Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:49, контрольная работа
Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии.
Введение
1.История развития психологии как науки
2.Развитие психики
3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Список используемых источников
3.Развитие психики
в процессе онтогенеза и
Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение,
происхождение) – постепенное изменение
различных форм органического мира в процессе
эволюции. Термин «филогенез» был введен
немецким биологом Э. Геккелем. В психологии
под филогенезом илифилогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики
как продукта эволюции. В отечественной
психологии учение о филогенетическом
развитии психики было разработано А.
Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического
понимания психики как отражения объективного
мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции:
сенсорная психика, перцептивная психика,
интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства
внешних воздействий (на уровне ощущений).
Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие
моллюски и млекопитающиеся) отражают
внешнюю действительность в форме не отдельных
ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуе
Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.
Психика есть
свойство высокоорганизованной
материи – нервной системы.
У человека носителем психики
является головной мозг. Нервная
система осуществляет две
Общий план строения нервной системы у
всех позвоночных один и тот же. Ее основными
элементами являются нервные клетки, илинейроны, функция которых заключается в том,
чтобы проводить возбуждение (рис. 1). Нейрон
состоит из тела клетки, дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих
возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение
другим нейронам. Нервные волокна покрыты
белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает
проведение возбуждения в определенном
направлении. Пункт контакта аксона с
дендритами или телом клетки других нейронов
называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом пункте
осуществляется функциональная связь
между нейронами.
По расположению
в организме и функциям
Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и
их групп, проникающих во все участки нашего
тела и выполняющих в основном проводниковую
функцию: доставку нервных сигналов от
органов чувств (рецепторов) в центр и
от него к исполнительным органам.
Центральная нервная система состоит из головного
и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных
безусловных рефлексов. Он регулирует
мускульные движения человеческого тела
и конечностей, а также работу внутренних
органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей
от периферии информации и выработка «команд»
исполнительным органам. Головной мозг
не представляет собой сплошной массы.
Он состоит из отделов, связанных друг
с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом, который соединяет спинной мозг с головным.
Над продолговатым мозгом находится средний мозг, мозжечок, еще выше – промежуточный мозг. Все эти отделы сверху покрыты большими
полушариями, которые вместе с корой больших
полушарий образуют конечный мозг. В продолговатом мозге находятся центры
управления дыханием, сердечной деятельностью,
работой желудка, кишечного тракта. В среднем
мозге расположены ядра зрения и слуха
и осуществляется координация работы
этих органов чувств. В промежуточном
мозге находятся центры вегетативной
нервной системы, центры желез внутренней
секреции.
Наиболее развитая
часть головного мозга – его
большие полушария. Большие
Кора головного мозга функционально организована.
В ней выделяют лобные, височные, теменные
и затылочные доли, поля головного мозга.
В лобных долях находятся двигательные центры, речевой
центр, представлены основные психические
функции (целеполагания, воли, мотивы достижения,
моральные мотивы, системы смыслов и ценностей
человека), осуществляется аналитическая
деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся центры слуха, вкуса, обоняния,
понимания речи, осуществляются экспрессивные
функции речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности
(боль, тепло, холод и т.д.). Здесь же находится
центр музыкального понимания. Затылочные доли осуществляют анализ зрительной информации
(свет, цвет)
Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.
Основная форма
взаимодействия организма со
средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение.
Действие это осуществляется с помощью
центральной нервной системы.
Рефлексы по своему происхождению бывают
двух видов: врожденные и приобретен
Чтобы уяснить разницу нервных механизмов
того и другого рефлекса, рассмотрим примеры.
Маленький ребенок тянется рукой к блестящему
белому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно
отдергивает руку. Это безусловный рефлекс.
Но вот он отдергивает руку при одном виде
чайника. Это условный рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы выполняют
функцию связи организма с окружающей
средой, обеспечивают его приспособление
к этой среде и нормальную жизнедеятельность
в ней.
В рефлекторном механизме принято различать три части:
- чувствующую
- центральную
- двигательную
Возбуждение по чувствующему нерву передается
в центр (мозг), где переключается на двигательный
орган и по нему идет к рабочему органу.
Возникает ответная реакция на раздражение.
Эти части рефлекторного механизма вместе
называются рефлекторной дугой.
Согласно последним исследованиям физиологов
установлено, что структура сложного рефлекса
имеет не три, а четыре части. Эта последняя
часть контролирует и корректирует (уточняет,
поправляет) протекание третьей части
– двигательной. Как это происходит? Оказывается,
как только нервный сигнал по двигательному
– центробежному – нерву доходит до рабочего
органа (к мышце или железе), то последний
в свою очередь посылает обратный сигнал
в центр – мозг. Поступивший обратный
сигнал информирует мозг о характере тех
изменений, которые в данный момент произошли
в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой
мере – правильно или неправильно – рабочий
орган выполнил полученную из центра команду.
Как только мозг обнаруживает отклонение
от заданной программы, если ответное
действие выполнено неудачно, он тут же
посылает сигнал о соответствующей корректировке
действия и направляет деятельность организма
по ранее намеченному пути. Это четвертое
звено рефлекторного акта получило название обратной связи.
Благодаря наличию обратной связи обеспечивается
саморегуляция, самоуправление организма
в процессе правильного приспособления
к окружающей среде. Без этого мы никогда
не могли бы научиться ходить, писать,
пользоваться ножом и вилкой, одеваться,
совершать различного рода профессиональные
движения, овладевать спортивными навыками.
Нервные процессы в коре больших
полушарий головного мозга.
Виды торможения. Первая и
вторая сигнальные системы
Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности. Такое же охранительное и восстановительное значение имеет сон как торможение, широко распространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истощения и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.
Существует два основных
вида коркового торможения:
- внешнее (результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя)
-внутреннее (проявление внутренних закономерностей
работы коры).
Особой формой внешнего торможения
является так называемое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных
(или продолжительно действующих) раздражителей,
которые вызывают сверхсильное возбуждение
нервных клеток. Как только раздражение
достигает определенного предела, вступает
в действие охранительное торможение.
Например, перевозбужденный впечатлениями,
переутомленный ребенок быстро засыпает,
иногда даже сидя у телевизора. Это проявление
охранительного торможения.
Кора больших полушарий мозга испытывает
воздействие разнообразных сигналов,
идущих как извне, так и из самого организма.
И. П. Павлов различал два принципиально
отличных друг от друга типа сигналов
(сигнальных систем). Сигналы – это, прежде
всего, предметы и явления окружающего
мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые,
осязательные, вкусовые, обонятельные
раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна
реагировать и на слова. Слова и сочетания
слов также сигнализируют человеку об
определенных предметах и явлениях действительности.
Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система – продукт
общественной жизни человека и присуща
только ему, у животных нет второй сигнальной
системы.
Заключение
Список использованной литературы
1. Братусь
Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
2. Вейнингер
О. Пол и характер. М., 1994.
3. Годфруа
Ж., Что такое психология? М., 1992. Т.1,2.
4. Дельгадо
Х. Мозг и сознание М., 1971.
5. Кон
И. Введение в сексологию. М., 1988.
6. Леви
В. Я и Мы. М. 1972.
7. Лурин
А. Р. Эволюционное введение в психологию.
М., 1975.
8. Немов
Р. С. Психология. Т.1.Гл.2.М., 1995.
9. Немов Р. С. Психология: Общие основы
психологии. В 2 кн. Кн. 1. - М.: Просвещение:
Владос, 1984. с.42-71 Соотношение сознания
и бессознательного.
10.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 544 с.
11.. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение,
12.. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА
13.. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2007
Информация о работе Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза