Предметная деятельность - это деятельность с предметами согласно
их назначению. Но способ действия "не
написан" на предметах, он не может быть
открыт ребенком самостоятельно. Этому
ребенок должен научиться у взрослых людей.
Постепенно ребенок овладевает человеческим
действием.
Он осваивает: назначение предмета;
способы действий с предметами; технику
выполнения действий. В освоении предметной
деятельности огромное значение имеют
игрушки. Их назначение находится в соответствии
с ведущими деятельностями (сначала - в
ориентировочном поведении, далее - в общении
со взрослыми; затем - в предметной деятельности.
Умственное развитие
Согласно Пиаже, ребенок до года
находится в 1 периоде умственного развития
- сенсомоторном. Дети в это время еще не
овладели языком и у них нет психических
образов для слов. Знания о людях и окружающих
предметах складываются у них на основе
информации, полученной от собственных
органов чувств и случайных движений.
Сенсомоторный период проходит через
6 стадий, из которых 4 - до года.
Упражнение рефлексов.
Дети "упражняют" все навыки,
которыми обладают в данный период развития.
Это безусловные рефлексы: сосание, хватание,
плач. Кроме этого новорожденные еще умеют
смотреть и слушать. Первичные круговые
реакции (1 - 4 месяц жизни). Ребенок
начинает приспосабливаться к своему
окружению, используя аккомодацию (приспособление
старых схем к новой информации). Вторичные круговые
реакции (4 - 8 месяцев). Дети произвольно
повторяют те формы поведения, которые
доставляют им удовольствие; у них развивается
способность восприятия постоянства объекта.
С этим качеством связано появление в
7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"),
а также восприятие постоянства объектов
составляет основу привязанности к значимым
для ребенка людям. Координация вторичных
схем (8 - 12 месяцев). Происходит дальнейшее
развитие всех упомянутых способностей
ребенка. Малыши проявляют первые признаки
умения предвосхитить события (например,
плачут при виде йода).
Базовая потребность
возраста
Базовая потребность возраста
- потребность в безопасности, защищенности.
Она должна быть базально удовлетворена.
В этом главная функция взрослого человека.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
то он открыт окружающему миру, доверят
ему и осваивает его смелее. Если нет -
ограничивает взаимодействие с миром
замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит
о том, что в младшем возрасте у человека
формируется чувство доверия или недоверия
к окружающему миру (людям, вещам, явлениям),
которое человек пронесет через всю жизнь.
Чувство отчужденности возникает при
дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком
обращении с детьми.
В этом же возрасте
формируется чувство привязанности.
Выделяют 3 фазы процесса
формирования детской привязанности:
- малыш ищет близости с любым
человеком;
- учится отличать знакомых людей от незнакомых;
- чувство привязанности возникает
к тем людям, которые особо значимы для
ребенка. Социальное общение, ощущение
комфорта способствует формированию детской
привязанности больше, чем своевременное
кормление, так как придают этому чувству
сугубо человеческий характер.
Вторая половина стабильного периода
характеризуется расширением границ общения.
Разрывается слитность взрослого и ребенка,
появляются двое. Следовательно, изменяется
социальная ситуация. В ее изменении -
суть кризиса одного года.
Ребенок в 1 год.
- Адекватно реагирует
на окружающую обстановку;
- Ходит, держась за руку
или за какой-нибудь предмет
мебели;
- Вертится во все стороны,
становится непоседливым;
- Выполняет целенаправленные
действия, например точно берет нужный
ему предмет;
- Выражает чувства, в частности,
не только плачем, но и вполне
осознанной улыбкой, жестом и
взглядом;
- Постоянно кидает вещи
на пол;
- Умело ест, выбирает любимые
продукты и отдает им предпочтение;
- Подолгу лепечет и
произносит различные слоги;
- Все берет в рот, чтобы
изучать;
- Понимает отдельные слова,
например слово «нельзя», но далеко
не всегда слушается;
- Вынимает игрушки из
коробки и кладет их обратно;
- Пьет из чашки;
- Играет в «ладушки»;
- Катает мячик;
- Произносит слова «мама»
и «папа» и другие слова;
- Рисует каракули;
- Отвечает жестом, например
протягивает руку;
- Хорошо ходит.
Раннее детство – особый период становления
органов и систем, и, прежде всего, функций
мозга. Период от 0 до 3-х лет является определяющим
для становления речи, и, если в этот период
не уделять внимания ее формированию,
то в дальнейшем потребуется масса усилий,
чтобы наверстать упущенное.
Для родителей, которые хотят, чтобы их
ребенок овладел чистой, хорошо развитой
речью можно порекомендовать соблюдать
следующие правила:
с первых дней жизни ребенка разговаривайте
с ним обо всем: что вы делаете, для чего,
как называются предметы и явления, какими
свойствами они обладают, ваше отношение
к ним;
берите ребенка на руки, рассказывая потешки, напевая песенки, чтобы ребенок видел ваше лицо, следил за артикуляцией, мимикой;
стимулируйте речевую активность ребенка,
избегая общения с помощью жестов: не спешите
давать ребенку желаемое, едва он протянет
руку, спросите о том, что он хочет получить
или сделать;
говорите с малышом медленно и правильно
называя предметы, действия, явления : «Это машина. Она едет и гудит би-би». В дальнейшем ребенок использует
это звукоподражание для обозначения предмета и действия, но от Вас он должен слышать только правильное название;
каждый день читайте малышу, не ограничиваясь
только стихами или сказками. Ребенок
должен слышать разнообразно ритмически
и интонационно оформленную речь;
стройте свое общение по типу диалога,
то есть, обращаясь к малышу, оставляйте
время для его ответа.
А самое важное правило – нельзя заниматься
развитием речи изолированно («скажи»),
т.к. речевое и психическое развитие взаимосвязано.
Родитель сам организует игру или включается
в уже начатую ребенком с целью научить
его новому, сформировать навыки, дать
понятия о свойствах предметов, познакомить
с окружающим миром. Необходимо постоянно
играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика),
заниматься конструированием (кубики,
любой природный материал), собирать мозаику
и элементарные вкладыши, раскладывать
мелкие предметы по отдельным емкостям,
лепить и рисовать уже на первом году жизни.
Не забывайте и про формирование навыков
самообслуживания (снять носок, расстегнуть
пуговицу, вымыть руки, самостоятельно
кушать).
Помощь взрослых базируется прежде всего
на знании стадий, которые ребенок проходит
в своем речевом развитии.
Первый год жизни – период голосовых реакций(гуление),
лепета, отдельных слогов, возникновение
первых слов-понятий. Развитие понимания
речи, начиная с адекватного реагирования
на интонацию и завершаясь пониманием
простых просьб К концу первого года ребенок
должен активно использовать 5-15 слов,
которыми считаются мяу, Ки, котя ко-ко,
куичка бах, ам и др.
Второй год жизни – начало собственной активной
речи: к 1,5 годам в активном словаре ребенка
насчитывается около 50 слов, а к 2 годам
– 200-400 слов, формируется фраза из 2-4 слов,
дети начинают задавать вопросы. В этот
период допустимо неправильное произношение
большинства звуков, аграмматизмы.
Третий год жизни – речь становится грамматически
правильной, ребенок использует все основные
части речи. Количество слов приближается
к 1000. Звукопроизношение еще не полностью
соответствует норме (шипящие, «Р», «Л»),
пропуски отдельных слогов в сложных словах.
Ребенок любит слушать сказки, заучивает
первые стихи, песенки. Пользуясь речью,
малыш может вступать в контакт с другими
детьми, образует свои слова, обозначающие
действия, явления.
Родителей часто интересует вопрос, когда
же первый раз нужно показать ребенка
логопеду, ошибочно считая, что в его функциональные
обязанности входит лишь исправление
нарушенных звуков. Мы рекомендуем сделать
это в возрасте 1 года, когда уже можно
выявить задержанный темп речевого развития
и определить предпосылки дальнейших
речевых нарушений.
Логопед изучит развитие таких процессов,
как восприятие, память, мышление, внимание,
что является психологической базой для
развития речи. Определит, нарушено ли
понимание обращенной к ребенку речи,
уровень развития его мелкой и общей моторики,
соответствует ли психическое развитие
ребенка возрастной норме . Очень хорошо,
если с момента рождения мама ведет дневничок
развития своего малыша, опираясь на информацию
которого, специалист может оценить процесс
формирования речевой деятельности, выявить
нарушения. Кроме того, мама получит всю
необходимую информацию о нормативах
речевого и психического развития, а, в
случае необходимости, уже в этом возрасте
можно приступить к играм-занятиям со
специалистом, заниматься дома по индивидуально
составленной программе. Эти занятия направлены
на развитие мышц артикуляционного аппарата
(упражнения для губ, языка, нижней челюсти),
развитие речевого дыхания, фонематического
слуха, расширения словарного запаса и
речевой активности. Среди причин, приводящих
к нарушениям речевого развития, можно
выделить основные:
Недостаточность речевого общения с
ребенком
Неблагоприятные условия воспитания
Инфекции, интоксикации (период беременности,
родов, послеродовой период)
Нарушения слуха (ребенок неадекватно
реагирует на звуки и разговорную речь,
избегает общения, не может определить
источник звука, речь монотонна, развитие
голоса прекращается на этапе вокализов).
В данном случае необходимо обратиться
к ЛОР-специалисту.
Неврологические нарушения, когда необходимо
лечение, назначенное специалистом-неврологом.
Таким образом, еще раз подчеркну необходимость
своевременного обращения к специалисту,
т.к. уже первый визит позволит сформировать
необходимый диагностический комплекс,
в результате чего будет установлена причина
речевого недоразвития, назначено необходимое
лечение, на фоне которого будет проходить
коррекционная педагогическая работа.
Многие дефекты и нарушения речевого развития
исправимы, но, помимо медицинской помощи,
требуют большой затраты времени, сил,
терпения и любви к малышу.
Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)
Аффективные вспышки лучше всего
гасятся тогда, когда взрослые достаточно
спокойно на них реагируют, а по возможности
- вообще игнорируют. В противном случае,
особое внимание взрослых действует как
положительное подкрепление: ребенок
быстро замечает, что уговоры и прочие
приятные моменты в общении с родственниками
следуют за его слезами или злостью, и
начинает капризничать чаще, чтобы этого
добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь.
Если он действительно расстроен, взрослому
достаточно показать ему любимую или новую
игрушку, предложить заняться с ним чем-то
интересным - и ребенок, у которого одно
желание легко сменяется другим, мгновенно
переключается и с удовольствием занимается
новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая,
первичная форма самосознания. Новый этап
в развитии самосознания начинается, когда
ребенок называет себя - сначала по имени,
в третьем лице: "Тата", "Саша".
Потом, к трем годам, появляется местоимение "я".
Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего
"я", но того, что "я хороший",
"я очень хороший", "я хороший и
больше никакой". Это чисто эмоциональное
образование, не содержащее рациональных
компонентов (поэтому трудно назвать его
самооценкой в собственном смысле этого
слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности,
принятии, поэтому самооценка всегда максимально
завышена.
Сознание "я", "я хороший",
"я сам" и появление личных действий
продвигают" ребенка на новый, уровень развития.
Начинается переходный период - кризис
3 лет.
4. Кризис 3-х лет
Кризис 3 лет - граница между
ранним и дошкольным детством - один из
наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики
кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм.
Ребенок дает негативную реакцию
не на само действие, которое
он отказывается выполнять, а
на требование или просьбу
взрослого. Он не делает что-то только
потому, что это предложил ему определенный
взрослый человек (ребенок игнорирует
требования одного члена семьи или одной
воспитательницы, а с другими достаточно
послушен. Главный мотив действия - сделать
наоборот, т.е. прямо противоположное тому,
что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика
кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то
не потому, что ему этого очень хочется,
а потому, что он сам об этом сказал взрослым
и требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство - не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. Упрямый
ребенок продолжает настаивать на том,
чего ему не так уж сильно хочется, или
совсем не хочется, или давно расхотелось.