Развитие профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания в процессе повышения квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:08, доклад

Описание работы

Социальное обслуживание предусматривает проявление гуманного отношения человека к человеку, имея истоками благотворительность, долг общества и государства перед человеком с жизненными проблемами социально-экономического, физического, психологического характера, выступая как система гуманитарных услуг нуждающимся.
Деятельность по социальному обслуживанию предусматривает систематические мероприятия, направленные на облегчение сложного приспособления человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.docx

— 17.67 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

Панкратова Наталья Евгеньевна

Социальное обслуживание предусматривает проявление гуманного  отношения человека к человеку, имея истоками благотворительность, долг общества и государства перед человеком  с жизненными проблемами социально-экономического, физического, психологического характера, выступая как система гуманитарных услуг нуждающимся.

 Деятельность по социальному  обслуживанию предусматривает систематические  мероприятия, направленные на  облегчение сложного приспособления  человека к обществу. Она отличается  от филантропии, благотворительности  и похожих видов деятельности  своей ориентацией не только  на помощь в решении повседневных  проблем, но и на развитие  у нуждающихся техники преодоления  трудностей и навыков самопомощи. Однако только в двадцатом  веке работа специалиста социального  обслуживания признана во всём  мире как профессия, требующая  специальной подготовки. Важными  составляющими профессиональной  компетентности специалиста учреждения  социального обслуживания являются  организаторские компетенции, высокая  общая и правовая культура, психолого-педагогический  такт.

 Профессиональная компетентность  специалиста учреждения социального  обслуживания имеет особое значение  и влияние на характер социальных  отношений в обществе, на их  гармонизацию. В этой связи важнейшим  требованием к профессионалу  является освоение технологий  в социальной сфере, последовательное  применение их на практике, и  программа непрерывного образования  специалиста в области социального  обслуживания, систематически обновляющего  диапазон знаний по теории, истории,  методике социального обслуживания  населения. Вместе с тем остается  актуальным развитие профессиональной  компетентности специалиста социального  обслуживания в рамках конкретного  профиля деятельности с учетом  специфики региональной социальной  политики, на основе имеющихся  возможностей, постоянно изменяющихся  обстоятельств социальной и личностной  ситуации, возникающих потребностей  населения.

На основе изучения теоретических  предпосылок исследуемой проблемы профессиональную компетентность специалиста  учреждения социального обслуживания можно определить как интегративное качество личности, структурно представленное как совокупность профессиональных компетенций (ценностно-мотивационной, когнитивной,  психологической, социально-трудовой), обеспечивающее  на практике способность и готовность специалиста использовать в профессиональной деятельности имеющиеся знания, умения и опыт, активизирующее профессиональную самореализацию специалиста и повышение качества социального обслуживания населения. При этом компетенция ценностно-мотивационная интегрирует ценностные ориентации, социальные мотивы, профессиональный интерес, позитивное отношение к клиенту и профессии, эмпатию и т.д.; когнитивная отражает профессиональные знания о современном социуме, о социальных проблемах различных категориях населения, о нормативных правовых документах, о психологических особенностях клиентов; психологическая обращена к взаимоотношениям «человек-человек», к сложностям социализации в современном мире, к конфликтологии; социально-трудовая включает опыт разработки программ, проектов, планов, реализацию социальных технологий, владение методами и формами социального обслуживания, способами осуществления координации взаимодействия социальных институтов и др.

Изучение современных  психолого-педагогических исследований выявило, что профессиональная компетентность специалиста учреждения социального  обслуживания формируется как личностное качество в процессе становления  профессионала и наполняет его  деятельность тем особенным и  отличительным от других видов деятельности, что составляет суть профессии.

 Профессиональная подготовка  специалистов учреждения социального  обслуживания осуществляется в  государственных университетах,  педагогических и медицинских  вузах, технических и технологических  высших учебных заведениях. Система  практического обучения, реализуемая  в образовательном процессе вузов,  далеко не в полной мере  обеспечивает развития профессиональной  компетентности будущего специалиста  на основе приобретенных специальных  знаний, умений и навыков. 

 Диверсификация учреждений  социального обслуживания, бурные  темпы развития современного  общества, его динамизм и изменчивость  вызывают необходимость осуществлять  повышение квалификации специалиста  учреждения социального обслуживания  практически ежегодно.

Процесс непрерывного повышения  уровня профессиональной компетентности специалиста учреждения социального  обслуживания рассматривается нами как многоуровневая система, которая  включает в себя следующие направления: формирование творческой индивидуальной личности; личностно-ориентированный  подход к содержанию образования; сочетание  инварианта с вариативными компонентами; разнообразие информационных технологий.

Завершающим этапом теоретического анализа исследуемой проблемы стала  разработка процессуальной модели, которая  позволила последовательно и  целостно изучить закономерные связи  между структурными и функциональными  характеристиками исследуемого процесса.

Целевой компонент процессуальной модели развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания отражает нацеленность социально-педагогической деятельности на повышение уровня профессиональной компетентности специалиста в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Теоретико-методологический компонент процессуальной модели отражает основы развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального  обслуживания в рамках личностно-ориентированного (обеспечивает формирование личностных качеств специалиста учреждения социального облуживания), социально-педагогического (определяет постоянное обновление профессиональных знаний в соответствии с изменением социального заказа работодателя); деятельностного (обеспечивает активное включение в освоение практики профессиональной деятельности в процессе непрерывного образования и повышения квалификации) подходов; принципы развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального облуживания: самообразования, самореализации, практической направленности.

Содержательный компонент  процессуальной модели отражает основные модули содержания непрерывного образования: теоретический (программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации); прикладной (социально-профессиональный практикум); этапы: аналитико-диагностический, организационно-координирующий, формирующий, предусматривающие последовательность развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального  обслуживания; функции: организационная, социализационная,  коррекционная.

Методический компонент  процессуальной модели включает методы и формы проведения аттестации специалистов учреждения социального обслуживания: лекции, философские и социальные чтения, тренинги, индивидуальные консультации, круглые столы; социально-педагогические средства: проектирование, консультирование, учебно-методические комплексы, аттестация специалистов социального обслуживания.

Результативно-оценочный компонент процессуальной модели отражает критерии и показатели (гностический, мотивационный, рефлексивный, деятельностный) развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания; педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития профессиональной компетентности специалиста  (обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ,     обновляющих диапазон профессионального знания и основных, - ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой, - компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа; реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения взрослых, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию; использование ресурса аттестации как особой социально-педагогической  технологии, побуждающей к самодиагностике имеющегося уровня, коррекции выявленных затруднений и прогнозированию способов развития профессиональной компетентности специалиста).

Проведенное исследование проблемы позволяет обнаружить масштабность и многоаспектность требований общества к организации непрерывного образования  как базиса развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания, адекватно  адаптирующегося к условиям постоянно  изменяющегося социального пространства, что требует особого педагогического  внимания со стороны организаторов  профессиональной подготовки и повышения  квалификации специалистов и научного обоснования модернизации теории и  методов непрерывного образования  со стороны ученых – исследователей проблем социальной педагогики.

 Теоретическое обоснование ведущего понятия исследования позволило утверждать, что профессиональная компетентность специалиста учреждения социального обслуживания как интегративное качество личности структурно отражает совокупность профессиональных компетенций (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой), проявляется на практике как способность и готовность специалиста использовать в профессиональной деятельности имеющиеся знания, умения и опыт, активизирует профессиональную самореализацию специалиста и повышение качества социального обслуживания населения.

 Процесс повышения  квалификации способствует развитию  профессиональной компетентности  специалиста учреждения социального  обслуживания, так как содержательно  и методически  строится с  учетом специфики его профессиональной  деятельности и обладает рядом  возможностей, включая практикоориентированную, индивидуально-личностную и творческую направленность содержания; ориентацию на достижение реальных результатов, адекватных специфике профессиональной деятельности; адаптированность андрогогических методик обучения с учетом особенностей базового образования, опыта и личностных качеств, стимулирующих осознанность самодиагностики и самокоррекции обучающегося.

 Процессуальная модель процесса развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания является действенной технологической основой, отражая взаимосвязи и совокупность структурных компонентов: целевого (повышение уровня профессиональной компетентности специалиста), теоретико-методологического (основные подходы и принципы самообразования, самореализации, практической направленности), содержательного (модули теоретический и прикладной); методического (проектирование, консультирование, учебно-методические комплексы, аттестация; активные методы и формы); результативно-оценочного (критерии и показатели - гностический, мотивационный, рефлексивный, деятельностный); этапы: аналитико-диагностический, организационно-координирующий, формирующий), педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания.

 Необходимыми и достаточными педагогическими условиями развития профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания являются: обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой) компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа; реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения взрослых, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию; использование ресурса аттестации как особой социально-педагогической технологии, побуждающей к самодиагностике имеющегося уровня, коррекции выявленных затруднений и прогнозированию способов развития профессиональной компетентности специалиста.

 Вместе с тем, выявлены социально-педагогические риски, негативно влияющие на развития профессиональной компетентности специалиста: недооценка тенденций развития социально-педагогической науки в практике учреждений социального обслуживания населения и региональных структурных подразделений системы социальной защиты; отсутствие четких представлений у специалиста учреждения социального обслуживания о значении и возможностях непрерывного образования для выстраивания профессиональной карьеры с позиций требований рынка труда; неразработанность перспективных моделей непрерывного образования, способствующих профессиональной самореализации и прогнозированию профессиональной карьеры компетентного специалиста; недостаточное методическое обеспечение персонификации непрерывного образования на основе  учета индивидуальных запросов, потребностей, профиля базового образования и стажа работы конкретного специалиста социального обслуживания


Информация о работе Развитие профессиональной компетентности специалиста учреждения социального обслуживания в процессе повышения квалификации