Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:08, доклад
Социальное обслуживание предусматривает проявление гуманного отношения человека к человеку, имея истоками благотворительность, долг общества и государства перед человеком с жизненными проблемами социально-экономического, физического, психологического характера, выступая как система гуманитарных услуг нуждающимся.
Деятельность по социальному обслуживанию предусматривает систематические мероприятия, направленные на облегчение сложного приспособления человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
Панкратова Наталья Евгеньевна
Социальное обслуживание предусматривает проявление гуманного отношения человека к человеку, имея истоками благотворительность, долг общества и государства перед человеком с жизненными проблемами социально-экономического, физического, психологического характера, выступая как система гуманитарных услуг нуждающимся.
Деятельность по социальному
обслуживанию предусматривает
Профессиональная
На основе изучения теоретических
предпосылок исследуемой
Изучение современных психолого-педагогических исследований выявило, что профессиональная компетентность специалиста учреждения социального обслуживания формируется как личностное качество в процессе становления профессионала и наполняет его деятельность тем особенным и отличительным от других видов деятельности, что составляет суть профессии.
Профессиональная подготовка
специалистов учреждения
Диверсификация учреждений
социального обслуживания, бурные
темпы развития современного
общества, его динамизм и изменчивость
вызывают необходимость
Процесс непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания рассматривается нами как многоуровневая система, которая включает в себя следующие направления: формирование творческой индивидуальной личности; личностно-ориентированный подход к содержанию образования; сочетание инварианта с вариативными компонентами; разнообразие информационных технологий.
Завершающим этапом теоретического анализа исследуемой проблемы стала разработка процессуальной модели, которая позволила последовательно и целостно изучить закономерные связи между структурными и функциональными характеристиками исследуемого процесса.
Целевой компонент процессуальной модели развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания отражает нацеленность социально-педагогической деятельности на повышение уровня профессиональной компетентности специалиста в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Теоретико-методологический компонент процессуальной модели отражает основы развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания в рамках личностно-ориентированного (обеспечивает формирование личностных качеств специалиста учреждения социального облуживания), социально-педагогического (определяет постоянное обновление профессиональных знаний в соответствии с изменением социального заказа работодателя); деятельностного (обеспечивает активное включение в освоение практики профессиональной деятельности в процессе непрерывного образования и повышения квалификации) подходов; принципы развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального облуживания: самообразования, самореализации, практической направленности.
Содержательный компонент
процессуальной модели отражает основные
модули содержания непрерывного образования:
теоретический (программа профессиональной
переподготовки и повышения квалификации);
прикладной (социально-профессиональный
практикум); этапы: аналитико-диагностический,
организационно-координирующий, формирующий,
предусматривающие
Методический компонент процессуальной модели включает методы и формы проведения аттестации специалистов учреждения социального обслуживания: лекции, философские и социальные чтения, тренинги, индивидуальные консультации, круглые столы; социально-педагогические средства: проектирование, консультирование, учебно-методические комплексы, аттестация специалистов социального обслуживания.
Результативно-оценочный компонент процессуальной модели отражает критерии и показатели (гностический, мотивационный, рефлексивный, деятельностный) развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания; педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития профессиональной компетентности специалиста (обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных, - ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой, - компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа; реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения взрослых, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию; использование ресурса аттестации как особой социально-педагогической технологии, побуждающей к самодиагностике имеющегося уровня, коррекции выявленных затруднений и прогнозированию способов развития профессиональной компетентности специалиста).
Проведенное исследование проблемы
позволяет обнаружить масштабность
и многоаспектность требований общества
к организации непрерывного образования
как базиса развития профессиональной
компетентности специалиста учреждения
социального обслуживания, адекватно
адаптирующегося к условиям постоянно
изменяющегося социального
Теоретическое обоснование ведущего понятия исследования позволило утверждать, что профессиональная компетентность специалиста учреждения социального обслуживания как интегративное качество личности структурно отражает совокупность профессиональных компетенций (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой), проявляется на практике как способность и готовность специалиста использовать в профессиональной деятельности имеющиеся знания, умения и опыт, активизирует профессиональную самореализацию специалиста и повышение качества социального обслуживания населения.
Процесс повышения
квалификации способствует
Процессуальная модель процесса развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания является действенной технологической основой, отражая взаимосвязи и совокупность структурных компонентов: целевого (повышение уровня профессиональной компетентности специалиста), теоретико-методологического (основные подходы и принципы самообразования, самореализации, практической направленности), содержательного (модули теоретический и прикладной); методического (проектирование, консультирование, учебно-методические комплексы, аттестация; активные методы и формы); результативно-оценочного (критерии и показатели - гностический, мотивационный, рефлексивный, деятельностный); этапы: аналитико-диагностический, организационно-координирующий, формирующий), педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания.
Необходимыми и достаточными педагогическими условиями развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания являются: обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой) компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа; реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения взрослых, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию; использование ресурса аттестации как особой социально-педагогической технологии, побуждающей к самодиагностике имеющегося уровня, коррекции выявленных затруднений и прогнозированию способов развития профессиональной компетентности специалиста.
Вместе с тем, выявлены социально-педагогические риски, негативно влияющие на развития профессиональной компетентности специалиста: недооценка тенденций развития социально-педагогической науки в практике учреждений социального обслуживания населения и региональных структурных подразделений системы социальной защиты; отсутствие четких представлений у специалиста учреждения социального обслуживания о значении и возможностях непрерывного образования для выстраивания профессиональной карьеры с позиций требований рынка труда; неразработанность перспективных моделей непрерывного образования, способствующих профессиональной самореализации и прогнозированию профессиональной карьеры компетентного специалиста; недостаточное методическое обеспечение персонификации непрерывного образования на основе учета индивидуальных запросов, потребностей, профиля базового образования и стажа работы конкретного специалиста социального обслуживания