие
предметному восприятию и предметному
действию. Здесь более высокий
уровень осознания чувства. Осознанное
переживание отношения человека к миру.
Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные,
эстетические, моральные.
3. Обобщенные чувства: чувство
юмора, иронии, чувство возвышенного,
трагического. Они выражают общие
более или менее устойчивые
мировоззренческие установки личности
[4;576].
Помимо чувств С.Л.Рубинштейн
описывает аффекты и страсти, которые
отличны от чувств, но родственны им. Аффект
по С.Л. Рубинштейну - стремительно и бурно
протекающий эмоциональный процесс взрывного
характера, который может дать неподчиненную
сознательному волевому контролю разрядку
в действии. Аффективное состояние выражается
в заторможенности сознательной деятельности
[4;579].
Страсти по С.Л. Рубинштейну
– сильное, стойкое, длительное чувство,
которое, пустив корни в человеке, захватывает
его и владеет им. Страсть всегда выражается
в сосредоточенности, собранности помыслов
и сил, их направленности на единую цель.
В страсти ярко выражен волевой момент
стремления; страсть представляет собой
единство эмоциональных и волевых моментов;
стремления в нем преобладают над чувствованиями
[1;580].
Настроение – общее эмоциональное
состояние личности, выражающееся в строе
всех ее проявлений. Настроение не предметно,
а личностно – это во-первых, и, во-вторых,
оно не специальное переживание, приуроченное
к какому-то частному событию, а разлитое
общее состояние, т.е. настроение это бессознательная,
эмоциональная оценка личностью того,
как на данный момент складываются для
нее обстоятельства (не знает причины).
Развитие представлений
об эмоциях (А.Н.Леонтьев)
По А.Н.Леонтьеву, эмоциональные
процессы – процессы внутренней регуляции
деятельности. Они отражают смысл, который
имеют объекты и ситуация, воздействующие
на субъекта, их значение для осуществления
его жизни. К эмоциональным процессам
принято относить аффекты, собственно
эмоции и чувства. Аффекты – сильные и
относительно кратковременные эмоциональные
переживания, сопровождающиеся резко
выраженными двигательными и висцеральными
проявлениями. Они возникают в ответ на
уже фактически наступившую ситуацию
и в этом смысле являются как бы сдвинутыми
к концу события. Регулирующая функция
состоит в образовании специфического
опыта – аффективных следов, определяющих
избирательность последующего поведения
по отношению к ситуациям и их элементам,
которые прежде вызывали аффект [2;37].
Собственно эмоции, по
А.Н.Леонтьеву, – более длительные
состояния, проявляющиеся во внешнем
поведении. Они носят отчетливо
выраженный ситуационный характер,
т.е. выражают оценочное личностное
отношение к складывающимся или
возможным ситуациям, к своей
деятельности и своим проявлениям
в них. Они также носят идеаторный
характер – т.е. способны предвосхищать
ситуации и события, которые реально еще
не наступили, и возникают в связи с представлениями
о пережитых или воображаемых ситуациях.
Чувства, по А.Н.Леонтьеву, имеют предметный
характер, возникающий в результате специфического
обобщения эмоций, связывающегося с представлением
или идеей о некотором объекте. Несовпадение
чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого
эмоционального отношения к объекту и
эмоциональной реакции на сложившуюся
преходящую ситуацию [2;39].
Развитие представлений
об эмоциях (П.К. Анохин)
Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать,
волновать) — физиологические состояния
организма, имеющие ярко выраженную субъективную
окраску и охватывающие все виды чувствований
и переживаний человека — от глубоко травмирующих
страданий до высоких форм радости и социального
жизнеощущения [1;339].
Биологическая теория
эмоций. Теории эмоциональных состояний
отличаются одной чертой, которая и является
причиной их недостаточности: они не рассматривают
эмоциональные состояния как закономерный
факт природы, как продукт эволюции, как
приспособительный фактор в жизни животного
мира. Исходя из дарвиновской точки зрения
на эволюцию полезных приспособлений,
надо считать, что эмоциональные состояния,
удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся
до своего тончайшего выявления у человека,
не могли бы ни появиться, ни сохраниться,
а тем более закрепиться наследственностью,
если бы они в какой-то степени были либо
вредны, либо бесполезны для жизненно
важных функций животного. Вопрос сводится
лишь к тому, в чем состоит биологическая
и физиологическая полезность эмоций
и эмоциональных ощущений в осуществлении
жизненно важных функций организма [1;345].
Если дать общую характеристику
поведения живых существ (и человека, в
частности), то оно может быть грубо разделено
на две стадии, которые, непрерывно чередуясь,
составляют основу жизнедеятельности.
Первую стадию можно было бы назвать стадией
формирования потребностей и основных
влечений, а вторую — стадией удовлетворения
этих потребностей. Внимательный анализ
поведения животных и человека показывает,
что такая классификация вполне приемлема
для всех видов влечений и для любого вида
удовлетворения потребности. Есть все
основания думать, что эмоциональные состояния
при их первичном появлении в животном
мире включились именно в этот цикл смены
двух кардинальных состояний организма.
Все виды потребностей приобрели побудительный
характер, создающий беспокойство в поведении
животного и формирующий различные типы
добывательного или, наоборот, отвергающего
поведения. Эти потребности связаны с
определенным эмоциональным состоянием,
большей частью тягостного, беспокойного
характера. Наоборот, удовлетворение потребности
или выполнение какой-то функции, которая
устраняет назревшую потребность, связано
с чувством удовольствия, приятного и
даже иногда с чувством гедонического
характера (наслаждения).
Таким образом, если проблему
эмоций рассматривать с биологической
точки зрения, то надо будет признать,
что эмоциональные ощущения закрепились
как своеобразный инструмент, удерживающий
процесс в его оптимальных границах и
предупреждающий разрушительный характер
недостатка или избытка каких-либо факторов
жизни данного организма.
Обычно удовлетворение какой-либо
биологической потребности человека не
является только простым устранением
этой потребности, имеющей тягостный характер.
Как правило, удовлетворение, устраняя
потребность, сопровождается самостоятельным
подчеркнутым положительным эмоциональным
переживанием. Следовательно, с широкой
биологической точки зрения удовлетворение
можно рассматривать как конечный подкрепляющий
фактор, который толкает организм на устранение
исходной потребности.
С точки зрения физиологической
перед нами стоит задача: раскрыть механизм
тех конкретных процессов, которые в конечном
итоге приводят к возникновению и отрицательного
(потребность), и положительного (удовлетворение)
эмоционального состояния. И прежде всего
необходимо проанализировать вопрос:
в силу каких именно конкретных механизмов
удовлетворение потребности создает положительное
эмоциональное состояние.
Биологическая теория эмоций
(Анохин, 1949) построена на основе представления
о целостной физиологической архитектуре
любого приспособительного акта, каким
являются эмоциональные реакции.
Основным признаком положительного
эмоционального состояния является его
закрепляющее действие, как бы санкционирующее
полезный приспособительный эффект. Такое
закрепляющее действие проявляется только
в определенном случае, именно когда эффекторный
акт, связанный с удовлетворением какой-то
потребности, свершился с абсолютным полезным
эффектом. Только в этом последнем случае
формируется и становится закрепляющим
фактором положительная эмоция. Можно
взять для примера такой грубый эмоциональный
акт, как акт чихания. Всем известен тот
гедонический и протопатический характер
ощущения, которое человек получает при
удачном чихательном акте. Точно так же
хорошо известно и обратное: неудавшееся
чихание создает на какое-то время чувство
неудовлетворенности, неприятное ощущение
чего-то незаконченного. Подобные колебания
в эмоциональных состояниях присущи абсолютно
всем жизненно важным отправлениям животного
и человека. Именно для подобных жизненно
важных актов эмоция и сложилась в процессе
эволюции как фактор, закрепляющий правильность
и полноту совершенного акта, его соответствие
исходной потребности [1;368].
Согласно исследованиям
П.К. Анохина, положительные эмоции возникают
в случае совпадения результата поведенческого
акта с ожидаемым результатом. В противном
случае, если совершение действия не приводит
к желаемому результату, возникают отрицательные
эмоции. Таким образом, эмоция выступает
в качестве инструмента, регулирующего
жизненный процесс и способствующего
сохранению отдельной особи и всего вида
в целом.