Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:06, контрольная работа
Филогенез (от греч «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).
контрольная работа
по теме: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА
нАПРАВЛЕНИЕ___________
Профиль
\
Первоуральск
РАЗВИТИЕ
ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА
Филогенез (от греч «филэ» – племя, род; «генезис» –
происхождение) – развитие психики у позвоночных,
имеющих усложняющуюся кору головного
мозга (от рыб до человека).
Существуют разные подходы к пониманию
того, кому присуща психика: антропопсихизм – психика присуща
только человеку; панпсихизм – всеобщая одухотворенность природы
(психика присуща всей природе, в том числе
и неживой); биопсихизм – психика – это
свойство живой природы (присуща и растениям);
нейропсихизм – психика свойственна только
организмам, которые имеют нервную систему;
мозгопсихизм – психика присуща только
организмам с трубчатой нервной системой,
имеющим головной мозг (при таком подходе,
у насекомых психики нет, так как у них
узелковая нервная система, без выраженного
головного мозга).
Критерием появления зачатков психики
у живых организмов является наличие чувствительности,
то есть, способности реагировать на жизненно
значимые раздражители среды (звук, запах
и тому подобное), которые являются сигналами
жизненно важных раздражителей (пища,
опасность) благодаря их объективно устойчивой
связи. Критерием чувствительности является
способность образовывать условные рефлексы.
Рефлекс – закономерная связь внешнего
или внутреннего раздражителя посредством
нервной системы с той или иной деятельностью.
Психика возникает и развивается у животных
именно потому, что иначе они не могли
бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека – качественно более
высокий уровень, чем психика животных.
Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности, которая
возникает в силу необходимости осуществления
совместных действий для добывания пищи
при резком изменении условий жизни первобытного
человека. И хотя видовые морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Трудовая деятельность
имеет продуктивный характер: труд, осуществляя
процесс производства, запечатлевается
в своем продукте (то есть, происходит
процесс воплощения, опредмечивания в
продуктах деятельности людей их духовных
сил и способностей). Таким образом, материальная,
духовная культура человечества – это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества
человек изменяет способы и приемы своего
поведения, трансформирует природные
задатки и функции в «высшие психические
функции» – специфические и человеческие,
общественно исторически обусловленные
формы памяти, мышления, восприятия (логическая
память, абстрактно-логическое мышление),
опосредованные применением вспомогательных
средств, речевых знаков, созданных в процессе
исторического развития. Единство высших
психических функций образует сознание
человека.
Отличительные особенности психики человека
еще в большей степени проявляются в онтогенезе.
Онтогенез (от греч «относ» – сущее; «генезис»
– происхождение) – развитие психики
индивида, начиная с внутриутробной стадии
до смерти от старости. Индивидуальное
развитие, так же как и развитие человечества,
имеет свои закономерности, свои периоды,
стадии и кризисы.
Временной характеристикой индивидуального
развития является возраст. В отличие
от хронологического возраста, выражающего
длительность существования индивида
с момента его рождения, понятие «психологического
возраста» означает определенную качественно
своеобразную ступень онтогенетического
развития, обусловливаемую закономерностями
формирования организма, условиями жизни,
обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое
происхождение. Возрастные ступени развития
можно было бы сравнивать с историческими
ступенями в развитии органической жизни
и геологическими эпохами в истории развития
Земли.
Возрастному развитию присущи два свойства
– метрическое и топологическое.
Метрическое свойство означает длительность
протекания тех или иных психологических
процессов и состояний в психике, которые
происходят на протяжении жизни человека.
Метрические свойства измеряются временными
интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе
изучения временного аспекта возрастного
развития были выявлены такие закономерности,
как неравномерность и гетерохронность.
Неравномерность возрастного развития
выражается в том, что развитие отдельных
психических функций осуществляется разными
темпами. Гетерохронность же связана с
тем, что отдельные стороны психической
функции развиваются разновременно.
Не менее важным, чем метрическое, является
топологическое свойство возрастного
развития. Оно означает определенность
того или иного состояния, фазу или период
становления индивида. Поскольку возрастное
развитие как целостное образование представляет
собой сложную динамическую систему, ее
качественные топологические особенности
могут быть определены путем изучения
структурных особенностей, взаимосвязей
ее различных сторон, выделения ведущих,
системообразующих факторов, с которыми
связана специфика данного периода жизни.
Каждый период онтогенетического развития
характеризуется определенными возрастными
особенностями. Возрастные особенности
– это специфические свойства психики
индивида, закономерно изменяющиеся в
процессе смены возрастных стадий. Возрастные
особенности образуют определенный комплекс
многообразных свойств, включая персептивные,
познавательные, мотивационные, эмоциональные
и другие характеристики индивида.
Тема 2. Психика. Сознание. Бессознательное
Практические задания
1. Существует ли психика у червей, моллюсков, пчел? Испытывают ли они боль? Обоснуйте свой ответ.
Психика - это термин, значение
которого зависит от того, что договорились
под ним понимать. На данный момент
ученые договорились, что
"психика присуща не всем живым организмом,
а формируется только на определённой
ступени биологической эволюции. На какой
конкретно - специатисты спорят. То, что
психика есть у животных и птиц - все согласны.
Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии
психики у простейших и амеб говорят очень
редко "
2. Обладают ли собаки сознанием? Аргументируйте свой ответ.
У собаки есть сознание хотя бы потому что у них есть страх они понимают когда ты её ругаешь и если ты очень много времени проводишь с ней то она будет понимать тебя без слов а без сознания такого быть не может!
3. Опишите и проанализируйте два случая поведения (вашего или других людей), в которых проявилось действие защитных механизмов личности.
1. Один из защитных механизмов личности является подавление это избегание тревожащий информации, отвлечение внимания, осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов. Мой брат летом ходил в спортивный лагерь. Вместе с ним в эту же смену мы отдали моего племянника, который проживает в другом городе, а на лето приехал к бабушке. Мой брат знал всех ребят, которые были в лагере, а племянник не знал и у него началось конфликты с другими ребятами. Брат знал, что ему следует защитить своего брата, которого дразнили. Но если он станет это делать, то у него тоже испортятся отношения с ребятами. Они будут говорить плохо и о брата. Мой брат не смог защитить своего брата. Мы забрали племянника из спортивного лагеря. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться.
2. Еще одна разновидность защитных механизмов личности является вымещение. Это защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют "козлами отпущения". Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите. Директор пришел в плохом настроении на работу и как следствие этого "сорвал" его, отругав заместителя, заместитель – секретаря, секретарь – водителя, водитель, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса директора. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.
4. Опишите два случая проявления
в ваших сновидениях
Еще когда я учился в школе, нам задали на дом какое то задание по алгебре, в котором я наткнулся на непреодолимое препятствие: ни как не мог решить одну задачу. В результате оставил его и лег спать. Мне приснился сон, в котором я якобы решил эту задачу, чем был доволен во сне. На утро, проснувшись, я вспомнил этот сон: вспомнил, как решил задачу, как был доволен решением потом, но вот само решение (побуквенное) я не помнил. Так всегда бывает с людьми во сне, как будто ты смотришь фильм, а тетрадь с решением оказалась не в фокусе у оператора. Тогда, открыв тетрадь, я попробовал решить задачу методом из сна. И о чудо, задача была решена, после недолгих вычислений.
Информация о работе Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза