Развитие психики ивотных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:52, доклад

Описание работы

С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению. Вероятно, основываясь на этом учёными до середины 17 века полностью отрицалась общность человека и животного. С развитием медицины и анатомии в 18 веке общность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до 19 века.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ.docx

— 23.11 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ  ЖИВОТНЫХ

С незапамятных времён человек  замечал различия в строении и  поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению. Вероятно, основываясь на этом учёными до середины 17 века полностью отрицалась общность человека и животного. С развитием медицины и анатомии в 18 веке общность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до 19 века.

Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность.

Как и всякое явление в  природе, психика имеет свою историю  развития и законы, по которым это  развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:

1) филогенез - историческое  развитие (охватывает весь процесс  эволюции вида, более глобальная);

2) онтогенез - развитие  от рождения и до смерти  вида, более конкретная и короткая  для определённой особи);

Психика развивается по биологическим  законам, т.е. развитие идёт по ступеням усовершенствования.

Источник развития психики - противоречие между действиями субъекта и отражением им внешней среды.

Существует чувственное  отражение (с помощью органов  чувств) в 2 формах:

1) ощущение как отражение  свойств,

2) восприятие как отражение  предметов, единица - образ.

3) рациональное познание - мышление, единица - понятие, обобщенный  образ.

 

СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Этот первый этап развития психики представил русский психолог А.Н. Леонтьев. Мы видим окружающий мир, как совокупность различных предметов  и их отношений друг к другу. А  животные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей.

Раздражимость - способность  живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия  среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения.

Чувствительность - способность  некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем - ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищается его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к "жертве", опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать "жертву" и пытаться с ней расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный раздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально "запрограммированная" для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным.

 

СТАДИЯ ПРЕДМЕТНОГО  ВОСПРИЯТИЯ

Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии животные видят  мир в форме образов целостных  вещей и их соотношений друг к  другу. Этот уровень развития требует  достаточного развития центральной  нервной системы.

Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни  особи. На высших этапах развития можно  уже говорить о простейшем интеллекте.

Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они  только тогда, когда соблюдены в  определённом порядке все внешние  условия. Животные не могут рассмотреть  и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В  зависимости от результата активизируются инстинкты.

Инстинкт - врожденные формы  поведения, автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях. Инстинкт - это единица видового двигательного опыта. Инстинкт - достаточно жесткая программа, последовательность движений, каждое из которых возникает  в ответ на внешнее воздействие. Связка между стимулом и реакцией - он может быть выполнен только тогда, когда каждое звено этой последовательности выполняется. Инстинкт содержит ключевой раздражитель (например, движения, инстинкт - необходимость двигаться за движущимся объектом).

Импринтинг - "запечатление" - форма окончательного закрепления  инстинкта. В инстинкте жестко фиксирован конечный результат, а способ его  достижения может меняться и зависит от наличных условий. Инстинкт приближается к навыку.

Навыки. Известно, что инстинкты  основаны на безусловных рефлексах.

Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному  различные неожиданные задачи. Для  их решения нужно добавить к "встроенным" в психику "программам" новые, выученные, основанные на собственном  жизненном опыте. Навыки позволяют  значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более  или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком  медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть.

Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В. Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают.

Итак, на потолке клетки с  шимпанзе подвешен банан так, что  шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки  и пытается найти другой способ решения  поставленной задачи. В клетке имеется  ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу. Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем  одну и ту же концепцию рассудочного поведения:

1) отсутствие длительных безрезультатных действий;

2) после обнаружения верного  решения вся операция проходит  как единый целостный акт;

3) найденное решение потом  всегда применяется в аналогичных  случаях;

4) животные действуют  подобным образом не только  на экспериментах, но и в  их естественных условиях;

Леонтьев назвал такую  деятельность двухфазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

Главные отличия даже самых  сообразительных обезьян от первобытных  людей состоит в следующем:

1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза;

2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем;

3) использованное в данной сутуации орудие теряет всякое значение в любой другой ситуации;

4) животные не сохраняют  использованных орудий, они лишь  накапливают навыки пользования  ими;

Можно сделать вывод, что  даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это может поставить под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

Мы видим, таким образом, что развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что психическое  отражение является функцией соответствующих  органов, формирующихся у них  в ходе этого приспособления. Нужно  при этом особенно подчеркнуть, что  психическое отражение отнюдь не представляет собой только "чисто  субъективное", побочное явление, не имеющее реального значения в  жизни животных, в их борьбе за существование.

животное психика сенсорное восприятие

Итак, развитие жизни приводит к такому изменению физической организации  животных, к возникновению у них  таких органов - органов чувств. Органов  действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

ТЕСТ

1. Укажите характер взаимоотношений  животного с окружающей средой  на стадии элементарной сенсорной  чувствительности.

А) Способность устанавливать  связи между предметами.

Б) Отражение действительности осуществляется в виде целостных  образов.

В) Животное реагирует только на отдельные свойства предметов  внешнего мира.

2. Укажите характер взаимоотношений  животного с окружающей средой  на стадии предметного восприятия.

А) Способность устанавливать  связи между предметами.

Б) Отражение действительности осуществляется в виде целостных  образов.

В) Животное реагирует только на отдельные свойства предметов  внешнего мира.

3. Укажите характер взаимоотношений  животного с окружающей средой  на стадии отражения межпредметных связей.

А) Способность устанавливать  связи между предметами.

Б) Отражение действительности осуществляется в виде целостных  образов.

В) Животное реагирует только на отдельные свойства предметов  внешнего мира.

4. В основе навыка лежит:

А) Условный рефлекс

Б) Безусловный рефлекс

В) Инстинктивное поведение.

5. Источником развития психики является…

А) - согласованность между  действиями субъекта и отражением им внешней среды.

Б) - противоречие между действиями субъекта и отражением им внешней  среды.

В) - связка между стимулом и реакцией.

Ключ к тесту:

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - б;


Информация о работе Развитие психики ивотных